СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по лезгинскому языку в 6 классе на тему: "Архаизмы. Неологизмы."

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по лезгинскому языку в 6 классе на тему: "Архаизмы. Неологизмы."

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по лезгинскому языку в 6 классе на тему: "Архаизмы. Неологизмы."»

ФГОС

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им.А.А.Тахо-Годи

Рабочая программа по родному (лезгинскому) языку

1 – 4 классы

(для школ с родным языком обучения)

Махачкала - 2015

Пояснительная записка

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у школьника основ умения учиться
и способности к организации своей деятельности;

- с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Рабочая программа по родному ( лезгинскому) языку для школ с родным языком обучения разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Родной язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. В школах с родным языком обучения для младших школьников родной язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение родного языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре родного языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Родной язык» основных задач образовательной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России, о языке как основе национального самосознания дагестанского народа;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

-развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика курса

Курс родного языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач двух его периодов: добукварного (подготовительного) - 24 часа и букварного (основного) - 111 часов.

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных, изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, обозначающими специфические звуки. Особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение родного языка. Учебный материал распределен по классам. Обучение родному языку в 1 классе представляет собой пропедевтический этап начального курса родного языка. Здесь проводятся наблюдения за словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщаются элементы лингвистических знаний, с которыми первоклассники познакомились в период обучения грамоте. Дети учатся слышать и правильно произносить специфические звуки, геминаты и лабиализованные звуки.

Системно - деятельностный принцип обучения родному языку реализуется во 2 – 4 классах. Во втором классе большое место занимают фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков родного языка в этот период является совершенствование у обучающихся навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка. У второклассников развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы, правильно называть буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные звуки, а также формирует написание слов с буквами е, ё, ю, я, й, ш и щ,слов с буквами, обозначающими геминаты и лабиализованные звуки. Вместе с тем второй год обучения создает основу знаний по синтаксису. Изучение главных членов предложения направлено на формирование умений анализировать предложения и создавать свои предложения. Развиваются умения различать предложения по цели высказывания; распознавать текст как единицу речи, виды текстов (текст-повествование, текст-рассуждение и текст-описание) и основные компоненты (части) текста (начало, основную часть, концовку).

Центральное место в обучении младших школьников родному языку по всем основным разделам занимает 3 класс. В этот период происходит формирование основных понятий курса: «части речи» (имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное), «значимые части слова» (корень, основа, суффикс, окончание), «предложение», «словосочетание», «текст». Учащиеся изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними.

Ведущим направлением в отличие от второго класса является словоизменение. Изучается изменение имён существительных по падежам (здесь представлены четыре основных и один местный падеж по причине того, что формы данных падежей в предложении выступают в роли субъекта), изменение глагола по временам (освещены не только простые, но и аналитические формы глагола).

Углубляются знания о предложениях как единицах языка и речи, в частности о сложных и простых распространенных предложениях. На основе знаний о составе слова школьники знакомятся с различными фонетическими процессами в области гласных и согласных.

В 4 классе большое место отводится повторению материала, изученного в предыдущих классах. Кроме того, в 4 классе изучается изменение имен существительных, местоимений, прилагательных по основным и местным падежам (местные падежи изучаются практически, не называя терминов), изменение глаголов по временам, формируются навыки правописания падежных окончаний. С наречием обучающиеся знакомятся практически в процессе анализа текстов учебника.

Нужно отметить, что в курсе все его разделы от класса к классу постепенно усложняются. Например, в разделе «Предложение» первоначальное представление о предложении как единице речи формируется в условиях функционирования предложения в речи (1 класс).

Во 2 классе учащиеся знакомятся с особенностями главных членов, т.е. с грамматической основой предложения. Вводятся термины «подлежащее», «сказуемое» и «прямое дополнение».

В 3 классе происходит ознакомление со словосочетанием, расширяются знания о главных членах предложения, формируется умения распознавать второстепенные члены предложения по вопросам и значению, учащиеся знакомятся с распространенными и нераспространенными простыми предложениями, простыми и сложными предложениями. Углубляются знания о видах предложения.

В 4 классе новым для обучающихся является изучение предложений с однородными членами.

Центральное место в курсе занимает раздел «Связная речь». В нем определены следующие компоненты работы: понятие текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок текста, структура текста, связь между предложениями текста, изобразительные средства в тексте, виды текстов (повествование, описание, рассуждение), понятие об изложении, понятие о сочинении. В раздел «Связная речь» включена тема «Речевая этика».

Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие у учащихся навыков грамотного письма. В курсе представлены следующие группы правил: обозначение звуков буквами, перенос слов, раздельное написание слов, написание заглавной буквы, написание гласных и согласных букв в основе и т.д.

Также в курсе уделяется внимание формированию у учащихся навыков каллиграфически правильного написания слов. Во 2 – 4 классах обучение каллиграфии строится с учетом трудностей и недостатков почерка каждого ученика.

Курс направлен на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения родного языка как государственного языка Республики Дагестан, языка межэтнического общения.

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в курсе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создает действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе учащимися осваиваются нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Курс предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике родного языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства родного языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас, являющийся показателем интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Курс предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание курса является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Курсом предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения родного языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Курс предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса в учебном плане

На изучение родного языка в начальной школе выделяется 354 ч. В 1 классе — 68 ч (2 ч в неделю, 27 учебных недель): из них 44 ч отводится урокам обучения грамоте и 24 ч — урокам родного языка.

Во 2—4 классах на уроки родного языка отводится по 102 ч (3ч в неделю, 34 учебных недел в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания курса

Ведущее место предмета «Родной язык» в системе общего образования обусловлено тем, что родной язык является государственным языком Республики Дагестан, родным языком дагестанских народов.

Изучение родного языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения родного языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. Родной язык является для учащихся основой всего процесса обучения на начальном этапе, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Результаты изучения курса

Курс обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями.

Требования личностным результатам

Требования к метапредметным методам

Требования к предметным результатам

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, дагестанский и российский народы и историю Дагестана и России; осознание своей идентичности как гражданина Дагестана и России, члена этнической группы, семьи, тухума; формирование ценностей многонационального дагестанского и российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, к другим народам Дагестана и России, их культурным и религиозным традициям.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.Использование знаково-символических средств представления информации.

4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык».

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения родного языка как государственного языка Республики Дагестан, языка (аварский) межэтнического общения.

3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4.Овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8.Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре родного языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Фонетика и графика

Выпускник научится:

- различать звуки и буквы;

- характеризовать звуки родного языка, гласные и согласные звуки и буквы, геминаты, лабиализованные согласные;

- знать последовательность букв в родном алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Орфоэпия

Выпускник получит возможность научиться:

- соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Состав слова (морфемика)

Выпускник научится:

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- находить в словах корень, суффикс, основу и окончание.

Выпускник получит возможность научиться:

- разбирать по составу слова в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Лексика

Выпускник научится:

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- различать в тексте слова в прямом и переносном значении;

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Морфология

Выпускник научится:

- определять грамматические признаки имен существительных – класс, число, падеж (в учебниках представлены четыре основных и один местный по причине того, что формы данных падежей в предложении выступают в роли субъекта, остальные местные падежи используются функционально), склонение;

- определять грамматические признаки имен прилагательных – класс, число, склонение субстантивированных прилагательных;

- определять грамматические признаки глаголов – класс, число (глаголов с показателями грамматических классов), время.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.

Синтаксис

Выпускник научится:

- различать предложение, словосочетание, слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

- находить главные и второстепенные члены предложения;

- выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

- различать второстепенные члены предложения – определение, косвенное дополнение, обстоятельства;

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

- различать простые и сложные предложения.

Орфография и пунктуация

Выпускник научится:

- применять правила правописания (в объеме содержания курса);

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

- безошибочно списывать текст объемом 75—80 слов;

- писать под диктовку тексты объемом 70—75 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определенной орфограммой, при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах.

Развитие речи

Выпускник научится:

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учѐтом ситуации общения;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- составлять план текста;

- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать тексты по предложенному заголовку;

- подробно или выборочно пересказывать текст;

- пересказывать текст от другого лица;

- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.

Содержание учебного курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщёние содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Определение места ударения различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков буквами. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Ъ как согласный звук и буква. Буква ь и ее функция Знакомство с алфавитом родного языка как последовательностью букв. Значение алфавита.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

- обозначение геминатов и лабиализованных звуков на письме;

- раздельное написание слов;

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- перенос слов по слогам;

- знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Разгадывание загадок, заучивание стихотворений, использование в речи пословиц и поговорок.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Специфические звуки, геминаты, лабиализованные звуки. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный.

Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного родного литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме геминатов и лабиализованных звуков. Использование на письме ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа:  съезд, почтальон; в словах с йотированными гласными еёюя; в словах с геминатами и лабиализованными согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, суффикса основы и окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы. Различение имен существительных по грамматическим классам. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по основным и местным падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.  Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по грамматическим классам, числам. Склонение субстантивированных прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Масдар. Целевая форма галагола. Глаголы с показателями грамматических классов. Изменение классных глаголов по грамматическим классам и числам. Изменение глаголов по временам: простые глаголы прошедшего, будущего и общего времени; составные глаголы прошедшего, будущего и настоящего времени. Морфологический разбор глаголов.

Числительное. Общее представление о числительном. Количественные и порядковые числительные, употребление их в речи.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные; по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные предложения.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего, сказуемого и прямого дополнения. Различение второстепенных членов предложения (по вопросам, без терминов). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря при работе с текстом.

Применение правил правописания:

- согласные ш, щ, хъ в словах;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- гласные и согласные в изменяемых на письме словах;

ъ и ь знаки;

- суффиксы -хъан, -бан, -чи, -ган, -гьан;

- падежные окончания имён существительных;

- окончания имён прилагательных;

- окончания глаголов;

-русские заимствования;

- сложные слова;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.

Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.





Примерное тематическое планирование

1 класс (15 ч)

Содержание курса

Тема раздела

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Формирование обще-учебных умений; умений работать с учебным текстом, учебной книгой.Представление о значении родного языка и речи в жизни людей, проявление уважения к языкам других народов. Приобретение опыта в различении устной и письменной речи.

Наша речь (2ч)

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Оценивать результаты выполненного задания.  

Находить информацию (текстовую; графическую; изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Различать устную и письменную речь.

Обобщение представлений учащихся о целях и формах общения.

Развитие умения внимательному отношению к слову как средство общения и выражение отношения к окружающему.

Формирование представление о слове как двусторонней звуковой единице; обогащение словарного запаса.

Ознакомление с правилом постановки знаков препинания в конце предложения.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания

текста.

Текст, предложение, слово (6 ч)

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Оценивать результаты выполненного задания по памятке «Проверь себя». Находить информацию (текстовую; графическую; изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Находить в словарях учебника нужную информацию о слове (значение слова, правописание слова и т.д.). 

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять текст из деформированных предложений.

Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.

Находить информацию (текстовую; графическую; изобразительную) в учебнике, анализировать  её содержание.

Отличать предложение от группы слов.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбрать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов.

Слова (3 ч.)

Выполнять задание в паре (группе).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Находить в словарях нужную информацию о слове. 

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов –названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

Наблюдать за употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов с близким и противоположным значением, приобретать опыт в их различении.

Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Различение звуков окружающего мира и речи; представление о букве как значке звука. Характеристика звуков и обозначение их на письме буквами.

Звуки и буквы (4 ч)

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. 

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм обозначения геминатов на письме.

Находить в орфографическом словаре нужную информацию о правописании слова.

Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстом.

Различать звуки и буквы.

Обозначать звуки буквами. 

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Материально- техническое обеспечение учебного процесса.

Книгопечатная продукция

Лезгинский язык

Учебники

1. Гайдаров Р.И., Магомедов Г.И. Букварь. 1 класс.

2. Рамалданов А.Р. Лезгинский язык. Учебник. 2 класс.

3. Юзбеков А.Н., Тагиров А.А. и др. Лезгинский язык. Учебник.

3 класс.

4. Саидов Т.Г. Лезгинский язык . Учебник. 4 класс.

Методические пособия для учащихся:

1. Мейланова Ж.Ш. Тесты по лезгинскому языку. 2 класс.

2. Мейланова Ж.Ш. Тесты по лезгинскому языку. 3 класс.

3. Мейланова Ж.Ш. Тесты по лезгинскому языку. 4класс.

4. Мейланова Ж.Ш. Краткий лезгинско-русский тематический словарь.

5. Алиджанов Т.М. Русско-лезгинско-английский картинный словарь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!