1. Перечислите основные требования к разработке адаптированной основной общеобразовательной программы.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня.
АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.
Нормативно-правовой и методологической основой разработки адаптированной основной общеобразовательной программы являются: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС НОО обучающихся ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №№1598, 1599.
При разработке адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать примерные адаптированные основные образовательные программы для разных категорий детей, размещенные на сайте Реестра примерных основных общеобразовательных программ (http://fgosreestr.ru).
При организации образовательной деятельности с детьми, имеющими ОВЗ, следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
2. Опишите особенности деятельности учителя по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (вид нарушения-по выбору слушателя).
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, образовательная организация:
разрабатывает адаптированные образовательные программы;
создает специальные условия обучения;
утверждает необходимое штатное расписание.
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
- для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не способного освоить в полном объёме образовательный стандарт, разработать адаптированную образовательную программу.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.