СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 8 классе в рамках предметной недели по предметам естественно-научного цикла.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок географии в 8 классе по теме: " Природа Арктики. Неблагоприятные условия климата".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 8 классе в рамках предметной недели по предметам естественно-научного цикла.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЛАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»












Урок географии в 8 классе

с основами финансовой грамотности

на тему:






«Климатические условия Арктики,

Неблагоприятные условия климата».







Учитель: Радченко Р.И.










2024 г


Цель: познакомить обучающихся с понятием комфортность климата и неблагоприятные климатические явления. Сформировать понятия «разделение труда» и «специализация производства», и дать представления о способах их применения для достижения целей производства с наименьшими затратами.

Задачи:

образовательные

- продолжить формирование системы знаний о климате России

- формирование представлений о климатических условиях с точки зрения комфортности климата для жизни и хозяйственной деятельности человека;

- определение особенностей климата регионов и способов адаптации человека к данным условиям;

- оценка агроклиматических ресурсов;

развивающие

-развитие у учащихся умения работать с различной информацией и осуществлять логические операции при выполнении ситуационных задач, обобщать полученный материал;

-развитие внимания, пространственного воображения и способности делать выводы;

воспитательные

- определение значимости знаний о климате с точки зрения экологических проблем в результате естественных и антропогенных факторов;

- формирование умения высказывать своё мнение.


Тип урока: комбинированный


Ход урока


Организационный момент

Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания


Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.


Вопрос: 1. Почему такое возможно в нашей стране?

(большая площадь и протяженность страны)


2. Как вы понимаете фразу Ш.Монтескьё (французский писатель и философ 18 века): «Власть климата сильнее всех властей»?

(климат определяет основные черты жизни и деятельности человека)

Карта плотности населения. Ученики определяют тему урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы:

-комфортность климата;

-агроклиматические ресурсы;

-неблагоприятные климатические явления

Пример задания ОГЭ – плотность населения.

Изучение нового материала


  1. Что же такое благоприятный климат или комфортный климат?


Комфортность климата – это степень его благоприятности для нормальной жизни и деятельности человека (учебник. с.118)


  1. Из каких показателей складывается понятие «комфортность климата»?

Задание: из текста учебника (с.118) выделить характеристики комфортности климата (температура воздуха, относительная влажность, скорость ветра и объем солнечной радиации, длительность и контрастность сезонов года)


  1. Анализ карты «Влияние природных условий на жизнь человека»

  1. Какие меры должны принимать люди для обеспечения проживания на малокомфортных территориях? (строительство утепленного жилища, прокладка дорог по насыпям и поднятиям, выбор одежды и ведение хозяйства.)

Пример задания ОГЭ №2

  1. Как климат влияет на хозяйственную деятельность человека?

Агроклиматические ресурсы – это соотношение тепла и влаги, определяющее возможности хозяйственной деятельности человека.

Соотношение тепла и влаги оценивается с помощью коэффициента увлажнения. Он равен отношению годового количества осадков к испаряемости за тот же период. Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат.


Вопрос: 1. В каком направлении изменяется годовое количество осадков и почему?

2. От чего зависит испаряемость? В каком направлении она меняется?

3. Как коэффициент увлажнения может влиять на жизнь и деятельность людей?

4. Как разное увлажнение территории может влиять на развитие растений?


Практическая работа: с помощью карт дайте характеристику агроклиматических условий и определите направление хозяйственной деятельности на территории:

1) Прикаспийской низменности

2) Чукотского п-ва


Результаты оформите в виде таблицы:

Название территории

Средняя температура января

Средняя температура июля

Природная зона

Годовое количество осадков

Испаряемость

Коэффициент увлажнения

Виды хоз. Деят.

Прикаспийская низменность










Чукотский п-ов









  1. Какие климатические явления можно отнести к неблагоприятным для этих территорий? (засухи, суховеи, заморозки, гололед, ураганы, ливни, град, туман, снегопад)

Пример задания ОГЭ №3


  1. Деловая игра с основами финансовой грамотности «Выживание в условиях Арктики».


Закрепление новых знаний


  1. Что такое комфортность климата?

  2. Как климат влияет на сельское хозяйство?

  3. Какие климатические условия арктического и субарктического климата?

  4. Для чего необходимо учитывать коэффициент увлажнения?


Домашнее задание: § 31, 39; 1) дать определение понятиям: «разделение труда», «специализация производства». 2) объяснить, на что влияют вышеперечисленные понятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Сценарий деловой игры «Выживание в условиях Арктики»


В игре формируются понятия «Разделение труда» и «специализация производства».

Цель: сформировать понятия «разделение труда» и «специализация производства», и дать представления о способах их применения для достижения целей производства с наименьшими затратами.

Материалы:

  • Действующие макеты удочек и рыбок;

  • Дарт с дротиками

  • Ножницы;

  • Часы с секундомером;

  • Бумага.

Распределение ролей между участниками происходит в процессе игры. Роль ведущего исполняет педагог.


Ход игры:

Введение в игровую ситуацию

Преподаватель-руководитель:

- Чтобы оказать помощь в ликвидации эпидемии, возникшей в одном из оленеводческих хозяйств. Необходимо отправиться в экспедицию на Чукотку. Условия: погода нелётная, местность пересеченная. Двигаться можно только на собачьих упряжках.

При этом требуется доставить максимальное количество медикаментов. Поэтому было принято решение не брать с собой продовольствие, а только удочки для рыбалки, средства для охоты так как маршрут проходит через район, богатый рыбой и дичи.

Каждый день необходимо вылавливать рыбок и построить по одной хижине на игрока.

Далее учитель показывает, как нужно строить хижины. объясняет, как «ловить» рыбу, в соответствии с «конструкцией» удочек и рыбок.

I этап

За 10 мин игрового времени необходимо, чтобы каждый участник обеспечил себя рыбой, поохотился и построил хижину.

Естественно, что за отведённое время справиться с задачей невозможно. Указывая ученикам на невозможность непродуктивной траты времени, ведь эпидемия продолжает свирепствовать, педагог предлагает усовершенствовать процесс производства.

Результаты этапа необходимо занести в табл. 1

Таблица 1

Итоги игры «Выживание в условиях Арктики»


I этап

II этап

Число игроков



Рыбалка



Построенные хижины



Охота




II этап

Перед началом игрового действия руководитель предлагает самым ловким «рыбакам» ловить только рыбу, а «строителям» возводить хижины на всю группу, иными словами, «специалисты» должны заниматься строго определённым делом. Провести этот раунд необходимо за тот же промежуток времени (10 мин).

Результаты записываются в табл. 1


Подведение итогов

Используя данные табл. 1, провести обсуждение полученных результатов в форме эвристической беседы.



Обсуждение результатов деловой игры «Выживание в условиях Арктики»


Вопрос для обсуждения:

Определите, как изменилось количество выловленной рыбы количество очков на охоте и построенных жилищ на II этапе игры?

Возможные ответы учащихся:

Количество выловленной рыбы, результаты охоты и построенных хижин возросло и стало достаточным для удачного завершения экспедиции.

Вопрос для обсуждения:

Почему это стало возможным?

Возможные ответы учащихся:

Это стало возможным, потому что наиболее умелые и ловкие стали заниматься «своим делом», т.е. тем, что у них лучше всего получалось.

Вопрос для обсуждения:

Можно ли сказать, что они специализировались на каких-то отдельных операциях?

Приносит ли специализация желаемые результаты?

Возможные ответы учащихся:

Да, это действительно приносит желаемые результаты. Успех скрывается именно в специализации процесса производства, т.е. разделении действий участников.

Вопрос для обсуждения:

Какие действия необходимо предпринять для осуществления специализации производства?

Возможные ответы учащихся:

Необходимо:

  • Выявить специалистов.

  • Разделить обязанности среди участников игры в соответствии со специализацией.

Вопрос для обсуждения:

Повлияло ли разделение обязанностей – «разделение труда» - во II этапе на эффективность лова рыбы, охоты и строительства хижин?

Возможные ответы учащихся:

На II этапе задание было выполнено: выловлена рыба, набрано большое количество очков на охоте и построено необходимое количество хижин. «Разделение труда» дало положительные результаты.






Зад ОГЭ №2



1. Задание

В каком из перечисленных городов России зимы наиболее холодные?

  1) Санкт-Петербург

2) Мурманск

3) Норильск

4) Ростов-на-Дону

2. Задание

В каком из пе­ре­чис­лен­ных регионов Рос­сии средняя тем­пе­ра­ту­ра воздуха в июле самая высокая?

  1) Аст­ра­хан­ская область

2) Перм­ский край

3) Чу­ваш­ская Республика

4) При­мор­ский край

3. Задание

В каком из перечисленных городов России выпадает наибольшее среднегодовое количество атмосферных осадков?

1) Казань

2) Калининград

3) Екатеринбург

4) Омск


Зад ОГЭ №3

1. Задание

Такие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи и пыльные бури, значительно затрудняют хозяйственное использование территории. Для какой из перечисленных территорий они наиболее характерны?

  1) Республика Калмыкия

2) Пермский край

3) Хабаровский край

4) Республика Карелия

2. Задание

Сель — грязевой или грязекаменный поток, отличающийся разрушительной силой, внезапностью возникновения. В каком из перечисленных регионов России возникновение селей наиболее вероятно?

  1) Кабардино-Балкарская Республика

2) Смоленская область

3) Республика Калмыкия

4) Калининградская область

3. Задание

Наводнения — стихийные бедствия, от них страдают люди, живущие на берегах рек. На какой из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время?

  1) Урал

2) Ока

3) Амур

4) Дон

Карточка для практической работы:

Название территории

Средняя температура января

Средняя температура июля

Природная зона

Годовое количество осадков

Испаряемость

Коэффициент увлажнения

Виды хоз. Деят-ти.

Прикаспийская низменность










Чукотский п-ов










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!