СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"»

  • УМК «Школа России

  • Тема урока: Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»


Тип урока: Изучение нового материала.


Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.


  • Задачи урока:

- познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

- составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

- закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;

- организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;

- отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

- способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

  • Ожидаемые результаты:

Предметные:

Научатся:

- выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму

- образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.

Метапредметные:

Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

Личностные:

- осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

- овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение», презентация к уроку.

  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование.»


Ход урока


1.Организационный момент


Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда.

Мы начнем урок тогда.


Ребята у вас на партах лежат смайлики трех цветов . Поднимите смайлик вашего настроения.

- А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.


2.Минутка чистописания.



- Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

- Напишите строчку элементов букв. (Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.)



- Запишите вторую строчку соединений букв.

-Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.


-Спишите , соблюдая правила каллиграфии.


Саша сорвал сливу.

- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи в предложении.

-В слове сливу выделите корень, окончание( Проверка)

- Что такое корень? (Корень- главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)


- Как вы его находили?

( Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть).


-Что такое окончание?

( Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)


- Как найти окончание ?

(Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова).


5.Актуализация знаний

Ребята, посмотрите на доску. Перед вами пословицы, но все слова в них перепутались.

Кто поможет собрать пословицы?

1) Что посеешь, то пожнешь.( как ты будешь к людям относиться, так и они к тебе)

2) Семь раз отмерь, один раз отрежь.(7 раз подумай прежде что-то сделать)

- Объясните смысл пословиц.

- Спишите пословицы.

- Найдите слова с приставками, обозначьте их.

- Что такое приставка?

(Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)

- Как найти приставку в слове?

(Чтобы найти приставку в слове. Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова которая стоит перед корнем и будет приставкой).


6. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку:


Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
(Ёж)

-Запишите в тетрадь слово еж.

-Как называют ребенка ежа? Ежонок.

-Теперь запишите слово ежонок

- Теперь скажите как зовут маму ежонка ? (Ежиха.)

-Запишите слово ежиха.

- Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).

- Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).

- Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)

- Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)



- Послушайте загадку.


После корня он стоит

Перед окончанием

Если я его сменю

Другое слово получу

Обозначаю уголком

Называю «суффиксом»


-О какой части слова мы сегодня будем говорить?

- Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс? Как найти его в слове?»)


Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает «прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова SUFFIXUS с тем же значением.


Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.

-Какая это часть слова? ( значимая, изменяемая)

-После чего стоит? (после корня).

- Перед чем стоит? (перед окончанием)

- Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило?

- Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.


7. Физкультминутка.


8.Работа по теме урока


Работа по учебнику

Упр. 165 (с. 89).

- Прочитайте группы слов.

- Что вы можете сказать про эти слова?

- Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик).

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)


- Ребята , у меня возник вопрос: общего между приставкой и суффиксом? (служат для образования новых слов).



9.Продолжение работы по теме урока

Тетради на печатной основе.

С.47 упр.115

- Прочитайте задание.

- Работать будем парами. Составьте 4 слова с суффиксами которые вам даны. Пара, которая справилась с заданием берется за руки и поднимает их вверх. Так я узнаю, кто уже готов отвечать.

С. 47 упр.116.

- Прочитайте задание.

- Будем с вами образовывать слова и записывать на доске.

- По цепочке начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.


- Ребята, что вы сделали, чтобы найти в слове суффикс?


Прочитайте сведения о языке на стр. 90



10. Индивидуальная работа.



Ответить на вопросы и создать эталон.


- Что такое суффикс?

- Где стоит суффикс?

- Для чего служит суффикс?



Допишите правило:


Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.


11. Рефлексия

Итак, подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :

  1. Я узнал……

  2. Я научился….

  3. Мне понравилось….

  4. Я затрудняюсь….

  5. Моё настроение….


12. Оценки





А теперь выберите смайлик вашего настроения.



Домашнее задание

С.90 упр.167.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!