«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ЧУДО РОЖДЕНИЯ ГАЗЕТЫ»
Общеобразовательная школа может дать не только базовые знания по русскому языку и литературе, но и основам более узких сопутствующих дисциплин, какой является журналистика. При умелой организации занятий преподаватель факультатива может дать творческой личности не только дополнительные знания и умения, но и возможность примериться к профессии журналиста. Исходя из этого, в содержании курса «Основы журналистики» можно выделить следующие цели:
1)дополнить лингвистическое образование учащихся знаниями из области журналистики.
2)способствовать развитию коммуникативных отношений учащихся через ориентированную творческую деятельность.
3)заложить в учащихся механизмы самореализации и саморазвития.
Для выполнения этих целей предполагается решить следующие задачи: 1)расширить круг умений и навыков устной и письменной речи учащихся через подготовку и написание творческих работ по заданным темам и жанрам.
2) объединить учащихся в творческий коллектив, способный организовать периодический выпуск школьной бумажной газеты или газеты с компьютерной версткой.
3) включить в занятия факультатива обсуждение проблемных ситуаций, требующее от школьников морально-этической оценки и выражения гражданской позиции.
Теоретическая сторона обучения обеспечивается материалами учебного пособия «В помощь начинающим журналистам» под редакцией Н.Козева и П.Синцова, книг: В.Ученовой «Беседы о журналистике», Е.Бондаревской «Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования, других авторских работ.
На факультативных занятиях по основам журналистики сочетаются познавательный, творческий и игровой виды деятельности.
Доля самостоятельности учащихся в рамках данного курса достаточно велика, так как им придется реализовывать себя в изученных жанрах журналистики, проявлять инициативу в выборе темы, героя, события, планировании и исполнении школьной газеты.
Критерием оценки работы учащихся будет степень чистоты жанра, уровень грамотности и содержания подготовленного для печати текста. Изучение курса должно завершиться публикацией лучших материалов в школьной или многотиражной местной газете.
№ п.п | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. «Наполеоновские планы». Цели и задачи курса. | 1 |
2 | Что такое журналистика? Кроссворд на 17 часов или любовь на всю жизнь? | 1 |
3 | Что нужно, чтобы стать журналистом? | 1 |
4 | Этика и нравственное чутье – проводники журналиста на тернистом пути в мире прессы. | 1 |
5 | Газеты бывают хорошие и разные. Особенности многотиражной газеты, их виды. | 1 |
6 | Знакомый незнакомец. Публицистический стиль – стиль газет и журналов. | 1 |
7 | «Вместе дружная семья». Жанры журналистики. | 1 |
8 | Со скоростью ветра. Информация – новость в несколько строк. | 1 |
9 | «Макияж» газеты. Заголовки и подзаголовки, фотографии, рисунки, шрифты. | 1 |
10 | Заметка – газетный жанр от слова заметить. | 1 |
11 | «Тет-а-тет поневоле». Интервью как жанр публицистики. | 1 |
12 | «Там за туманами…» Экскурсия в редакцию многотиражной газеты. | 1 |
13 | Рисуем словами. Зарисовка – газетно-журнальный жанр. | 1 |
14 | Что вижу, то и пишу? Репортаж-рассказ очевидца или участника события. | 1 |
15 | Снимаем шляпу! Пресс-конференция с интересным человеком. | 1 |
16 | Мал золотник, да дорог. Собираем материалы для будущей газеты. | 1 |
17 | Резюме. Обсуждение газеты, выпущенной силами учащихся факультатива. | 1 |
№ п.п. | Тема, содержание | Всего часов | Форма организации | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи. Выбор направления, названия газеты, редколлегии. Практика. Знакомство с городскими, краевыми, федеральными газетами. Обучение обращению с диктофоном. | 1 | Лекция, практическое занятие | |
2 | Что такое журналистика? История ее возникновения и развития. Журналистика – зеркало времени. Злободневные темы, жизненно важные рубрики, роль сенсации и рекламы. Практика. Обмен мнениями по поводу лучших материалов местных газет за месяц. | 1 | Лекция, практическое занятие | |
3 | Что нужно, чтобы стать журналистом? Любовь к сочинительству или социальная активность? Умение чувствовать слово, шлифовать фразу, точно выражать свою и не свою мысль – основные качества журналиста. Практика. Проведение тестов на определение уровня социальной активности, общественной сферы применения учащихся. | 1 | Диспут, тестовая диагностика | |
4 | Чудовищна ответственность касаться Чужой судьбы, надежд, галлюцинаций. (А. Вознесенский) Практика. О случаях нарушений журналистской этики. Разбор ситуаций. | 1 | Лекция, обсуждение | |
5 | Многотиражная газета. Социальная направленность, тематика, расположение материалов. Практика. Планирование «своего» номера бумажной школьной газеты с учетом тем и жанров, предложенных учащимися. | 1 | Лекция, практическое занятие | |
6 | Публицистический стиль – стиль газет и журналов. Общее и различное в публицистическом и художественном стиле. Фактографичность, документализм, эмоциональность и убедительность – особенности публицистического стиля. Его синтаксис и лексика. Известные писатели – публицисты: А. Герцен, В. Гиляровский; современные «акулы пера»: В. Соловьев, Д. Губерниев, О. Скабеева, Е. Попов. Практика. Работа с материалами корреспондентов городских газет. Обсуждение тем, композиции, синтаксиса, лексики, средств выразительности. | 1 | Лекция, практическое занятие | |
7 | Жанры журналистики. Каждому блину – своя сковородка. Жанр как форма журналистских произведений, способ упаковки фактов и мыслей. Отличие от жанров художественной литературы. Практика. Наиболее популярные жанры современной журналистики. | 1 | Лекция, практическое занятие | |
8 | Со скоростью ветра. Информация – новость в несколько строк. Жанр, отвечающий на вопросы: что? где? когда? почему? Его цель, особенности. Практика. Реализация учащихся в жанре. Пишем на тему учебы, поведения, грязных парт, культуры речи. | 1 | Лекция, практическое занятие | |
9 | Заголовки и подзаголовки. Их роль в газете. Сенсация начинается с заголовка. Лучший заголовок всегда лежит в тексте. Шрифты. Роль фотографии в газете. Практика. Придумываем варианты заголовков к своим и опубликованным газетным материалам. | 1 | Лекция, практическое занятие | |
10 | Заметка – от слова заметить. Предмет заметки, ее оперативность, действенность. Виды заметок. Практика. Реализация учащихся в жанре. Поиск темы. Упражнения по композиции жанра заметки, синтаксису и лексике. | 1 | Лекция, практическое занятие | |
11 | «Тет-а-тет поневоле». Интервью как жанр публицистики. Виды интервью. Технология. Способность к общению, интерес, душевность журналиста, компетентность в предмете разговора – составные успешного интервью. Практика. Реализация учащихся в жанре интервью. Учимся композиции интервью, умению задавать вопросы. | 1 | Лекция, практическое занятие | |
12 | «Там за туманами…». Кто делает многотиражную газету? Практика. Экскурсия в редакцию местной многотиражной газеты. | 1 | Экскурсия | |
13 | Рисуем словами. Зарисовка – газетно-журнальный жанр. Объект зарисовки – личность, событие, в центре которого стоит человек. Родство зарисовки с репортажем и очерком. Различие жанров. Виды зарисовок. Практика. Реализация учащихся в жанре. Пишем портретные зарисовки, пейзажные, по поводу интересных событий, об одноклассниках, учителях, родителях. | 1 | Лекция, практическое занятие | |
14 | Что вижу, то и пишу? Репортаж – это рассказ очевидца или участника события, которое происходит здесь и сейчас. Особенности жанра, синтаксис и лексика.кк Практика. Реализация учащихся в жанре репортажа. | 1 | Лекция, практическое занятие | |
15 | Снимаем шляпу! Пресс-конференция с интересным человеком (фронтовик, представитель искусства, предприниматель, корреспондент многотиражной газеты). Практика. Учимся задавать вопросы и записывать ответы. Пишем о пресс-конференции в изученных жанрах. | 1 | Пресс-конференция | |
16 | Мал золотник, да дорог. Собираем и обсуждаем материалы для будущей газеты. | 1 | Практическое занятие | |
17 | Резюме. Обсуждение газеты, выпущенной силами учащихся курса. Предложения и замечания. | 1 | Беседа | |
Список литературы, используемый для обучения слушателей факультатива «Основы журналистики. Чудо рождения газеты.»
Аврамов Д.С. «Профессиональная этика журналистка». М: Мысль, 1991;
Бондаревская Е.В. «Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования». Ж: «Педагогика», 1997 №4;
Васильева Л.А. «Делаем новости» Учебное пособие М: «Аспект пресс», 2003;к
Возчиков В.А. «Педагогика журналистики в аспекте развития коммуникативных умений» НИЗ БиГПИ, 2000;
Корконосенко С.Г. «Основы журналистики» Учебник для вузов М: «Аспект пресс» 2002;
Лукина М.М. «Технология интервью» Учебник для вузов М: «Аспект пресс», 2003;
Никитина Е.И. «Русская речь» Учебное пособие по развитию связной речи М: «Просвещение» 1995;
Синцов П. «В помощь начинающим журналистам» Учебное пособие. Издательство «Правда» 1964;
Суханов А.П. «Информация и человек» М: «Советская Россия» 1980;
Ученова В.Г. «Беседы о журналистике» М: «Молодая гвардия» 1985.