Тип урока: Изучение нового материала.
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
- познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
- составить алгоритм нахождения суффикса в словах;
- закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;
- организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;
- отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;
- способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.
Предметные:
Научатся:
- выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму
- образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.
Метапредметные:
Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;
Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
Личностные:
- осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение», презентация к уроку.
К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование.»
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, спинки прямо.
Вижу класс наш – хоть куда.
Мы начнем урок тогда.
Ребята у вас на партах лежат смайлики трех цветов . Поднимите смайлик вашего настроения.
- А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.
2.Минутка чистописания.
- Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?
- Напишите строчку элементов букв. (Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.)
- Запишите вторую строчку соединений букв.
-Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.
-Спишите , соблюдая правила каллиграфии.
Саша сорвал сливу.
- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи в предложении.
-В слове сливу выделите корень, окончание( Проверка)
- Что такое корень? (Корень- главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
- Как вы его находили?
( Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть).
-Что такое окончание?
( Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)
- Как найти окончание ?
(Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова).
5.Актуализация знаний
Ребята, посмотрите на доску. Перед вами пословицы, но все слова в них перепутались.
Кто поможет собрать пословицы?
1) Что посеешь, то пожнешь.( как ты будешь к людям относиться, так и они к тебе)
2) Семь раз отмерь, один раз отрежь.(7 раз подумай прежде что-то сделать)
- Объясните смысл пословиц.
- Спишите пословицы.
- Найдите слова с приставками, обозначьте их.
- Что такое приставка?
(Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)
- Как найти приставку в слове?
(Чтобы найти приставку в слове. Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова которая стоит перед корнем и будет приставкой).
6. Самоопределение к деятельности
Отгадайте загадку:
Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
(Ёж)
-Запишите в тетрадь слово еж.
-Как называют ребенка ежа? Ежонок.
-Теперь запишите слово ежонок
- Теперь скажите как зовут маму ежонка ? (Ежиха.)
-Запишите слово ежиха.
- Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).
- Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).
- Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)
- Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)
- Послушайте загадку.
После корня он стоит
Перед окончанием
Если я его сменю
Другое слово получу
Обозначаю уголком
Называю «суффиксом»
-О какой части слова мы сегодня будем говорить?
- Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс? Как найти его в слове?»)
Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает «прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова SUFFIXUS с тем же значением.
Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.
-Какая это часть слова? ( значимая, изменяемая)
-После чего стоит? (после корня).
- Перед чем стоит? (перед окончанием)
- Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило?
- Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.
7. Физкультминутка.
8.Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 165 (с. 89).
- Прочитайте группы слов.
- Что вы можете сказать про эти слова?
- Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик).
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
- Ребята , у меня возник вопрос: общего между приставкой и суффиксом? (служат для образования новых слов).
9.Продолжение работы по теме урока
Тетради на печатной основе.
С.47 упр.115
- Прочитайте задание.
- Работать будем парами. Составьте 4 слова с суффиксами которые вам даны. Пара, которая справилась с заданием берется за руки и поднимает их вверх. Так я узнаю, кто уже готов отвечать.
С. 47 упр.116.
- Прочитайте задание.
- Будем с вами образовывать слова и записывать на доске.
- По цепочке начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.
- Ребята, что вы сделали, чтобы найти в слове суффикс?
Прочитайте сведения о языке на стр. 90
10. Индивидуальная работа.
Ответить на вопросы и создать эталон.
- Что такое суффикс?
- Где стоит суффикс?
- Для чего служит суффикс?
Допишите правило:
Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.
11. Рефлексия
Итак, подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :
Я узнал……
Я научился….
Мне понравилось….
Я затрудняюсь….
Моё настроение….
12. Оценки
А теперь выберите смайлик вашего настроения.
Домашнее задание
С.90 упр.167.