Урок № 45-46
Тема: Организация цикла в программе. Целочисленная арифметика.
Практическая работа №15. Организация цикла в программе.
Цель: Повторить и закрепить понятие цикла в программе. Ознакомить учащихся с различными способами решения задач целочисленной арифметики. Закрепить навыки работы с интерфейсом языка Turbo-Pascal.
Задачи урока:
развивающие – формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;
воспитательные – воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.
План:
Организационный момент. Постановка цели урока (3 мин.)
Актуализация знаний Повторение опорных понятий, операторов. (15 мин)
Разбор задач. (10 мин)
Физкультминутка (2 мин.)
Изложение материала (15 мин)
Написание программ. Практическая работа №15. Организация цикла в программе. (30 мин)
Физкультминутка (3 мин)
Обобщение и закрепление пройденного материала. Подведение итогов. (7 мин)
Постановка домашнего задания (5 мин)
Ход урока:
Работа с презентацией.
Организационный момент. Постановка цели урока (3 мин.)
Актуализация знаний Повторение опорных понятий, операторов. (15 мин)
Задание 1. Найдите соответствия между следующими понятиями
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/30/s_588f85c3ee728/s543518_0_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/30/s_588f85c3ee728/s543518_0_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/30/s_588f85c3ee728/s543518_0_3.png)
Разбор задач. (повторение) (10 мин)
Примеры использования DIV и MOD :
Операции DIV и MOD часто используются для анализа чисел, например, для получения цифр, из которых состоит число.
Задача:
Ввести с клавиатуры какое-нибудь трехзначное число. Определить сумму его цифр и вывести эти цифры в обратном порядке.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/30/s_588f85c3ee728/s543518_0_4.png)
Физкультминутка (2 мин.)
Изложение материала (15 мин)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/30/s_588f85c3ee728/s543518_0_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/30/s_588f85c3ee728/s543518_0_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/30/s_588f85c3ee728/s543518_0_7.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/30/s_588f85c3ee728/s543518_0_8.png)
Написание программ.
Практическая работа №15. Организация цикла в программе. (30 мин)
Дано натуральное число n (n99). Определить число сотен в нем, т.е. цифру, стоящую в разряде сотен десятичной записи n.
Решение:
program z1;
var n, a, x:longint;
begin
writeln ('введите число n99');
readln (n);
a div (n,100);
x mod (a,10);
writeln ('число сотен ', a);
end.
2. Дано натуральное число n(n
а) сколько цифр в числе n?
б) чему равна сумма его цифр?
в) найти последнюю цифру числа n?
г) найти первую цифру числа n;
Решение:
program kolvocifr;
var n, k, sum, b1, bn : longint;
begin
writeln ('vvedite chislo');
readln (n);
bn:= n mod 10;
k:=0;
sum:=0;
while n0 do
begin
k:=k+1;
sum:=sum+n mod 10;
if (n
n:=n div 10;
end;
writeln ('a) kol-vo chifr: ', k);
writeln ('b) summa chifr: ', sum);
writeln ('c) posledniya chifra: ', bn);
writeln ('d) pervaya chifra: ', b1);
end.
3. Выдать на экран все четырехзначные числа, у которых сумма первых двух равна сумме двух последних.
Решение:
program z3;
var a,b,c,d,e,k,a1,b1: longint;
begin
for k:=1000 to 9999 do
if (k div 1000+(k div 100) mod 10)=((k div 10) mod 10+(k mod 10))
then
write (k,' ');
writeln;
end.
4
. Найти сумму элементов последовательности с точностью 0,001:
Ответ: S = 1.157
Решение:
program z1;
uses crt;
var b,c,d,z:integer;
s,a:real;
begin
clrscr;
s:=0; z:=1; b:=2;
c:=3; d:=3; a:=1;
while abs(a)0.001 do
begin
s:=s+a;
a:=z*b/(c*d);
z:=-z;
b:=b+2;
c:=c+2;
d:=d*3;
end;
writeln('S=',S:10:3);
end.
Физкультминутка (3 мин)
Обобщение и закрепление пройденного материала. Подведение итогов. (7 мин)
Вопросы:
Из каких основных элементов состоит Паскаль-программа?
Что называют блок-схемой? Её предназначение?
Что называют программой?
Перечислите этапы решения задач на ЭВМ?
Что называют линейными программами? (циклическими? Разветвляющимися?)
Постановка домашнего задания (5 мин)
Найдите произведение цифр заданного четырехзначного числа.
2
) Найти сумму элементов последовательности с точностью 0,001:
Ответ: S = 1.220
Решение:
program z2;
uses crt;
var b,c,c1,d,z:integer;
s,a:real;
begin
clrscr;
s:=0; z:=1; b:=2;
c:=2; c1:=1; d:=3; a:=1;
while abs(a)0.001 do
begin
s:=s+a;
a:=z*b/(c*d);
z:=-z;
b:=b+2;
c:=c+c1;
c1:=c1+1;
d:=d*3;
end;
writeln('S=',S:10:3);
readkey;
end.
3) Подготовиться к контрольной работе.
.
Задачи по теме «Целочисленная арифметика»
А
1. Дано натуральное число п. Найти сумму первой и последней цифры этого числа.
2. Дано натуральное число п. Переставить местами первую и последнюю цифры этого числа.
3. Дано натуральное число п ≤ 99. Дописать к нему цифру k в конец и в начало.
4. Заданы три натуральных числа А, В, С, которые обозначают число, месяц и год. Найти порядковый номер даты, начиная отсчет с начала года.
5. Найти наибольшую и наименьшую цифры в записи данного натурального числа.
6. Дано натуральное число N. Найти и вывести все числа в интервале от 1 до N — 1, у которых сумма всех цифр совпадает с суммой цифр данного числа. Если таких чисел нет, то вывести слово «нет». Пример. N = 44. Числа: 17, 26, 35.
7. Дано натуральное число N. Найти и вывести все числа в интервале от 1 до N — 1, у которых произведение всех цифр совпадает с суммой цифр данного числа. Если таких чисел нет, то вывести слово «нет». Пример. N = 44. Числа: 18, 24.
8. Дано натуральное число N (N 9). Определить количество нулей, идущих подряд в младших разрядах данного числа. Пример. N = 1 020 000. Количество нулей равно четырем.
9. Дано натуральное число N (N 9). Определить количество нулей в цифровой записи числа, кроме нулей в младших разрядах. Пример. N = 10 025 000. Количество нулей равно двум.
10. Дано натуральное число N (N 9). Определить сумму цифр в первой половине числа (старшие разряды). Пример. N = 12 345 678. Сумма составляет 1 + 2 + 3 + 4 = 10.
11. Дано натуральное число N (N 9). Определить сумму цифр во второй половине числа (младшие разряды). Пример. N = 12 345 678. Сумма составляет 5 + 6 + 7 + 8 = 26.
12. Женщина шла на базар продавать яйца. Ее случайно сбил с ног всадник, в результате чего все яйца разбились. Всадник предложил оплатить убытки и спросил, сколько у нее было яиц. Женщина сказала, что точного числа не помнит, но когда она брала яйца парами, то оставалось одно яйцо. Одно яйцо оставалось также, когда она брала по 3, 4, 5 и 6 яиц, но когда она брала по 7 штук, то в остатке ничего не было. Какое минимальное число яиц могло быть в корзине?
В
1. Дано натуральное число п. Проверить, будут ли все цифры числа различными.
2. Найти все делители натурального числа п.
3. Натуральное число M называется совершенным, если оно равно сумме всех своих делителей, включая 1, но исключая себя. Напечатать все совершенные числа меньшие заданного числа N.
4. Натуральные числа а, b, с называются числами Пифагора, если выполняется условие а2 + b2 = с2. Напечатать все числа Пифагора меньшие N.
5. Дано целое п 2. Напечатать все простые числа из диапазона [2, n].
6. Даны натуральные числа п, т. Найти все натуральные числа меньшие п, квадрат суммы цифр которых равен т.
7. На отрезке [2, п] определить число с максимальной суммой делителей.
8. Даны натуральные числа р и q. Получить все делители числа q, взаимно простые с р.