2. Актуализация знаний. (4 минуты) 3. Постановка учебной задачи. (2минуты) | Учитель: Давайте начнем урок.(работа в парах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд1)Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой? Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь. | Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. | Учитель: Все слова вам понятны? Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем? Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых Учитель: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста. Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное? Дети: По второму. Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное. Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.
(показывается слайд с выделенными прилагательными)
Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова? Дети: К прилагательному Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные? Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным. Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным. Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить? Дети: Имя прилагательное. Учитель: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи? Дети: Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой. Учитель: Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательное среди других частей речи, учиться правильно применять эту часть речи. Учитель: А для этого, что ученикам нужно делать? Дети: Внимательно слушать учителя, думать, размышлять, работать, обсуждать.
- Итак, как звучит тема нашего урока? - Откройте тетради, запишите число. Тему урока. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи. 1.Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?
2 .Морфологические признаки. Постоянные морфологические признаки: имена прилагательные бывают качественными,относительными ,притяжательными. Непостоянные признаки имени прилагательного: а)степень сравнения; б)краткая или полная форма; в)род; г) число; д)падеж 3.Синтаксическая роль. В предложении имена прилагательные в полной форме являются определениями, а в краткой- сказуемыми. | Чтение миниатюры. Запись учащимися числа, темы урока. - Цель урока – отработать навык правописания имён существительных. | Практика опережающего обучения. Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4.Задание по вариантам. 5.Обозначить род,число,падеж прилагательных,подчеркните прилагательные .Подберите синонимы к слову грустный . 6.Работа в паре 7.Запишите предложения,разберите их по членам. 8.Работа над текстом. 9.Физ.минутка (пауза релаксации) 1 минута 10.Закрепление знаний. Работа в группе. 5 минут 11.Развитие речевых умений, творческого подхода Работа в группе. 12..Рассмотрите репродукцию картины В. М.Васнецова «Аленушка». Опишите картину по плану. 13.Проектная работа. 14. Тест. !5.Творческое задание 15Рефлексия деятельности. 16.Домашнее задание | Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания прилагательных. 1 вариант. Волшебн… песни, ветер свеж…, по весенн… аллее, в син… небе, ароматн… ландыш, пирог горяч…, на весен… солнышке, в холодн… воду, средь стройн… берез, серебрист… паутину, в пахуч… хвое. 2 вариант. За редк… деревьями, сквозь прошлогодн… траву, на дальн… севере, на ближн… холме, с тяжел… грузом, по проезж… дороге, об известн… ученом, на приветлив… лице, в чуж… квартире, больш… кораблю, медведь неуклюж… Береза
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее, заречную, С нарядными оплечьями, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю березу русскую, Она всегда с подружками Весною хороводится, Целуется, как водится, Идет, где не горожено, Поет, где не положено, Под ветром долу клонится И гнется, и не ломится! А.А.Прокофьев 1 группа продолжает список терминологических словосочетаний «прил+сущ» ,которые используются на уроках географии и математики: равнобедренный треугольник, перистые облака… 2 группа продолжает список постоянных эпитетов «прил+сущ», которые используются на уроках литературы: чистое поле, конь ретивый… Очи, молодец, девица, солнышко, уста, кудри,ветры ,волк. 1. По зеркальной поверхности озера плавали белые лебеди . Дельфины ловки, умны и грациозны. 2.По ясному небу неслись высокие и редкие облака. Большой еж колюч. Прочитайте текст, озаглавьте его. Узенькой тропинкой шли два путника .Они искали красоту .Один человек был с горячим сердцем, а другой – с холодным. Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза .Он увидал в сером камне прекрасный цветок .А другой увидел только трещину. Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень .И вот из камня показался изумительный цветок .Человек освободил из каменного плена красоту! -Какие словосочетания играют важную роль в этом тексте? -В прямом или в переносном смысле употреблены эти прилагательные – антонимы? Что они означают ? -Как вы понимаете основную мысль текста? Физкультминутка - Ребята, что-то мы с вами засиделись. Пришла пора немного подвигаться. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) Закрепление. Работа в группах. Используя прилагательные, составьте текст. 1 группа – дикторы телевидения (дать объявление о пропаже собаки) 2 группа – учёные-селекционеры, вырастившие чудо-цветок Допиши ряд и определи «Кто это»? Серый, хищный, жадный ………………….. Рыжая, хитрая, ловкая ……………… Косой, слабый, трусливый …………………. Большой, косолапый, неуклюжий ……………………… Яркое, ласковое, тёплое - На какие вопросы они отвечают? _______________________________________________ Какой частью речи они являются? В чём выражается грамматическая связь прилагательного с существительным? Определить род, число падеж имени прилагательного Просклонять устно любое словосочетание План: 1.Название картины и ее автор. 2. Общее впечатление, которое производит картина. 3. Почему складывается такое впечатление: - описание Аленушки (место, где она сидит, поза, одежда, волосы и т.д.) -описание природы (пруд, лес, небо, время суток и т.д.) 4.Заключение.
Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест. 1. Имена прилагательные отвечают на вопросы: А) Кто? Что? Б) Какой? Какая? Какие? Чей? В) Что делать? 2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное. А) С наречием Б) С местоимением В) С именем существительным 3. Что обозначает прилагательное A) Предмет Б) Признак предмета B) Действие предмета 4. Укажите имена прилагательные: А) Похолодало; Б) Холод; В) Холодный. 5. Имена прилагательные… А) Изменяются по числам, родам и падежам? Б) Не изменяются по числам. Учитель: А теперь последнее для вас задание. Попробуйте нарисовать , как вы представляете себе имя прилагательное. ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют свои работы- рисунки.) (Дети могут нарисовать радугу, что с прилагательным мир такой же красочный как эта радуга и т.п.) -Итак , Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном. 1)Написать сочинение-миниатюру на тему «Весенний лес». 2)Выписать 6 предложений из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина с краткими прилагательными. | Учащиеся записывают словосочетания, делают вывод. Учащиеся работают в паре . Ученики выполняют задание, работают в группе, выступают с правильными ответами. Выступление учащихся, защита проектной деятельности - | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с упражнением, взаимопроверка выполненного задания) |