СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок 5 класс "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок .Имя прилагательное.Фгос.Работа в парах.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 5 класс "Имя прилагательное"»

МКОУ СОШ №2 г.Алагир

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Имя прилагательное как часть речи» (5 класс)


Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: повторение материала.

Метод: комбинированный.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы ФГОС «Русский язык 5 класс» (2012г.) под редакцией С.И.Львовой

УМК: 1). Русский язык. 5кл.: С.И.Львова, В.В. Львов

Цель урока: сформировать понятие об имени прилагательном как части речи

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение находить имена прилагательные в тексте;

  • научить отличать качественные имена прилагательные от относительных;

  • формировать умение использовать имена прилагательные в речи;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ.минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия.

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.




Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя :

Мотивация к учебной деятельности

(Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха)


-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глубоко вдохните в себя радость и свежесть весеннего дня.


- Девизом нашего урока будет пословица «С малой удачи начинается большой успех» (записано на доске).




Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний.

(4 минуты)
















































































3. Постановка учебной задачи.

(2минуты)

Учитель: Давайте начнем урок.(работа в парах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд1)Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.


Учитель: Все слова вам понятны?

Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых

Учитель: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.

Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное?

Дети: По второму.

Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное. Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.



(показывается слайд с выделенными прилагательными)



Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?

Дети: К прилагательному

Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.

Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.

Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Дети: Имя прилагательное.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?

Дети: Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой.

Учитель: Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательное

среди других частей речи, учиться правильно применять эту часть речи.

Учитель: А для этого, что ученикам нужно делать?

Дети: Внимательно слушать учителя, думать, размышлять, работать, обсуждать.





- Итак, как звучит тема нашего урока?

- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?



Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

1.Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?



2 .Морфологические признаки. Постоянные морфологические признаки: имена прилагательные бывают качественными,относительными ,притяжательными.

Непостоянные признаки имени прилагательного:

а)степень сравнения;

б)краткая или полная форма;

в)род;

г) число;

д)падеж

3.Синтаксическая роль.

В предложении имена прилагательные в полной форме являются определениями, а в краткой- сказуемыми.



Чтение миниатюры.




































Запись учащимися числа, темы урока.


- Цель урока – отработать навык правописания имён существительных.





























Практика опережающего обучения.







Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.


4.Задание по вариантам.










5.Обозначить род,число,падеж прилагательных,подчеркните прилагательные .Подберите синонимы к слову грустный .















6.Работа в паре








7.Запишите предложения,разберите их по членам.




8.Работа над текстом.














9.Физ.минутка (пауза релаксации)

1 минута




















10.Закрепление знаний.

Работа в группе.


5 минут









11.Развитие речевых умений, творческого подхода

Работа в группе.









12..Рассмотрите репродукцию картины В. М.Васнецова «Аленушка». Опишите картину по плану.







13.Проектная работа.




14. Тест.






























!5.Творческое задание







15Рефлексия

деятельности.





16.Домашнее

задание











Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания прилагательных.

1 вариант. Волшебн… песни, ветер свеж…, по весенн… аллее, в син… небе, ароматн… ландыш, пирог горяч…, на весен… солнышке, в холодн… воду, средь стройн… берез, серебрист… паутину, в пахуч… хвое.

2 вариант. За редк… деревьями, сквозь прошлогодн… траву, на дальн… севере, на ближн… холме, с тяжел… грузом, по проезж… дороге, об известн… ученом, на приветлив… лице, в чуж… квартире, больш… кораблю, медведь неуклюж…



Береза

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнется, и не ломится! 

А.А.Прокофьев






1 группа продолжает список терминологических словосочетаний «прил+сущ» ,которые используются на уроках географии и математики: равнобедренный треугольник, перистые облака…

2 группа продолжает список постоянных эпитетов «прил+сущ», которые используются на уроках литературы: чистое поле, конь ретивый…

Очи, молодец, девица, солнышко, уста, кудри,ветры ,волк.


1. По зеркальной поверхности озера плавали белые лебеди .

Дельфины ловки, умны и грациозны.


2.По ясному небу неслись высокие и редкие облака.

Большой еж колюч.



Прочитайте текст, озаглавьте его.

Узенькой тропинкой шли два путника .Они искали красоту .Один человек был с горячим сердцем, а другой – с холодным.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза .Он увидал в сером камне прекрасный цветок .А другой увидел только трещину.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень .И вот из камня показался изумительный цветок .Человек освободил из каменного плена красоту!


-Какие словосочетания играют важную роль в этом тексте?

-В прямом или в переносном смысле употреблены эти прилагательные – антонимы? Что они означают ?

-Как вы понимаете основную мысль текста?



Физкультминутка

- Ребята, что-то мы с вами засиделись. Пришла пора немного подвигаться.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)






Закрепление. Работа в группах.

Используя прилагательные, составьте текст.

1 группа – дикторы телевидения (дать объявление о пропаже собаки)

2 группа – учёные-селекционеры, вырастившие чудо-цветок




Допиши ряд и определи «Кто это»? 

Серый, хищный, жадный …………………..

Рыжая, хитрая, ловкая ………………

Косой, слабый, трусливый ………………….

Большой, косолапый, неуклюжий ………………………

      Яркое, ласковое, тёплое

  • Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идёт речь? ____________

      - На какие вопросы они отвечают?     _______________________________________________

  • Какой частью речи они являются?

  • В чём выражается грамматическая связь прилагательного с существительным?

  • Определить род, число падеж имени прилагательного

  • Просклонять устно любое словосочетание


План:

1.Название картины и ее автор.

2. Общее впечатление, которое производит картина.

3. Почему складывается такое впечатление:

- описание Аленушки (место, где она сидит, поза, одежда, волосы и т.д.)

-описание природы (пруд, лес, небо, время суток и т.д.)

4.Заключение.







Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы:

А) Кто? Что?
Б) Какой? Какая? Какие? Чей?
В) Что делать?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С именем существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Укажите имена прилагательные:

А) Похолодало;
Б) Холод;
В) Холодный.

5. Имена прилагательные…

А) Изменяются по числам, родам и падежам?

Б) Не изменяются по числам.

Учитель: А теперь последнее для вас задание. Попробуйте нарисовать , как вы представляете себе имя прилагательное. ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют  свои работы- рисунки.)

(Дети могут нарисовать радугу, что с прилагательным мир такой же красочный как эта радуга и т.п.)


-Итак ,

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.




1)Написать сочинение-миниатюру на тему «Весенний лес».


2)Выписать 6 предложений из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина с краткими прилагательными.


















Учащиеся записывают словосочетания, делают вывод.

Учащиеся работают в паре .

























Ученики выполняют задание, работают в группе, выступают с правильными ответами.









































Выступление учащихся, защита проектной деятельности

































































-



















Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).













ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.




УУД: регулятивные

(работа с упражнением, взаимопроверка выполненного задания)

















































































































































































































































































.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!