СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфографические нормы (группа 320) 10.04.2024

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

дистанционное обучение

Просмотр содержимого документа
«Орфографические нормы (группа 320) 10.04.2024»

  1. Составить конспект

Орфографические нормы

Все орфографические правила опираются на несколько принципов:

1) морфологический принцип, 

2) фонетический принцип, 

3) традиционно-исторический принцип,

4) условные написания, 

5) дифференцирующие написания.

1. Основной принцип русской орфографии — морфологический (морфемный). Суть его: единообразно пишу морфемы. Этот принцип распространяется на любую значимую часть слова. Например, нужно единообразно обозначать на письме один и тот же корень во всех однокоренных словах, одну и ту же приставку, один и тот же суффикс. В корне -плод- пишут одни и те же буквы независимо от того, какие звуки произносят в слабых позициях: хотя произносят без ударения — пл[/\]ды, на конце слова — пло[т]

2. Фонетический принцип предусматривает написание букв, соответствующих произносимым звукам. Суть его: пишу так, как произношу и слышу. Однако не всё так просто. Если руководствоваться только этим правилом, мы будем писать карова и бижать. Первая буквенно-звуковая система основывалась на этом принципе. Но при письме сложно следить за произношением, да и каждый слышит по-своему. Тем не менее и сейчас в русском языке есть случаи, на которые распространяется фонетический принцип. Это правописание приставок на  и  перед согласными (разгромить — раскроить, взбежать — вспыхнуть, издавать — истекать); правописание некоторых слов, таких как свадьба (от сватать), лестница (от лезу) и т. д.

3. В русском языке некоторые слова пишут так, как это делали с давних времен. В этом проявляется традиционно-исторический принцип. Суть его: пишу так, как писали раньше. Например, на конце существительных женского рода (глушь, рожь, мышь) и в глаголов второго лица единственного числа (пишешь, говоришь, ешь) традиционно ставят мягкий знак. Ещё один яркий пример традиционного принципа — правило о том, что жи и ши пишут через и. Раньше согласные в этом примере были мягкими, и такое правописание было логичным. На данный момент согласные стали твёрдыми, а вот буква и так и осталась на месте. 

4. Написание некоторых слов вообще никак не мотивировано, оно условно. Примером можно считать правописание ёо в корнях слов, суффиксах и окончаниях после шипящих (дешёвый, шорох; печёт, лучом); слитное, раздельное и дефисное написание слов, употребление прописных букв.

5. К дифференцирующим написаниям относят правописание некоторых совпадающих по звучанию, но разных по значению слов (омофонов): компания — кампания, бал — балл (соответственно, бальное платье, но балльная система оценок), ожёг (руку) — ожог (на руке)

Букву ь на конце существительных женского рода (тушь, роскошь) также часто относят к дифференцирующим написаниям.

Орфография с её ведущим морфологическим принципом очень хорошо организована. Каждый знает, что гласный можно проверить, поставив его в сильную позицию (под ударение). А для согласного сильной позицией будет позиция перед гласным. Часто мы делаем проверку, даже не задумываясь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!