СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»»

КОНСПЕКТ

открытого урока по литературе в 6- классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Тема урока: Мир детства в рассказе И. С.Тургенева «Бежин луг» (урок-образ)

Цели: показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля); развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся; способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу.

Оборудование урока: презентация; портрет писателя; художественный текст; фотографии «На родине Тургенева», «Бежин луг»; иллюстрации портретов мальчиков; определениями мира детства; картина В. Маковского «В ночном»; рабочая карта урока; музыкальная миниатюра Чайковского

Словарь урока: образ, армяк, россказни, предания, поверья, сибарит

Оформление доски:

Высказывание:

Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

И. С.Тургенев

Портрет писателя. Пейзаж Бежина луга (вокруг него портреты мальчиков).

План урока

1. Слово учителя

- Сегодня у нас урок по творчеству великого русского писателя И.С. Тургенева. Мы знакомимся с интересным рассказом «Бежин луг». Дома вы должны были прочитать рассказ, познакомиться с героями.

Но прежде давайте познакомимся с жизнью автора. (Ученик Гасанов Тимур рассказывает о писателе

Послушайте стихотворение. Звучит музыка. (Чайковского «Времена года) На фоне ее учитель читает:



Летний вечер. За лесами солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

-Ребята, как связано это стихотворение с рассказом? (В рассказе и в стихотворении мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное)

- Знакомясь с рассказом что вы узнали? (о детях, как они жили ) Каков их мир детства?

Итак, тема сегодняшнего урока: «Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» (запишите в тетрадях)

Какие цели будем ставить перед собой? ( более подорбно познакомиться с героями, узнать их внутренний мир)

- Представьте себе тихую росистую ночь, недалеко река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.

У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

Фронтальный опрос:

  1. Сколько ребят в ночном и как их зовут? (5детей: Федя, Павлуша, Илюша, Кося Ваня)

  2. Почему крестьянские дети оказались на Бежином лугу? (пасли хозяйских лошадей)

  3. Кто из мальчиков из самой зажиточной семьи? Откуда вы об этом узнаете? (Федя. По одежде)

  4. Что готовили мальчики? (картошку)

  5. Сколько лет было детям? ( от 7до 14)

-Посмотрите на доску. Там портреты мальчиков. Все иллюстрации написаны художником Пахомовым. Висит картина известного русского художника Владимира Маковского «Ночное». Его тоже волновала судьба крестьянских детей. Тургенев был любимым писателем Художника. Здесь мы видим тоже детей, табун коней. Не только писатели, но и художники изображали жизнь детей.

- Что значит ночное? ( можно поговорить с друзьями, узнать что-то новое, быть свободным)

2 – Чтобы подробнее познакомиться с образами мальчиков, поработаем в группах. У на столах таблица. Там указано имя героя. Ваша задача заполнить т.е. записать связный рассказ о мальчике. Затем зачитывает эта группа характеристику, а остальные группы должны угадать. О ком идет речь? (на работу 7 минут) (музыка Чайковского «Времена года) Ребята, а вы можете по портрету угадать мальчиков (иллюстрации на доске)

- Словарная работа: армячок – рубаха из холста.

3. Творческая группа «Искусствоведы»

Учитель

- Сегодня у нас работает творческая группа «Искусствоведов» (учащиеся творческого уровня). Они поделятся с нами интересным материалом.

Творческая группа «Искусствоведы» о Павлуше (сравнить портрет Павлуши, созданный художником Пахомовым, с описанием мальчика в рассказе. Он деловит, заботлив, смел, рассудителен, мужествен. Какие из этих качеств смог передать художник? Найдите в рассказе эпизод, в котором проявляются эти качества.)

Вывод. 1. Мы познакомились со всеми портретами (образами) всех мальчиков.

- Что общего у этих детей?. (Они дружны, все деревенские, почти все бедные, умеют хорошо рассказывать истории)

2. В чем отличие этих мальчиков? (У них разные характеры) кто-то смелый, как Павлуша, кто-то тихий, как Ваня.

3. А где больше всего мы можем узнать характер? ( в историях, которые рассказали мальчики)

4. О чем говорят мальчики у костра? (О домовых, леших, про русалку, о водяном)

А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались? (4)

- Какие истории вам запомнились?

- какой синоним Тургенев использует к слову истории в тексте? В Словарях толковых вы должны были найти.

Поверье-это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета

3. Чтение по ролям отрывка («Костя вздрогнул… стр.183)

а) Как открылись мальчики в этом отрывке? (они очень интересные, у них богатое воображение)

Кого из мальчиков успели полюбить?

- Как вы думаете, сами мальчишки верили в то, что рассказывали? Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?

( в рассказах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними, мальчики верят в то, чего нет не свете. Им внушили взрослые, потому что были неграмотные и крестьянские дети в то время учиться не могли, но в рассказах детей богатое воображение)

-С кем бы вы хотели подружиться и почему? (запишите в тетради)

- Как вы думаете, сами мальчишки верили в то, что рассказывали? Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?

( в рассказах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними, мальчики верят в то, чего нет не свете. Им внушили взрослые, потому что были неграмотные и крестьянские дети в то время учиться не могли, но в рассказах детей богатое воображение)

рассказах детей богатое воображение)

Учитель. Перед нами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

- Дети интересны охотнику?

(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.).

Выводы по теме урока.

- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.

На доску прикрепляются таблички с определениями (добрый, озлобленный, богатый духовный мир, впечатлительный, пытливый, любознательный, смелый, отзывчивый, необразованный суеверный)

Учитель. Вывод.

- Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о себе и своих героях сказал так (обратимся к эпиграфу нашего урока).

И. С.Тургенев – мастер художественного образа.

Д/з 1.Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.

2) Сочините свою быличку.

Выставление оценок

Как вы оценивайте свою работу на каждом этапе.

1.Фронтальный опрос:

2. Работа в группах:

3. Выразительное чтение текста:

4. Устный пересказ











Таблица «Образы мальчиков»

Имя мальчика

Возраст

Важные детали портрета

Достаток семьи








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!