Предметная область: Окружающий мир (автор: Н. Ф. Виноградова)
Тема: «Твое здоровье»
Цели урока:
сформировать у учащихся представление о понятии «здоровье» и здоровом образе жизни;
познакомить с правилами, помогающими сохранить крепкое здоровье;
установить причинно – следственные связи между полезными привычками и здоровьем;
воспитывать навыки здорового образа жизни;
развивать устную речь, умение быстро и чётко работать фронтально и группами;
формировать положительную мотивацию обучения учащихся на уроке;
развивать умение размышлять и самостоятельно делать выводы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру
развивать логическое мышление, умение грамотно выражать свои мысли;
воспитывать бережное, грамотное и ответственное отношение к своему здоровью;
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
развивать у детей потребность в получении новых знаний, умение применять их в повседневной жизни.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
формирование умений отличать признаки здорового человека от больного (познавательные УУД);
формирование умения выстраивать речевые высказывания;
формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
формирование начальных форм рефлексии (регулятивных форм рефлексии УДД);
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Методы и приёмы: беседа, рассказ, решение проблемной задачи, игра, групповая
работа, работа с учебником, работа с иллюстративным мате-
риалом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах,групповая.
Оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, презентация POWER
POINT «Секреты здоровья», конверты с секретами здоровья, плакат с эмблемой змеи, задание
«Цветок здоровья» для работы в группах, раздаточный материал
«Режим дня» для домашнего задания, учебник «Окружающий
мир
Методическая литература:
«Окружающий мир», 1 класс: методика обучения, Н. Ф. Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана - Граф», 2012 год;
Методическое пособие для учителей начальных классов «Растим здоровых, умных, добрых», Е. В. Посошенко, ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовкиработников образования»;
Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя «Полезные привычки», Т. Б. Гречаная, Л. Ю. Иванова, О. Л. Романова, ООО «АТО», г. Ростов – на – Дону, 2002 год;
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Окружающий мир», часть 1, Н. Ф. Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана - Граф», 2013 год.
Ход урока.
Поприветствуем гостей.
(Психологический настрой). Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы.
Закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.
Цель: снять напряжение, мотивировать учащихся к продуктивной учебной деятельности путём установления доброжелательной атмосферы.
Постановка проблемы.
Когда ждали гостей, звучала музыка. Как понимаете слова: жить здорово здорово.
- Почему жить здорово здорово? Слайд №1
Что значит быть здоровым? ( Не болеть)
- Вы всё правильно сказали. Здоровье – это нормальная работа всего организма.
Цель: Подготовка к определению темы урока.
Определение темы урока.
- Я думаю, что вы уже знаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке. О чём? О здоровье. Тема нашего урока – «Твое здоровье». Слайд №2
И также, не случайно, эмблемой нашего урока я выбрала змею. Змеиный яд используется при изготовлении многих лекарств, поэтому змея является символом мудрости и здоровья.
Реализация темы урока.
- А теперь давайте посмотрим, что думает об этом наша змейка. (Нужно выйти и открыть каждую капельку. В них надписи: красота, сила, ум, счастье, жизнь!!!) Слайд № 3
-Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются эти деревья? Слайд № 4
- Почему произошло так, что одно дерево красивое, а второе – нет?
- Первое дерево поливали, было достаточно солнечного света, его удобряли, т.е.кормили. За этим деревом ухаживали.
- Человеческий организм также нуждается в том, чтобы за ним ухаживали, иначе он «сломается» и будет похож на это дерево.
Игра «Дружная семейка».
-Мы с ребятами хотим вам показать, как работает здоровый и больной организм. У здорового организма все органы работают дружно, помогают друг другу. (Дети становятся в круг, берутся за руки, по команде они начинают одновременно приседать и вставать). Так работает здоровый организм.
Расскажите, что с вами происходит, когда вы заболеваете? (Ответы детей). Один человек начинает приседать чуть быстрее или чуть медленнее. Работа цепочки нарушилась.
- Вот так чувствует себя больной организм. Если заболевает один орган – нарушается работа всего организма. (Посадить на места).
Цель: выявить уровень компетентности детей в умении отличать здоровый организм от больного.
5. Актуализация знаний.
1. -Когда я попросила вас дома сделать рисунки, которые вы уже рассмотрели сегодня, то у первого варианта вопросов не было, потому что им нужно было нарисовать здорового человека, а вот второй вариант, которому нужно было нарисовать заболевшего человека, был не очень доволен, многие даже подходили и просили меня: «А можно я тоже нарисую здорового человека?» Как вы думаете, почему некоторые из вас не хотели рисовать больного человека?
(Люди не любят болеть, все хотят быть здоровыми и даже рисовать больных людей не очень приятно).
Скажите , каким должен быть здоровый человек? Работаем все вместе. (Ответы детей). Сильный, стройный, ловкий, весёлый, красивый, редко болеет, долго живёт, счастливый.
-Как вы думаете, от кого зависит наше здоровье? (От нас самих)
2. Работа в группах.
-А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
Задание: каждой группе нужно выбрать лепесток , на котором написано, что должен делать человек для укрепления своего здоровья.
Проверить работу, участники группы оценивают друг друга, прикрепить цветы здоровья к эмблеме.
6 .Обозначение правил (секретов) здорового образа жизни.
Для чего мы делаем зарядку?
- Во время зарядки кровь быстро движется по сосудам, она согревает наше тело, добирается до клеток головного мозга. Наши мускулы становятся крепче, а значит, и мы чувствуем себя здоровыми и сильными.
Раз, два - мы считаем
И шагаем, и шагаем.
Три – четыре, три – четыре
Руки в стороны пошире.
А теперь все потянулись,
Повернулись, улыбнулись.
Вместе дружно все присели,
Потом встали, полетели.
Чтоб здоровым, сильным быть
Делайте зарядку.
И тогда с мускулатурой
Будет всё в порядке.
Поднимите красный кружок, кто забывает или ни делает зарядку. Желтый, кто постоянно.
• Правильно питайся.
-Что значит правильное питание?
-Чем вредны? Слайд №6
-Назовите продукты.
-Что нужно сделать?
Распределите на экране полезные продукты и вредные.
Поднимите красный кружок те, кто часто употребляет вредные продукты . Желтый, кто редко.
• Соблюдай личную гигиену. Слайд № 7
- Кто знает, что такое личная гигиена? (Это содержание в чистоте кожи, волос, зубов, ногтей.) -Для чего нужно соблюдать личную гигиену? (Микробы очень любят всё грязное, поэтому грязное тело может нанести большой вред человеку).
Появляются микробы
Микробы: (поют под мотив «Говорят мы Буки-Бяки»)
Мы такие, мы такие - вредные и грязные
Мы микробы не простые, очень мы опасные.
Ой-ля – ля, ой-ля – ля! Вредные и грязные
Ой-ля – ля, ой-ля – ля! Очень мы опасные.
Мы – микробы, хорошо бы, чтоб ты нас рукой потрогал.
Ребёнок- А ну уходите микробы! Не боимся мы вас.
Микробы: Это что же? Все боятся нас, а вы нет?
Ребёнок– Конечно нет! Потому, что все наши дети ещё с садика знают золотое правило от Мойдодыра.
Микробы: Ничего вы не знаете! (кривляются) Золотое правило, золотое правило! Никуда мы не уйдём! Ничего то вы не знаете!
Ребёнок –Это мы не знаем? Ребята,давайте вспомним замечательное правило Мойдодыра и повторим его вместе - «От простой воды и мыла у микробов тает сила».
Микробы: Ой, быстрее убегаем, тают наши силы.
Существуют предметы, которыми должен пользоваться только один человек и предметы, которыми могут пользоваться все. А что это за предметы мы сейчас с вами вспомним с помощью игры «Можно - нельзя».
Поднимите красный кружок те, кто соблюдает правила личной гигиены. Желтый, кто редко.
- Что делать, если все-таки заболели?
Бороться с микробами и болезнями нам помогают и звуки. Хотите узнать, как?
Если у вас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песню (руку приложить к горлу ,делаем вдох-на выдохе произносим звук) зззззз)
Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками (ладонь к грудной клетке жжжжжжж)
7. Закаливание. Слайд №8
-Зачем?
- Поднимите карточку, кто часто болеет?
Но очень часто люди совершают такие поступки, которые приводят их к болезни.
Я буду читать предложения. Если вы считаете, что это полезно для здоровья – вы хлопаете в ладоши, если вы считаете, что это вредно для здоровья – топните ногой. Давайте попробуем.
На ночь кушай много конфет и булочек.
Мой руки перед едой.
Перед сном проветривай комнату.
Утром выйдя из дома, обязательно поругайся с кем – нибудь.
Утром делай зарядку.
Пей больше чистой воды.
Ешь много овощей и фруктов.
Каждый раз, увидев своё отражение в зеркале – улыбайся!
Цель: снять усталость, выявить уровень знаний учащихся о влиянии плохих и хороших привычек на состояние здоровья.
8. Работа с учебником.(с.61). Слайд №9
Чтение текста.
Цель: актуализировать мыслительные операции; мотивировать к действию и его самостоятельному выполнению; организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.
Чтобы соблюдать режим дня, нужно уметь определять по часам время.
Работа в тетрадях.
Стр. 27
Возьмите карандаш , нарисуйте стрелки на часах.
Проверим.
Поднимите желтую карточку те, у кого все правильно.
8. Рефлексия (итог урока, оценивание урока учителем и детьми).
-Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке? Что такое здоровье ? Что нужно делать , чтобы быть здоровым?
Что для вас было самым трудным на уроке?
Что больше всего понравилось?
Наклейте кружочки на выбранное вами место.
Я хочу похвалить…..