СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация совместной деятельности наставника и молодого педагога через интеграцию предметов гуманитарного цикла

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья, рапссказывающая о взаимодействии наставника и молодого учителя в рамках проведения интегрированных уроков гуманитарного цикла. Приводится конркетный пример урока родного языка и истории

 

Просмотр содержимого документа
«Организация совместной деятельности наставника и молодого педагога через интеграцию предметов гуманитарного цикла»

Организация совместной деятельности наставника и молодого педагога через интеграцию предметов гуманитарного цикла

«Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?»

Марк Фабий Квинтилиан, римский ритор

Современное стремительное развивающее общество требует от представителей всех профессий высокого мастерства, глубоких знаний, всеобъемлющих компетенций. Порой отсутствие практических навыков приводит к тому, что специалист разочаровывается в выбранной профессии и ищет более удобное место работы. Особенно тревожная тенденция в этом смысле для школьного образования. Учащиеся ждут молодых, деятельных, креативных, талантливых педагогов, но, как правило, в школах в основном работают возрастные учителя. Как сделать, чтобы молодой педагог остался в школе? Нужна конкретная, действенная помощь наставника, особенно в первые годы работы.

Интернет-просторы предлагают достаточно литературы по наставничеству в школе: сборник РАНХи ГС « Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов», М., 2020; «Методические рекомендации. Об организации наставничества в школе» Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Приморский краевой институт развития образования», Владивосток, 2020 и ряд других изданий, которые действительно дают чёткие рекомендации по выстраиванию работы с молодыми специалистами.

В системе работы нашей школы есть свои «находки» по оказанию методической и профессиональной помощи молодому специалисту. Помимо работы с основополагающей документацией, проведения консультаций, мастер-классов, мы практикуем и проведение интегрированных уроков, так как именно совместная деятельность практически учит начинающего учителя. Интегрированный урок имеет свои плюсы: позволяет выйти за рамки одной дисциплины, продемонстрировать, как в жизни всё взаимосвязано, усиливает интерес учащихся к изучению предмета. Именно на таком уроке происходит целостное восприятие действительности, формируется личность творческая, самостоятельная. Для молодого специалиста это возможность «сделать» урок с учителем –стажистом от первого мотивационного этапа до рефлексии, возможность практического формирования профессиональных компетенций, наставник же увидит точки «западания», но и кое-чему научится у молодого специалиста (работа с цифровыми технологиями). В общем, происходит среди педагогов взаимообогащение.

Интегрированные уроки строятся как «взаимопроникновение» (так переводится слово «интеграция»), то есть урок ведётся двумя учителями сразу, одновременно, один учитель подхватывает работу, начатую другим, взаимосвязь происходит на всех этапах.

В ходе работы мы с молодым педагогом спланировали и провели ряд интегрированных уроков (проводим раз в полугодие). Одним из первых стал урок родного языка и истории в 7 классе по теме «Устаревшие слова – живые свидетели истории». В процессе подготовки была поставлена цель: формирование духовно-нравственного потенциала учащихся через развитие представления о связи родного языка и истории.

Урок начался со звучания гуслей и приветствия учителей с использованием устаревших слов: «Здравствуйте же многие лета, отроки и отроковицы» и «Гой еси, добры молодцы да красны девицы». Учащимся было предложено объяснить значения данных фраз, обратить внимание на грамматические категории, использованные в предложениях. Затем педагоги по очереди объясняют слова приветствия («Здравствуйте» - это форма повелительного наклонения от инфинитива «здравствовать», быть здоровым. Отроками и отроковицами называли девочек и мальчиков- подростков в возрасте от 7 до 14 лет.)(Гой – очень старое слово, встречается во многих славянских языках, и связано оно с жизнью, живительной силой. В словаре В.И.Даля «гоить» - значит «жить, здравствовать», а «еси» - есть. И переводится эта короткая фраза так:«Добры молодцы и красны девицы есть сейчас, будете живыми ещё).

Далее мы обсуждали с ребятами, почему не всё было понятно в наших словах. Таким образом мы вышли на тему урока, которую ученики сформулировали самостоятельно, обратили внимание на слово «свидетели», озвучили несколько его значений и подошли к тому, почему устаревшие слова – живые свидетели истории. (Действительно, наш язык развивается постоянно, устаревают одни слова и устойчивые сочетания и появляются другие. Устаревшие слова «видели» многое: различные исторические эпохи, периоды, общественные явления, ими называли вещи, предметы окружающего мира. И они не исчезли бесследно. А где они сохранились? В художественной литературе, в учебниках, мы можем их услышать в речи современных людей). Предлагаем ребятам подумать и ответить на вопрос, почему учитель родного языка и истории проводят этот урок вместе?

Мотивационный этап перешёл в этап постановки целей, которые ребята также озвучили самостоятельно, отвечая на вопрос: «Какие бы открытия хотел сделать каждый на сегодняшнем уроке?»

Приёмы, использованные на этапе мотивации и целеполагания, позволили вызвать интерес учащихся к изучаемой теме, стимулировали познавательную деятельность, показали возможность работы на уроке двух учителей.

На этапе актуализации знаний при решении проблемных задач использовались методы и приёмы интерактивной и игровой педтехнологий. На слайде были представлены следующие изображения: стрелец, кафтан, купец, кушак, кокошник, длань, ветрило, лапти, светец, перст, пищаль, колпак, сбоку даны соответствующие слова. Учитель истории предлагал соотнести картинки и слова. Затем учитель – филолог просил найти из данных слов те, к которым в современном русском можно подобрать синонимы, вспомнить, как они называются (архаизмы), и те, к которым нельзя подобрать синонимы, они называются историзмы.

На следующем этапе использовался приём театрализации: приглашался один мальчик, и ему предлагалось надеть на себя некоторые предметы одежды, а учащиеся озвучивали их названия (рубаху, колпак, кушак). Эту работу организовывал учитель истории. Учитель-филолог вносил языковые комментарии: кушак имел большое значение, ходить без пояса было верхом неприличия, кушак впоследствии заменил пояс, и отсюда пошла слово – распоЯсаться- стать недисциплинированным, распущенным.

Эта работа вызывает интерес, улыбку, идет определённое оживление в классе, педагоги обыгрывают ситуацию, говоря друг другу, что переодетый ученик напоминает им какого-то былинного героя, и просят ребят озвучить свои догадки. Тогда в руки ученику даются гусли, и все ученики видят в своём однокласснике Садко-гусляра.

Мы подошли к следующему этапу урока. Учитель –филолог в ходе фронтальной беседы, выясняет, откуда мы знаем об этом былинном герое? Почему этот цикл называется Новгородский? Далее учитель истории демонстрирует отрывок из фильма «Рюрикович» (2 серия) и проводит фронтальную беседу об особенностях политического, экономического устройства древнего исторического города. По окончании беседы языковед обращает внимание на устаревшие слова, использованные в ходе обсуждения: вече, князья, купечество и другие, учащиеся ещё раз озвучивают их лексическое значение; затем предлагается поближе познакомиться с городом и купцом Садко. (Демонстрируется отрывок из кинофильма режиссёра А.Птушко «Садко», 1952 г.- начало фильма до слов «Здравствуй, господин великий Новгород»). После этого обращаемся к былине, просим учащихся прочитать начало, выбрать устаревшие слова, организуем работу в мини-группах со словарями разных авторов (Даля, Ожегова, «Этимологический словарь» Шанского и др.)

Как во славном городе во Новгороде
Ай как был Садко да гусельщик;
А как не было у него несчетной золотой казны,
Как ходил он по честным пирам,
Спотешал он да купцов, бояр,
Веселил он их на честных пирах,

Цель этой работы - распознавать, понимать, классифицировать устаревшие слова, определять их роль в художественном произведении.

Далее работу организует историк, предлагает ребятам ответить на вопрос, чем же занимались купцы? Затем приглашает мальчика, переодетого в начале урока в купца, заняться «продажей» товаров в импровизированной лавке. Он должен пригласить «покупателей», используя устаревшие формы обращения, затем показать вещь, а «покупатели» должны правильно назвать вещь и рассказать об её использовании. ( В лавке купца лежат: коромысло, ухват, душегрейка, сарафан, калач, ожерелье, ухват, веретено, прялка, кукла, атлас, ларец и др.). На данном этапе урока использовались приёмы музейной педагогики.

Филолог: «Ребята, торговля всегда связана с получением прибыли, денег, с обогащением, но нашим предкам в первую очередь были дороги общечеловеческие ценности. Послушайте, как они говорили: «За чужим грошом потянешься – рубль потеряешь». Что осуждается в этой пословице? (Нечестность, обман, воровство. И предупреждение здесь звучит.) Или ещё пословица: «Лучше понести убытку на рубль, чем на грош стыда» А здесь к чему призывает народная мудрость? ( Нельзя быть человеком без совести и чести. Стыд, совесть, честь ценились очень высоко). Также обращается внимание на слова, которые перешли из других языков (заимствованные).

Слово истории. На вопрос: как эти предметы (атлас, кукла и другие) оказались в лавках новгородских купцов, ребята отвечают, что были привезены из-за границы. Ученики вместе с учителем вспоминают путь из варягов в греки, работают с картой, описывают маршрут, оценивают значение данного торгового пути.

На этапе закрепления проходит мини-исследование. Учитель литературы предлагает прочитать отрывок из былины, где описывается путешествие Садко



А и тут Садко да призадумался:

……………………………….

………………………………..
И поехал он из Золотой Орды.

Внимание учащихся привлекает словосочетание с устаревшим словом -«червлёные корабли». Учитель родного языка предлагает поработать со статьёй «Знакомые незнакомцы» из книги Е. Бабаевой «Статьи по этимологии некоторых русских слов». Работа идёт с использованием метода помет, результатом станет озвучивание известного значения данного слова и того, что они узнали.

Работу подхватывает учитель истории и, используя метод «оживление карты», рассматривает путешествие Садко; учащиеся приходят к выводу, что былинный герой совершил путь из «варягов в греки».

На этапе рефлексии подводим учащихся к выводу о том, как тесно связаны история и родной язык. Как много интересного, славного, героического в истории нашей страны. И всё это нашло отражение в великом и могучем русском языке. «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…», - говорил русский писатель 19 века А.И.Куприн. Вернёмся к теме нашего урока. Какие же открытия каждый из вас совершил на сегодняшнем уроке?

Предлагаем учащимся составить летопись нашего урока (даются импровизированные свитки и ручки- перья).

Устаревшие слова – это живые свидетели истории, потому что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Например, в эпоху, когда Новгород был ____________________________________________________________________________________________, в русском языке появились такие слова: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________. С этими словами мы встречаемся сейчас в _________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Они помогают _____________________________________________________________________________________________________________. Отроки и отроковицы, добры молодцы и красны девицы (призыв к изучению родного языка) ______________________________________________________________________.

Урок заканчивается просмотром заключительного отрывка из фильма «Садко» и словами учителей, проводивших урок: «Дивной вязью плели наши предки невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга, вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, богатого и певучего» (А.Толстой). «И мы должны беречь, изучать, любить его, потому что это наши истоки, наша история, это наша родина, это земля «оттич и дедич».

Урок насыщен информационно, эмоционально, основан на межпредметных связях, работает на формирование многих универсальных учебных действий; для молодого учителя – это возможность поучаствовать в планировании и создании занятия, скорректировать свои знания и умения, в целом увидеть всю «картинку» урока.

В течение учебного года проводились интегрированные уроки с выходом за пределы школы (по «Повести о Петре и Февронии Муромских» в православном храме); с использованием виртуальных экскурсий по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» - «Достойна удивления противоречивость великого Петра».

Существует достаточно много форм организации работы наставника и молодого педагога, но такие уроки – это практическая поддержка начинающего работу учителя.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!