СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый сбор отряда "Я - ребёнок, я - гражданин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый сбор отряда "Я - ребёнок, я - гражданин"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 46 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»














Открытый сбор отряда


в 5 классе



«Я - ребёнок, я - гражданин»









Классный руководитель

5 класса

Гелюх Т.М.









Макеевка 2019 г.


Тема: «Я – ребенок, я – гражданин»

Цели:

актуализация понятий «государство», «гражданин», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;

расширение представлений обучающихся о гражданской позиции человека

воспитание духовно-нравственных ценностей

закрепление знаний о государственной символике, основных документах государства и гражданина.

Задачи:

  • раскрытие понятий «гражданин», «гражданский долг», «Гражданские чувства».

  • формирование понятий о гражданских качествах личности

  • Создание условий для восприятия новых понятий

  • Создание условий для определения отношения каждого ученика к позиции «быть гражданином»;

  • Создание условий для развития произвольного внимания, различных видов восприятия (слухового, зрительного, тактильного и т.д.)

  • Совершенствование гражданской позиции школьника,

  • Обогащение жизненного опыта детей путём организации предметно – практической и продуктивной деятельности

  • Повышение адаптивных возможностей обучающихся.

  • Формирование умения сотрудничать.


Ход сбора

В класс входят дети. Выстраиваются в шеренгу.


  1. Открытие сбора отряда.

Педагог-организатор (руководитель детской общественной организацией «Школьная республика») :

Командиру отряда сдать рапорт о готовности к проведению сбора.

Командир отряда дает команду отряду:

Отряд! Равняйсь! Смирно!

Командир подходит к педагогу-организатору, сдает рапорт:

Руководитель детской общественной организации «Школьная республика», отряд «Радуга» в количестве 16 человек на открытый сбор, посвящённый теме «Я ребёнок – я гражданин» построен. Командир отряда Юрченко Александр. Рапорт сдан.

Педагог-организатор:

Рапорт принят!

Командир отряда возвращается в строй.

Визитная карточка отряда.

Командир отряда :

Наш отряд ….

Дети хором :

«Радуга»

Командир отряда :

Наш девиз :

Дети хором :

«Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета»

Командир отряда :

Наша речёвка:

Дети хором :

Дожди пройдут, и ты, как прежде, увидишь радугу надежды!

Командир отряда :

Наша песня:

Ф – 2. Отрядная песня «Радуга желаний»

Над большой планетой

Солнечного детства

Снова радуга-дуга встаёт

В лучиках её цветных мгновенно

Засияет и земля и небосвод

Дождь прольётся тихо

Нитями цветными

И помчатся звонко ручейки

Чтобы напоить скорей

Своей цветной прохладой

Волны сказочной реки

Припев:

Ярким краскам радуги

Очень очень рады мы

В синем небе радуга

Радуга желаний

Мы по ней идём босиком

По цветным ступенькам

Шагаем босыми ногами

Песню радуге поём

Командир дает команду отряду:

Отряд! Вольно!

Руководитель отряда :

Сбор отряда считать открытым!

Я порошу вас занять ваши места.

Руководитель отряда :


В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.

Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места! 

В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее,
И разноцветней радуги дуга.

Звучит Гимн ДНР

  1. Основная часть.

За столом сидит девочка и что-то усердно пишет. Мама застает  дочку со  взъерошенными  волосами, нервно грызущую  кончик ручки.

Мама: Дочка, что случилось?

Дочь: Решила попробовать написать стихи. Но у меня ничего не получается. Оказывается, это совсем не просто собирать в строчки непослушные слова.

Мама: Не переживай, дочка. В свое время сам Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Дочь: Мама, а что значит «быть гражданином»?

Тема нашего сбора отряда «Я - ребёнок, я - гражданин»

Сегодня в течение сбора мы постараемся ответить на вопрос девочки. Прочитайте тему нашего сбора отряда  « Я – ребенок, я - гражданин» 

Ребята, в какой стране мы живем? (В Донецкой Народной Республике)

Чем для нас является ДНР? (РОДИНОЙ)


1-й ученик

Запели над Донбассом соловьи,

Дохнули ветры запахом полынным.

Как объясненье вечное в любви

К степям твоим, просторным и былинным.

2-й ученик

Донбасс – моё Отечество, Донбасс!

Тебя века на крепость испытали!

Ты мощь свою показывал не раз

Теплом угля, упругим блеском стали!

3-й ученик

В краях других немало есть красот,

Но этот край из всех для нас дороже!

Мы из Донбасса, мы такой народ,

Который всё осилит и всё сможет!

4-й ученик

Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!

Могучий край родной моей державы!

В веках не оскудеет этот пласт

Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой. Как часто мы слышим громкое, звучное слово - Родина. А что связано с этим понятием, как понимаете значение этого слова?

А что такое Родина для вас? (высказывания учащихся)

Родина - это и знакомая тропинка, и звонко поющие птицы, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка.

Родина – это место, где человек родился

Мы говорили, что Родина – это то место, где человек родился. Это место еще называют малой Родиной.

Ребята, а как называется Республика, в которой мы живем?

Малая родина у всех вас своя, а вот Республика, где мы живем, у нас общая.

Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;

Матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

У каждой страны (каждого государства) есть свои границы.

Учитель вывешивает на доску контуры (границы) государства - ДНР.

Мы с вами являемся жителями нашей страны, нашей Родины - ДНР

У каждого ученика контур человечка, прикрепить его на контур страны.

Как вы думаете - без кого не может существовать государство?

- Правильно без людей – граждан своей страны.

- Ребята, кто сможет объяснить - кто такой «гражданин»?

- Сейчас мы познакомимся с определением «гражданин», обратившись к словарям, можно дать такое толкование:

Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), пользующееся его защитой, имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности

ГРАЖДАНИН - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин наделен правами, свободами и обременен обязанностями.

БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ – значит ощущать свою связь с каким-то определенным государством, признавать это государство своим, пользоваться его защитой, использовать свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности. 

Одним словом, ГРАЖДАНИН – это человек  определенной страны, который находится под защитой своей страны, соблюдает ее законы, имеет права и обязанности.

Определение первой составляющей схемы

- Скажите гражданином какой страны является каждый из вас? (ДНР)

ИТАК, ВСЕ МЫ ЯВЛЯЕМСЯ ГРАЖДАНАМИ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ - ДНР.

А что значит - быть гражданином своей страны?

Давайте вернемся к теме нашего классного часа «Я – ребенок, я – гражданин!.

Предлагаю вам поговорить о том, кто такой “гражданин ДНР”, какого человека можно так назвать? Являетесь ли вы гражданами ДНР, любите ли вы нашу страну, свою малую родину, гордитесь ею? Мы будем отвечать на эти вопросы и по ходу занятия составлять схему (формулу): «Что значит быть гражданином ДНР».

- А вы любите свою Родину? За что? В чем ваша любовь проявляется? (ответы детей)

Для нас, как и любого гражданина другой страны, понятие гражданственности тесно связано с понятием любви к Родине, патриотизма, гордости, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину.

ИТАК, гражданин ДНР любит свою Родину – ВЫВЕШ НА ДОСКУ

У каждого из нас есть несколько ролей. Например, я – учитель, воспитатель, мама, дочка, жена. Назовите ваши роли.

Но вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

Посмотрим, ребята, какое изображение на доске? (свидетельство о рождении)

Что в нём написано, кто знает?

Да, это важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны, о чем ставится штамп на обратной стороне документа

Свидетельство о рождении является первым официальным документом новорожденного, подтверждающим его личность на территории ДНР до достижения 14 лет. В документе указана вся необходимая информация о ребенке: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, сведения о его законных представителях.

Каждому человеку при рождении дается имя, отчество, фамилия.

Как вы думаете, а зачем человеку дается имя? (чтоб обращаться к человеку, различать людей)

Определение второй составляющей схемы

Ребята, какой документ получает каждый человек в нашей Республике, которому исполнилось 14 лет? (паспорт)

Получение паспорта - это значимое событие в жизни каждого человека, обязывающее его быть достойным гражданином ДНР.

Паспорт гражданина ДНР – это документ, удостоверяющий личность. Каждый гражданин, достигший возраста 14 лет, обязан получить паспорт.В паспорте указываются личные данные гражданина ДНР - ФИО, дата и место рождения, адрес регистрации и другие.

- Подумайте и скажите: В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах?

(Ответы детей: построены школы, где ведется бесплатное обучение, бесплатное питание в школе, медицинская помощь оказывается бесплатно, существуют различные льготы, например льготный проезд на транспорте для школьников и др.)

ИТАК, гражданин ДНР имеет гражданство

Определение третьей составляющей схемы

Как вы думаете, настоящий гражданин ДНР должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике?

Какие государственные символы вы знаете, назовите их. (флаг, герб, гимн)

Как выглядит флаг ДНР?

Работа в парах

Ребята, у вас на партах лежат полоски разного цвета.

ЗАДАНИЕ

Сложите их так, чтобы получился флаг ДНР.

Верно, флаг ДНР состоит из полос черного, синего, красного цвета.

- Что означает каждый цвет?

У чёрной полосы два значения – она представляет собой плодородные земли Новороссии и Угольные шахты Донбасса, на которых не прекращалась работа даже в самые тяжёлые для этой республики времена. Синий цвет символизирует прекраснейшее и богатое своими ресурсами Азовское море. Красный цвет в этом флаге имеет хоть и печальную роль, но одну из самых значимых в истории ДНР – цвет символизирует кровь, которая проливалась за свободу народа.

- Следующий символ ДНР – герб. Давайте внимательно его рассмотрим. Герб Донецкой Народной Республики - двуглавый орел с червленым геральдическим щитом, где изображен Архистратиг Михаил.

Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоке (мантии), с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом. Ноги у орла отсутствуют.

Где можно видеть изображение герба ДНР? (изображается на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах:паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах).

Герб ДНР – символ красоты и справедливости, победы добра над злом.

Еще одним государственным символом является ГИМН. Слово «гимн» в переводе с греческого языка означает «хвалебная, торжественная песня».

- Когда исполняют гимн ? (в особых, торжественных случаях)

- Как нужно вести себя, когда вы слышите гимн страны? (НУЖНО ВСТАТЬ)

- Что мы добавим в нашу схему?

- Гражданин ДНР должен знать символы государства? Должен уважать их?

Гражданин знает и уважает символы государства.

Определение четвертой составляющей схемы

Среди нас есть люди, которые равнодушны к бедам других, безразличны к происходящему в стране. Но настоящий гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему. Гражданин старается действовать. Это называется «гражданское поведение».

О гражданском поведении, гражданских поступках. Рассмотрим ДВА гражданских поступка

Только ли в спасении людей может проявляться гражданское поведение, гражданский поступок человека?

Можно равнодушно смотреть, как гибнет природа от рук человека, а можно сажать деревья, никогда не бросать бумажки на землю, очищать лес и берега рек от мусора. Можно делать добрые дела - помогать людям, которые нуждаются в помощи.

Что мы добавим в нашу схему?

Проявляет гражданское поведение: Переживает боль и трудности своей Родины, стремится изменить её к лучшему -).

Определение четвертой составляющей схемы

Ребята, есть такое выражение «быть патриотом своей страны»

Что значит быть патриотом? (гордиться своей страной, защищать её, отдавать жизнь за Родину)

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России. А в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.

Во время ВОВ солдаты, дети, женщины, старики совершали героические поступки и отдавали свою жизнь ради Победы. И в наше мирное время мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

Кто сегодня защищает Родину, иногда ценой жизни? (Люди опасных профессий: военные, милиционеры, спасатели и обычные люди, готовые прийти на помощь)

К концу занятия на доске схема:

ГРАЖДАНИН ДНР

Любит свою Родину

Имеет гражданство ДНР

Знает и уважает символы государства

Проявляет гражданское поведение - Переживает боль и трудности своей Родины, стремиться изменить её к лучшему.

Гражданами какой страны мы являемся?

Что значит быть гражданином своей страны - ДНР?

Быть гражданином – значит, любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, за ее будущее. Гражданин страны должен знать ее историю, государственные символы.

Можете ли вы себя называть гражданином ДНР? Что можете сделать вы, чтобы наша страна была лучше?

Ребята, сегодня мы с вами затронули очень важную тему. Если вам не безразлично, что происходит с людьми вокруг вас, если вы готовы защитить слабого от более сильного и злого, если вы готовы поддерживать порядок в месте, где живете – то каждый из вас уже сейчас может с гордостью сказать:

«Я – гражданин!»

Каждый из нас – частичка ДНР. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

  1. Практическая часть.

ЗАДАНИЕ

Выберите из предложенного перечня 3 чувства человека, которые являются гражданскими и вам они присущи


Гуманность

Скромность

Справедливость

Честность

Чувство долга

Чувство чести

Искренность

Чувство вины

Стыдливость

Сочувствие

Милосердие

Ответственность

Патриотизм

  1. Завершающая часть. Итоги сбора.

Руководитель отряда: Итак, я предлагаю на основе составленной вами схемы гражданина ДНР вынести решение сбора отряда:

  1. Любить свою Родину.

  2. Знать и уважать символы государства.

  3. Проявлять гражданское поведение: переживать боль и трудности своей Родины, стремиться изменить её к лучшему.

А может быть кто-то считает, что я предложила невыполнимые пункты?

(ответ детей)

Значит мы принимаем решение без изменений и дополнений?

(ответ детей)

Решение принято!

Ф – 4. Звучит Гимн школы.

Руководитель отряда: Пусть окружающий нас мир будет прекрасным от ваших хороших, добрых поступков.Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть. Чтобы с гордостью сказать: «Я – гражданин своей страны!»

Сбор, посвящённый теме «Я ребёнок – я гражданин», считать закрытым!

Всем спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!