У: рассказывает о месяцах У: Ну что, запомнили как правильно называются месяцы? Как называется ноябрь? Д: Грудень У: А почему? Д: Потому что раньше так называли замерзшую землю со снегом. У: А июнь? Д: Изок У: Почему? Д: Так называли кузнечиков, в этом месяце их было много. У: Отлично! Сейчас давайте немного отдохнем: Физминутка: На улице зима,(руки в стороны) И стало холоднее.(обнять себя руками) Теперь одежда нам Нужна теплее.(движение указательным пальцем) Чьи варежки? –Мои! (показать ладони) Чья шапочка? –Моя! (ладони на голову) Чей шарфик? -Мой! (ладони на шею) Пойдем гулять скорей с тобой. (ходьба на месте) Чтобы ножки не замерзли- Мы потопаем. (топать ногами) Чтобы ручки отогрелись Мы похлопаем. (хлопать руками) А чтобы было веселее, Мы снежки лепить начнем. (имитация лепки снежков) Будим весело играть, (кидание снежков) Хорошо зимой гулять. (руки в стороны) У: А вы знаете, как раньше люди предсказывали/определяли погоду? Д: отвечают У: Раньше не было приборов, помогающих определить погоду, поэтому люди внимательно наблюдали за сезонными изменениями в природе, подмечали форму облаков, цвет неба, поведение животных и растений. Так появились народные приметы. У: Наш мудрый народ за многие сотни лет накопил огромное количество примет, связанных с самыми разными сферами жизни. Очень много есть примет, пословиц и поговорок о временах года. Давайте обратим внимание на слайд. Прочитаем и попробуем объяснить некоторые. У: (читает со слайда) Июнь с косой по лугам прошёл, а июль с серпом по хлебам пробежал. Д: В июне трава выросла, но ещё не стала жесткой/грубой, поэтому идет сенокос в лугах. А в июле созревают рожь и пшеница - начинается уборка хлебов, которые раньше убирались серпом. У: Совершенно верно У: Красные облака до восхода солнца – к ветру, тучи – к дождю. У: Лето сухое и жаркое – зима малоснежная, морозная. У: Весна красна цветами, а осень плодами. Что это значит? Д: Весной все расцветает. Осенью все созревает и собирают урожай, готовятся к зиме. У: Август греет спину, холодит грудь. Д: В августе погода идет к осени - становится холодно вечером, ночью, утром, но дни ещё теплые, днем солнышко греет. У: Мы разобрались со всеми временами года, а теперь давайте прочитаем текст Виталия Валентиновича Бианки о лете и объясним явление, о которых говорится в выделенных словосочетаниях. Страница 7 в учебнике. Д: читают текст У: Прочитаем первое словосочетание. Д: поднимается туман У: Попробуйте объяснить Д: Воздух охлаждается быстрее и поэтому ночью он холодный, вода охлаждается медленнее и поэтому испаряется и поднимается вверх в виде пара, соприкасается с холодным воздухом и из газообразного состояния переходит в маленькие капельки воды, которые висят в воздухе - это и есть туман. У: Отлично! У: А теперь «почему мальки рыб плавают на мелководье»? Д: Они плавают на мелководье, потому что течение меньше, теплее вода, меньше хищных рыб. У: Верно, молодцы! У: А сейчас поработайте самостоятельно. На странице 10 прочитайте текст и ответьте на вопрос, какие деревья встретились в тексте, какие изменения с ними происходят, на задание вам 3 минуты. Д: Берёза сбрасывает листья ровным кругом, кидает липа зубчатые монетки в чёрную воду омута, багрянеет красавец клён, лиственница пожелтит хвою. |