Хуже всего обучающиеся умеют использовать информацию из текста Низкое качество выполнения свидетельствует о том, что школьники не могут составить алгоритм индивидуально ориентированного действия по заданной ситуации с использованием полученной в материалах диагностики информации. Данная информация дается в явном и неявном виде. Если бы в формулировке было сказано: перечитайте все тексты из материалов диагностики и выпишите названия типов источников информации, то формально качество выполнения могло быть гораздо выше. Причины затруднений школьников: 1) ограниченное количество жанров, которые используются при обучении (текст учебника, объяснение учителя); 2) отсутствие практики решения ситуативно ориентированных задач при использовании полученной информации; 3) ограниченные способы поиска новой информации под свою задачу, связанную с учебной ситуацией; 4) формальное отношение к получаемой информации; информация, изучаемая в школе, не переходит в разряд практической, применяемой, личностно значимой; 5) неумение длительно работать с информацией, усталость к концу работы, поверхностное чтение. 6) неумение работать с текстами несплошного типа; 7) невладение навыками сопоставительного анализа; 8) отсутствие установки перечитывать текст для установления фактов, конкретизации деталей, уточнения оценки и т.п.; 9) неразвитые перифрастические способности. | На ШМО учителей русского языка и литературы выбрать образовательные технологии, которые должны учитывать: - основные положения теории текста; - особенности чтения как вида речевой деятельности; - группу факторов, определяющих восприятие информации, - необходимость интегративного подхода к осмыслению текста, - необходимость использования системы заданий, включающих различные механизмы понимания прочитанного, в том числе формирующие умение глубокого понимания текста. - использовать на уроках технологии, ориентированные на обучение разным видам чтения, на отработку конкретных стратегий и тактик понимания текста; - педагогам овладеть этими тактиками и стратегиями, осознавать важность и трудность чтения как метапредметного умения, - разработать и использовать в работе типы заданий, которые вызывают снижение результатов и показывают несформированность конкретных читательских умений. |