СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Определенно-личные предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

предметные:

обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно-личных предложений; находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;  использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные;

метапредметные:

развивать  логическое  мышление,  память,  речь  учащихся; развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

личностные:

прививать любовь к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
««Определенно-личные предложения»»

Урок № 53-54

от 09.12.

от 11.12.

от 10.12.

2019

11.12.

12.12.

11.12.

Тема

«Определенно-личные предложения»

Цель урока:

дать понятие об определенно-личных предложениях.

Задачи:

предметные:

обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно-личных предложений; находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям; использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные;

метапредметные:

развивать логическое мышление, память, речь учащихся;
развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

личностные:

прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесные, наглядные.

Технология: исследовательская.

Оборудование: учебник, тексты.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие пословиц и поговорок.

Показывают папки.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Вступительное слово учителя

Учитель. На английском это звучит: «Good morning!». По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? Ответ запишите.

Учитель. Охарактеризуйте это предложение. Сделайте его синтаксический разбор.

Учитель. Обратите внимание, ребята, предложение короткое, из одного главного члена состоящее, а как много мы сказали, произнеся его. Мы пожелали всем быть здоровыми, благополучно существовать.

Учитель.

- Мы с вами, ребята, продолжаем изучать ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вспомните, что мы называем ПРЕДЛОЖЕНИЕМ?

Было бы неинтересно рассказывать просто о предложениях, поэтому поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.

Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое короткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Поезжай).

Словарная работа:

-А как правильно сказать: «едь», «езжай», «поезжай»?

Речь идет о форме повелительного наклонения глагола "ехать". Правильный вариант - поезжай.

Необычность этой формы в том, что она, в отличие от самой начальной формы глагола, приставочная. Носители русского языка, интуитивно привыкнув к тому, что у бесприставочных глаголов формы повелительного наклонения тоже без приставок (копать - копай, сажать - сажай), и от "ехать" образуют все что угодно, стремясь обойтись без приставок: едь, ехай, езжай.

Но надо помнить, что "едь" и "ехай" - просторечные варианты, непригодные к употреблению даже в бытовом общении.

Форма "езжай" допустима как разговорная, в обстановке, далекой от официальности:

- Да езжай же, черт тебя возьми! – набросился он на возницу.

(Чехов А.П. Первый дебют)

А вот использование формы с приставкой по- не только свидетельствует о грамотности самого говорящего, но и смягчает императивность высказывания. Так что именно "поезжай" рекомендуется как литературная норма.

- Давайте, ребята, посмотрим, в чём необычность этих предложений?

(Они не просто самые короткие, но у них нет одного главного члена предложения).


Ученики. Здравствуйте!


Ученики. Это предложение односоставное, так как грамматическая основа состоит из одного сказуемого.



(ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слова, выражающие законченную мысль).

Оформление тетради.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

- Как вы думаете, о каких предложениях мы будем сегодня говорить, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Тема нашего урока «Определенно-личные предложения».

- Что в названии темы вам знакомо, а чего вы не знаете?

- Предположите, что мы должны будем повторить и узнать на этом уроке?

- Каковы его цели?

Односоставные предложения.




Учащиеся называют цели урока: повторить, какие предложения являются односоставными, узнать, какие существуют виды односоставных предложений, какие предложения называют определенно-личными, почему они так называются, какова их роль в речи.

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

  1. Работа над темой урока

Разминка

Цифровой диктант (1- односоставные, 2- двусоставные).

  1. Я помню чудное мгновенье.

  2. Яд каплет сквозь его кору.

  3. Зима.

  4. И я судьбу благословил.

  5. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!

  6. Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

  7. Приветствую тебя, пустынный уголок.

  8. Я гимны прежние пою.

Сверьте свои ответы с ответами (22 12 11 12)

Выполняют на доске.

Комплексный анализ текста. Далеко за пределы России разносится слава о подлинной жемчужине Ладоги — острове Валаам.

Старый Валаам

Начинает светать. Слышно, где-то звонят в колокола. Вижу высокий тёмно-зелёный остров. Пеной кипит вокруг него озеро-море. Видны проливы, камни, леса. Древностью веет от тёмных камней и лесов. Из-за скалистого мыса открылся Монастырский пролив. Слева замечаю каменный островок. На нём располагаются молочно-белая церковка и гранитный крест. Это Никольский скит. Он бодрствует на водах, благословляя входящих, указывая путь.

Воздух на острове смолистый, вязкий. Небо затягивает облаками. Но на душе благодатно.

Задания:

  1. - Выразительно прочитайте текст.

  2. - Какова его тема, идея?

  3. - Что вы знаете о Валааме? (Показ слайдов)

  4. - Определите значение слов «скит», «благодатно», «мыс».

Словарная работа:

Скит - небольшой отдельный монастырь в глухой местности; Благодатный - исполненный благодати.

Благодать - сила, ниспосланная человеку свыше, о полном благополучии, спокойствии,

Мыс - часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро, реку».

- Найдите в тексте эпитеты, метафору.

- Найдите приложение.

- Какие орфограммы и пунктограммы вы увидели в этом тексте?

- Объясните постановку дефисов.

- Найдите односоставные предложения, подчеркните их основы.

-Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу?

- Какой можно сделать вывод?

Дайте определение односоставным предложениям.

Односоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.

Повторение материала на тему: «Виды односоставных предложений»



Работают с текстом в парах.















Запись слов.








Анализ информации. Учитель.

Перед вами предложениями. Прочтите предложения.

- Какие это предложения по количеству главных членов?

Подлежащее отсутствует.

- Понятен  ли смысл?

-Какая форма глагола подсказывает, что действие совершается определенным лицом?
- Почему предложения так названы?

- Нет ли подсказки в самом названии предложений? (Лицо определено, деятель мыслится конкретно).

Выдвинем гипотезу. В определенно-личных предложениях деятель мыслится определенно. Форма глагола подсказывает, что действие совершается определенным лицом. Необходимо доказать правильность этой гипотезы или ее опровергнуть. Для этого важно знать, чем может быть выражено сказуемое в о/л предложении.

Будем исследователями.

В ваших карточках односоставные предложения. Ваша задача – указать, чем выражено сказуемое в каждом предложении. Записать свой пример в таблицу на доску.

Групповая работа

Ученики устанавливают, что сказуемые в этих предложениях выражаются глаголами 1лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (1 группа), 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (2 группа), глаголами повелительного наклонения (3 группа).

В результате групповой работы на доске получается следующая таблица:

Определенно – личные предложения

Примеры

Способы выражения сказуемого

1. Вижу горы и долины.

2. Живем в деревне.

3. Начну сначала.

4.Споем вместе.

Глаголы 1лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения

1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

2. Хочешь помочь мне?

3. Будем смеяться громко.

4. Узнаете много.

Глаголы 2 лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения

1. Пройдитесь по городу на Неве!

2. Береги природу!

3. Не грустите!

4. Уходи, зима седая!

Глаголы повелительного наклонения

Учитель. Дайте определение односоставным определенно-личным предложениям.

Определенно-личным предложением называется односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.

Сказуемое в нем выражается глаголами:

в форме 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа

настоящего и будущего времени

изъявительного наклонения

или формами повелительного наклонения.



Урок 2 – практическая работа


Проанализировать информацию и определить способ выражения

Примеры определенно-личных предложений

Способы выражения

сказуемого

1. Люблю грозу в начале мая…

Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр.

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр.

3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.

Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр.

4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья.

Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр.

  1. 5. Напиши мне письмецо!

Глагол 2 лица, ед.ч, повел. нак.

  1. 6. Вытрите стол после обеда!

Глагол 2 лица, мн.ч, повел. нак.






Записать примеры.

Упражнение (работа с текстом) Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой. 
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер. Девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. 

Ответ. Назывные предложения: Снова степь. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. 

Определенно-личное предложение: Собираем хворост, разводим костер.

Употребление о/л предложений в разных стилях речи.

Приведем слова Ломоносова об этом типе предложений, которые послужат эпиграфом к следующему этапу урока:

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.

-О чем говорится в высказывании?

В высказывании говорится о роли определенно-личных предложений.

Поговорим с учениками о стилистических особенностях этих предложений, чтобы они поняли: внимание в определенно-личных предложениях сосредоточено на действии и они часто употребляются в разных стилях речи. Важно отметить, что устную и письменную речь определенно-личные предложения делают живой, непринужденной, динамичной и экспрессивной.

Первая группа работает с готовым текстом, вторая, третья, выполняют творческие задания.

Карточка 1

Прочитайте текст. Определите стиль. Выпишите определенно-личные предложения.

Уведомительная записка

Их сиятельству графу Бенкендорфу, шефу полиции.

Ваше сиятельство, граф, с глубочайшим почтением довожу до Вашего сведения, что некий поручик Михаил Лермонтов пишет богопротивные сочинения, в коих порочит достоинство сего высшего общества, двора и честь особы государя-императора.

Посему прошу обратить, Ваше сиятельство, внимание на то, что государству наносится невосполнимый ущерб вышеупомянутыми сочинениями.

Смею надеяться, что письмом своим вношу посильную скромную лепту в торжество справедливости.

С глубоким почтением, благожелатель.

Карточка 2

Опишите свои действия при решении уравнения 2 (х + 3 ) =10 , используя определенно-личные предложения.

Определите стиль.

Карточка 3

Составьте текст на тему « Как стать интересным для других?» с использованием определенно-личных предложений. Определите его стиль.

Работа в группах.

  1. Закрепление

Выпишите из каждого столбика четвёртое «лишнее» и объясните свой выбор.

Составьте с выписанными глаголами односоставные предложения и запишите их. Какого вида односоставные предложения у вас получилось?


узнали н-л хранят н-л видите о-л

читают н-л храним о-л уважают н-л

напиши о-л хранили н-л создали н-л

вспомнят н-л сохранят н-л заставят н-л


напиши – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом повелительного наклонения, множественного числа

храним – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом 1 лица, мн. числа, изъявительного наклонения, настоящего времени.

видите – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом 2 лица множественного числа, изъявительного наклонения, настоящего времени.

Двое – у доски.

  1. Физминутка

Разминка для спины и рук.

Разминка.

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал …      

В группе работать мне было…, потому что …

  Помогал мне …

  Мешал мне ...

  Больше всего мне понравилось…

  Труднее всего было …

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

§22, упр. 144, выписать из произведений художественной литературы 3 определенно-личных предложений.

§22, упр. 146


Запись в дневник.





























Упражнение (работа с текстом) Найдите в тексте ОП, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой. 
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер. Девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. 

Выборочное  списывание.   Найти  и  выписать  только  неопределенно  -  личные  предложения.

1). За  рекой  косили. 2).  По  дороге   зимней  скучной  тройка  борзая  бежит.  

3).  В поселке  строят  новую  школу. 4). Люблю  зимний  лес. 5). Город  и  людей  как  будто  подменили.  6).  Первые  шаги  весны. 7). В  клубе  пели  и  плясали.  8). Мне  не  спится.  

9). На  балконе  соседней   дачи  зажгли  свет.  10).  В  дверь   негромко  постучали.

Упражнение Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису. 
По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Упражнение (работа с текстом) Найдите в тексте ОП, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой. 
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер. Девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. 

Выборочное  списывание.   Найти  и  выписать  только  неопределенно  -  личные  предложения.

1). За  рекой  косили. 2).  По  дороге   зимней  скучной  тройка  борзая  бежит.  

3).  В поселке  строят  новую  школу. 4). Люблю  зимний  лес.   5). Город  и  людей  как  будто  подменили.  6).  Первые  шаги  весны.  7). В  клубе  пели  и  плясали.  8). Мне  не  спится.  

9). На  балконе  соседней   дачи  зажгли  свет.  10).  В  дверь   негромко  постучали.

Упражнение Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису. 
По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)







9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!