СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок биологии»

Урок №________ Дата______ 7 класс

Тема: Тип Членистоногие.

Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками членистоногих, выяснить особенности внешнего и внутреннего строения членистоногих, черты их сходства и различия.

Задачи урока:

Обучающие:

Познакомить учащихся с общими признаками членисто­ногих; выяснить особенности внешнего строения ракообразных, дать представление о связях ракообразных  со средой обитания.

Развивающие:

Развивать умение работать с раздаточным материалом, микроскопом; формировать умения наблюдать, распознавать  членистоногих в природе, на таблицах, рисунках, коллекциях; сравнивать виды между собой; обобщать получаемые знания.

Воспитательные:

Способствовать формированию информационной культуры и творческих способностей; установить роль ракообразных в природе и необходимость их охраны.

Оборудование: плакаты, учебник раздаточный материал.

Ведущие понятия: членистоногие, ракообразные, головогрудь, фасеточные глаза, зеленые железы, хитин.

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое. Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

  1. Проверка знаний.

Мир животных на Земле огромен и разнообразен. Многообразие живот­ных проявляется в форме их тела, размерах, характере передвижения, пита­ния, мест обитания и во многом другом. Различия животных по этим признакам лежат в основе деления их на группы. Мы изучили Подцарство Простейшие. Начали изучать Подцарство Многоклеточные животные.

С представителями каких типов Подцарства многоклеточные животные мы уже знакомы?

Назовите представителей названных типов. (Тип Кишечнополостные (Пресноводная гидра, медуза), Тип плоские черви (Белая планария – ресничные черви; Печёночный сосальщик – класс сосальщики;Свиной цепень – ленточные черви; Оскарида, Острица – Круглые черви; Дождевой червь – кольчатые черви).

  1. Активизация познавательной деятельности.

Перед тем, как мы с вами познакомимся с темой нашего урока, я прошу вас выполнить следующее задание: из букв, что лежат на столах, составьте слово (это слово «членистоногие»). Итак, теперь мы можем определить тему нашего урока? «Особенности строения членистоногих» (запись в тетради).

Давайте посмотрим на таблицу. По таблице видно, что животные, которые мы с вами изучили в совокупности занимают лишь не­большую часть всего животного царства. А большую часть среди всех живот­ных занимают какие животные?

(Членистоногие)

- А как вы считаете, что мы будем изучать, в ходе рассмотрение этой группы животных?

На ваших столах лежит схема строения конечности этих животных. Какое оно имеет строение?

Правильное, членистое. Так почему называется данная группа животных членистогие?

  1. Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя.

Тип Членистоногие. Общая характеристика.

Членистоногие — самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих, или более 2/3 всех видов животных.

Задание классу:

Рассмотрите представителей типа Членистоногие и ответьте на вопрос: где в природе можно встретить изображенных на рисунках членистоногих? и почему его считают самым многочисленным типом животных.

Членистоногие живут во всех морях и океанах; обитают и во всевозможных пресных водоемах — не толь­ко в реках и озерах, но и в мелких пересыхающих лужах, в подземных водах и пещерах, в скоплениях воды в дуплах деревьев.

Большая армия представителей этого типа приспособилась и к жизни вне воды — на суше, где членистоногие особенно многообразны. Многие членистоногие — паразиты.

Среди животных этой группы есть много сходств (перечисление), но есть и различие – поэтому выделяют 3 класса: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

У вас на столах лежат кластеры. Мы сейчас их заполним, вы выполняете работу на листиках, я на доске. (прил.1)

Используя учебник на странице _____ определим, на какие три класса делятся членистоногие.

Запишем представителей каждого класса.

Ракообразные: обыкновенная мокрица, высшие раки, широкопалый речной рак, голубой краб-плавунец, тропический наземный рак-отшельник.

Паукообразные. пауки, скорпионы, клещи.

Насекомые. малярийный комар, блохи, пчела медоносная, чёрный садовый муравей, шершень и т.д.

Мы с вами познакомились с некоторыми представителями типа членистоногие. Все они очень разные, но тем не менее их относят к одному типу. Как вы думаете почему? Потому, что они обладают общими признаками. Давайте определим какими. Я прочитаю вам стихотворение, а вы в своих инструктивных карточках выпишите эти признаки.

Общая характеристика типа.

У всех членистоногих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение

На несколько отделов разделено их тело

Отделы из сегментов, такое, братцы дело.

Скелет у них наружный - хитиновый покров

Он защитить способен от всяческих врагов

Все это - характерные особенности многих животных

Относящихся к типу членистоногих.

Итак, назовите какие признаки, характерные для членистоногих, вы выписали. (членистое строение, разделено на отделы, состоят из сегментов, хитиновый покров). А ещё - двухсторонняя симметрия тела, у них хорошо развиты органы чувств и находятся они голове.

Ракообразные.

Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружным скелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц.

Тело речного рака состоит из двух отделов – головогруди и брюшка.

На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков – органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков – фасеток. На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки.

На головогруди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту. Есть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу, обороняется.

На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.

Паукообразные.

Класс Паукообразные относятся в основном наземные виды (более 60 тыс. видов). К ним относятся скорпионы, сенокосцы, клещи, пауки и другие представители класса. Среди клещей и пауков есть вторичноводные формы (например, паук-серебрянка).

У Паукообразных тело разделено на два отдела — головогрудь и брюшконет усиков. На головогруди располагаются четыре пары ходильных конечностей и две пары видоизменённых конечностей (ротовые органы — хелицеры и ногощупальца), служащие для захвата и измельчения пищи. 

Крючкообразными хелицерами паук хватает свою жертву. Внутри хелицер имеется канал, по которому из ядовитых желез, расположенных у основания хелицер, поступает в тело жертвы пищеварительный сок. Рядом с хелицерами находятся короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания — ногощупальца.

 

На нижнем конце брюшка имеются три пары паутинных бородавок, вырабатывающих паутину, — это видоизменённые брюшные конечности.

Глаза у паукообразных простые.  Органами дыхания у пауков являются лёгкие (лёгочные мешки) и трахеи. У скорпионов — только лёгкие. У клещей газообмен осуществляется через кожу, а специальных органов дыхания нет. Кровеносная система незамкнутая. Кровь бесцветная.

Пауки представляют самую большую группу паукообразных. Питаются пауки различными насекомыми, некоторые едят дождевых червей, улиток, муравьёв, ящериц, лягушек, мышей, птиц, головастиков, небольших рыбок.

Насекомые.

Насекомые – самый многочисленный класс среди не только членистоногих, но и животных вообще. Насчитывается больше одного миллиона видов насекомых. Они населяют самые разнообразные среды обитания. Их можно встретить на земле и в воздухе (это большинство видов насекомых – бабочки, мухи, комары, осы), в водоёмах (жук-плавунец, личинки стрекоз), почве (медведки, личинки майского жука), телах других живых организмов (вши, блохи). Наиболее разнообразен мир насекомых в тропиках. Насекомые ведут свободноживущий и паразитический образ жизни. Размеры их тела разнообразны: самые маленькие длиной около 1 мм, а самые большие достигают 30 см. Есть насекомые, которые живут поодиночке (хищные жуки, наездники), а есть и общественные, живущие большими семьями  до 3 миллионов особей (это муравьи, пчёлы, термиты).

Насекомые – единственный класс среди беспозвоночных животных, представители которого имеют крылья и способны летать.

Несмотря на огромное разнообразие насекомых, для всех них характерны общие особенности. Их тело чётко разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Они соединены между собой подвижно.

На голове расположены одна пара усиков, глаза, позволяющие ориентироваться в пространстве, и ротовой аппарат, необходимый для захвата пищи.

Имеют два больших сложных глаза, между которыми могут находиться несколько мелких простых глаз. Усики очень разнообразны по длине, числу и форме члеников. Они могут быть нитевидными, гребенчатыми, перистыми, булавовидными и пластинчатыми.

Тело насекомых защищено кутикулой, которая снаружи покрыта водонепроницаемой плёнкой. Она предохраняет насекомое от потери воды. В покровах имеются многочисленные волоски и многочисленные железы.

Органы чувств у насекомых обычно многообразны и развиты очень хорошо. Усики являются органами осязания и обоняния. Вкусовые рецепторы расположены на ротовом аппарате.

  1. Работа с таблицей.

А сейчас, мы с вами более подробно познакомимся с отрядами членистоногих. Рассмотрим внешнее и внутреннее строение. Задание выполняем в группах. каждый ряд образует группу. 1-й ряд описывает ракообразных, 2-й ряд – паукообразных, 3-й ряд – насекомых. Потом группы обменяются полученной информацией и заполнят недостающие колонки.

Тип Членистоногих.

Признаки.

Ракообразные.

Паукообразные.

Насекомые.

1. Численность.

 

 

 

2. Среда обитания.

 

 

 

3. Части тела.

 

 

 

4. Количество ходильных ног.

 

 

 

5. Наличие крыльев.

 

 

 

6. Количество усиков.

 

 

 

7. Органы зрения.

 

 

 

8. Скелет.

 

 

 

9. Особенности пищеварительной системы.

 

 

 

10. Особенности кровеносной системы.

 

 

 

11. Особенности дыхательной системы.

 

 

 

12. Особенности выделительной системы.

 

 

 

13. Особенности нервной системы.

 

 

 

14. Особенности размножения.

 

 

 

15. Особенности развития.

 

 

 

16. Роль в жизни человека.

 

 

 


Задание: Хитиновый покров членистоногих плотный, способностью растягиваться не обладает. Как же происходит рост этих животных?

«У них меняется не только твердый панцирь, но также глаза, жабры, даже пищеварительный канал. Перед линянием твердая оболочка слегка размягчается. Рак становится очень беспокойным, бегает, потирает ноги одну о другую, затем опрокидывается навзничь и напрягает все усилия, работая всеми частями тела, чтобы разорвать панцирь на спине. При снятии оболочки с ног, он может и потерять одну или две. С хвостовой части покров сбрасывается легко. Речной рак в первый год своей жизни линяет около 10 раз, во второй - 6 раз, в третий – 4 раза, в пятый – 2 раза, с шестого по 1 разу, а с пятнадцати лет – совсем перестает линять. Самки линяют реже, чем самцы»

  1. Физкультминутка.

Сейчас мы проведём с вами минутку релаксации. Закройте свои глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря. Волны бьются о ваши ноги, ветер обдувает волосы. Вам становиться легко. Зажмурили сильно глаза, резко открываем и повторим еще один раз. Глубоко вздохнули и выдохнули. Возвращаемся к работе.

  1. Закрепление

- Скажите, с каким типом животных мы сегодня познакомились?

- Речной рак, паук-крестовик, домовый паук, майский жук, бабочка-кра­пивница, комнатная муха. По каким признакам внешнего строения этих животных относят к членистоногим?

  1. Работа с тестом.

Следующим вашим заданием будет выполнение тести по теме которую мы сегодня изучили. (прил.2)

Тест на усвоение материала

по теме «Тип членистоногие.»

Вариант 1

Вариант 2

A

A

  1. Какая полость тела характерна для членистоногих:

А) первичная;

Б) вторичная;

В) смешанная.

  1. Чем покрыто тело членистоногих:

А) кожа;

Б) раковина;

В) хитин.

  1. Какие части тела есть у рака:

А) голова, грудь, брюшко;

Б) головогрудь, брюшко;

В) голова, хвост, конечности.

  1. Сколько пар ходильных ног у рака:

А) 3;

Б) 5;

В) 10.

  1. Ракообразные периодически линяют, потому что:

А) меняются времена года;

Б) панцирь мешает расти;

В) панцирь не имеет клеточного строения.

  1. Что происходит с хитиновым покровом членистоногих во время роста:

А) он растягивается по мере роста;

Б) периодически сбрасывается;

В) возникает только после завершения роста.

  1. Глаза у рака на стебельках, так как:

А) глаза фасеточные;

Б) голова с грудью составляют единый орган;

В) подвижность тела не значительная.

  1. Первая пара ходильных ног у рака видоизменена:

А) в челюсти;

Б) в носочелюсти;

В) в клешни.

  1. Выпишите номера, обозначающие особенности речного рака:

  1. тело состоит из головогруди и брюшка;

  2. внутренний скелет;

  3. наличие длинных и коротких усиков;

  4. тело покрыто раковиной;

  5. глаза простые;

  6. глаза сидят на подвижных стебельках;

  7. 5 пар ходильных ног;

  8. тело покрыто слизью;

  9. тело состоит из головы, груди и брюшка;

  10. наличие кожно-мускульного мешка.

  1. Установите соответствия:

  1. верхние и нижние челюсти;

  2. ногочелюсти;

  3. клешни;

  4. ходильные ноги;

  5. брюшные ноги.

А) служат для обороны, защиты, захвата добычи;

Б) для перемещения по дну;

В) для измельчения пищи на маленькие кусочки;

Г) для плавания;

Д) для подачи пищи.

  1. Найди ошибки.

Перед тобой текст, он содержит несколько ошибок. Попробуй найти их, выделить красным цветом, а в скобках написать верное утверждение.


У Рака речного довольно тонкий хитиновый покров, поэтому он не защищает животное от различных повреждений. Глаза у рака находятся на неподвижных стебельках, это необходимо, так как рак неповоротлив из-за того, что голова срослась с брюшком.

Кровеносная система рака, как у всех Членистоногих, замкнутая, а органами дыхания являются лёгкие. Выделение вредных веществ обеспечивают зеленые железы, которые расположены в конце брюшка.

- Какие классы включает тип Членистоногие?

- Какая симметрия тела характерна для данного типа?

- Тело у представителей разделено на ....;

- Число ходильных ног у речного рака..

- Признаки, обеспечившие приспособленность к разным средам обита­ния

( хитиновый покров, членистые конечности и развитые органы чувств....)

  1. Выставление оценок.

За активную работу на уроке, за успешное выполнение проверочной работы на закрепление оценки получают___________________________________________

  1. Домашнее задание

§ , составить по желанию кроссворд по теме «Ракообразные» (или любую другую головоломку: сканворд, ребус, чайнворд).

  1. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

Подведем итог нашего урока. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы усвоили материал в полной мере. Зеленый цвет – вы усвоили материал на достаточном уровне. Синий цвет – вы не поняли материал урока. Спасибо!

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!