ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
2 КЛАСС
Задание № 1 (10 баллов)
метод фишек
В очереди стоят 5 мальчиков: Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Известно, что:
- Юра купит билет раньше Миши, но позже Олега;
- Володя и Олег не стоят рядом;
- Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей.
Кто за кем стоит?
Ответ: Олег, Юра, Володя, Миша, Саша.
Задание № 2 (10 баллов)
метод решения с конца (сведение сложной задачи к простой)
Женщина собрала в саду яблоки. Чтобы выйти из сада, ей пришлось пройти 4 двери, каждую из которых охранял свирепый стражник, отбирающий половину яблок. Домой она принесла 10 яблок. Сколько яблок осталось стражникам?
Ответ: женщина собрала 160 яблок, стражникам осталось 150 яблок.
Задание № 3 (10 баллов)
табличный метод
Медведь, Волк и Лиса разговаривали на поляне:
Медведь: «Лиса не самая хитрая».
Лиса: «Я хитрее медведя».
Волк: «Лиса хитрее меня».
Два зверя сказали правду, а самый хитрый солгал. Кто самый хитрый?
Ответ: самый хитрый – Волк.
Задание № 4 (10 баллов)
логические закономерности
Продолжи последовательность: 101, 112, 131, 415, …
Ответ: 161, т.к. последовательность состоит из чисел 10, 11, 12, 13, 14 и т.д., которые записаны иначе (с использованием запятой).
Задание № 5 (10 баллов)
На рисунке требуется провести три прямые линии так, чтобы отделить коз от капусты.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/04/s_5bb5fba862606/962799_1.jpeg)
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
2 КЛАСС
№ задания | Тип задания: по способу решения | умения, способы действий учащихся | критерии оценки | количество баллов | общий балл |
1. | метод фишек | Вычитывание текста задачи | правильное указание имени каждого мальчика | 2 | 10 |
Линейное упорядочивание элементов множеств |
2. | метод решения с конца | Вычитывание текста задачи | правильный ответ | 10 | 10 |
Применение метода решения задач данного типа: «Пусть задача решена…» |
Проверка правильности предположений |
3. | табличный метод | Вычитывание текста задачи | правильный ответ | 10 | 10 |
Определение логических связей между множествами и их элементами с помощью таблицы |
Проверка правильности предположений |
4. | установление логических связей | Определение логической связи | правильный ответ | 10 | 10 |
5. | задача с геометрическим содержанием | Владение пространственным воображением | правильный ответ | 10 | 10 |
Общий балл | 50 |
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
3 КЛАСС
Задание № 1 (10 баллов)
метод фишек
3 подружки – Аня, Дина, Вика – пошли в лес за черникой. Каждая девочка в лес зашла со своим братом. Братьев звали Гриша, Лёва и Олег. Девочки очень быстро наполнили корзинки ягодами и стали помогать мальчикам. Но ни одна девочка не помогала своему брату, а помогала братьям подружек. Назовите имя брата каждой девочки, если Дина положила немного ягод в корзинку Гриши, Аня – понемногу ягод в корзинки Гриши и Олега.
Ответ: Лева – брат Ани, Олег – брат Дины, Гриша – брат Вики.
Задание № 2 (10 баллов)
метод решения с конца (сведение сложной задачи к простой)
Купил заяц на базаре несколько морковок и домой пошел. Вдруг видит заяц голодных мышат и отдал им половину своей моркови да еще полморковки. Идет дальше, встретил голодных хомячков и им отдал половину того, что осталось, и еще полморковки. И осталась у зайца одна морковка. Сколько морковок купил заяц, сколько отдал мышам и хомячкам?
Ответ: всего заяц купил 7 морковок, отдал хомячкам 2 морковки, мышатам – 4,
Задание № 3 (10 баллов)
табличный метод
Три ученика различных школ города приехали на отдых в один летний лагерь. На вопрос, в каких школах они учатся, каждый дал ответ:
Петя: «Я учусь в школе № 24, а Лёня – в школе № 8».
Лёня: «Я учусь в школе № 24, а Петя – в школе № 30».
Коля: «Я учусь в школе № 24, а Петя – в школе № 8».
Мальчиков спросили, почему такой разнобой в их ответах. Они сказали, что в ответах каждого из них одно утверждение верно, а другое ложно. В какой школе учится каждый из мальчиков?
Ответ: Коля учится в школе № 24, Лёня - в школе № 8, а Петя – в школе № 30.
Задание № 4 (10 баллов)
логические закономерности
Какие буквы должны продолжить этот ряд: Б, А, В, Б, Г, В, Д, Г, Е…?
Ответ: Д, Ё, Е, Ж, Ё, З, т.к. ряд состоит из двух частей: буквы на нечетных местах: Б, В, Г, Д, Е…; буквы на четных местах: А, Б, В, Г, Д…
Задание № 5 (10 баллов)
Развернуть куб
Если вы разрежете картонный куб вдоль ребер так, чтобы его можно было разогнуть и положить всеми шестью квадратами на стол, то получите фигуру вроде трех следующих.
Любопытно сосчитать: сколько различных фигур можно получить таким путем? Другими словами: сколькими способами можно развернуть куб на плоскости?
Предупреждаю нетерпеливого читателя, что различных фигур не менее 10 (фигуры таковы, что их нельзя наложить друг на друга так, чтобы они полностью совпали).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/04/s_5bb5fba862606/962799_2.png)
Ответ:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/04/s_5bb5fba862606/962799_3.png)
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
3 КЛАСС
№ задания | Тип задания: по способу решения | умения, способы действий учащихся | критерии оценки | количество баллов | общий балл |
1. | метод фишек | Вычитывание текста задачи | правильный ответ | 10 | 10 |
Линейное упорядочивание элементов множеств |
2. | метод решения с конца | Вычитывание текста задачи | правильный ответ | 10 | 10 |
Применение метода решения задач данного типа: «Пусть задача решена…» |
Проверка правильности предположений |
3. | табличный метод | Вычитывание текста задачи | правильный ответ | 10 | 10 |
Определение логических связей между множествами и их элементами с помощью таблицы |
Проверка правильности предположений |
4. | установление логических связей | Определение логической связи | правильный ответ | 10 | 10 |
5. | задача с геометрическим содержанием | Владение пространственным воображением | правильный ответ | 1х10 | 10 |
Общий балл | 50 |
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
4 КЛАСС
Задание № 1 (10 баллов)
метод фишек
На день рождения к Андрею пришли Вася, Глеб, Даша, Митя, Петя, Соня и Тимур. Подскажите, как рассадить ребят за круглый стол, чтобы в именах любых 2-х соседей встречались одинаковые буквы?
Ответ: Андрей – Даша – Вася – Соня – Митя – Тимур – Петя – Глеб
Задание № 2 (10 баллов)
метод решения с конца (сведение сложной задачи к простой)
Договорился мужик с чертом, что будет он в ладоши хлопать, а деньги у него после каждого хлопка будут удваиваться. И попросил-то черт всего отдавать ему по 24 рубля после каждого удвоения денег. Хлопнул мужик в ладоши, деньги удвоились. Отдал 24 руб. Хлопнул второй раз, опять удвоились. Отдал 24 руб. Хлопнул в третий раз, деньги опять удвоились, но только стало их ровно 24! Сколько же у мужика было денег сначала?
Ответ: мужик имел 21 рубль.
Задание № 3. (10 баллов)
табличный метод
В велогонках приняли участие пять школьников. После гонок пять болельщиков заявило: 1) Коля занял первое место, а Ваня – четвертое;
2) Сережа занял второе место, а Ваня – четвертое;
3) Сережа занял второе место, а Коля – третье;
4) Толя занял первое место, а Надя - второе;
5) Надя заняла третье место, а Толя – пятое.
Зная, что одно из показаний каждого болельщика верное, а другое – неверное, найди правильное распределение мест.
Ответ: Сережа занял 1 место, Надя – 2 место, Коля – 3 место, Ваня – 4 место, Толя – 5 место.
Задание № 4 (10 баллов)
логические закономерности
Какое число должно стоять вместо вопросительного знака?
25, 77, 1414, 1010, 22, ?
Ответ: 44, т.к. каждое следующее число получается из предыдущего, если сложить сумму его цифр и записать получившееся число дважды.
Задание № 5. (10 баллов)
В волшебной стране свои волшебные законы природы, один из которых гласит: «Ковер-самолет будет летать только тогда, когда он имеет прямоугольную форму». У Ивана-царевича был ковер-самолет размером 9x12. Как-то раз Змей Горыныч подкрался и отрезал от этого ковра маленький коврик размером 1х8. Иван-царевич очень расстроился и хотел было отрезать еще кусочек 1х4, чтобы получился прямоугольник 8х12, но Василиса Премудрая предложила поступить по-другому. Она разрезала ковер на три части, из которых волшебными нитками сшила квадратный ковер-самолет размером 10х10. Сможете ли вы догадаться, как Василиса Премудрая переделала испорченный ковер?
Ответ:
После того как Змей Горыныч испортил ковер-самолет, Иван-царевич мог отрезать от этого ковра кусочек размером 1х4 и превратить его в ковер размером 8х12. Это значит, что после ухода Змея Горыныча ковер выглядел так, как показано на рис 1. Василиса Премудрая разрезала его так, как показано на рис. 2, и сшила так, как показано на рис. 3.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/04/s_5bb5fba862606/962799_4.png)
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
4 КЛАСС
№ задания | Тип задания: по способу решения | умения, способы действий учащихся | критерии оценки | количество баллов | общий балл |
1. | метод фишек | Вычитывание текста задачи | правильное указание имени каждого ребенка | 1, 25х8 | 10 |
Линейное упорядочивание элементов множеств |
2. | метод решения с конца | Вычитывание текста задачи | правильный ответ | 10 | 10 |
Применение метода решения задач данного типа: «Пусть задача решена…» |
Проверка правильности предположений |
3. | табличный метод | Вычитывание текста задачи | правильный ответ | 10 | 10 |
Определение логических связей между множествами и их элементами с помощью таблицы |
Проверка правильности предположений |
4. | установление логических связей | Определение логической связи | правильный ответ | 10 | 10 |
5. | задача с геометрическим содержанием | Владение пространственным воображением | правильный ответ | 10 | 10 |
Знание понятия «прямоугольник» и квадрата как его вида. Знание понятия «площадь» фигуры. |
Умение перекраивать площади фигур |
Общий балл | 50 |