1. | Организация начала урока | -Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте улыбнемся друг другу, постараемся доставить радость и положительные эмоции от совместной работы себе и нашим гостям. Сегодня на уроке мы будем Думать, размышлять, На вопросы отвечать, Выразительно читать. | Дарят улыбки друг другу, гостям, учителю. Садятся за парты. | |
2. | Речевая разминка | - У каждого на парте лежит листочек, положите его перед собой. На листочке – загадка. Прочитайте её глазками, подумайте, о каком явлении природы идёт речь? Вот и осень наступила Вслед за летом, точно в срок, И в садах позолотила Каждый маленький листок. Листья стайками летят В нашем парке … (листопад). - Прочитайте загадку вслух хором по группам 1-я группа - медленно; 2-я – тихо; - 3-я - с тоскливым настроением. - 4 – я с радостным настроением. | Кладут листок с текстом загадки перед собой, читают глазками, отгадывают. - Листопад. Читают загадку в группах медленно, тихо с тоскливым настроением, с радостным настроением. | Листы с текстом загадки на каждого ученика Карточка на доске ЛИСТОПАД |
3. | Определение темы и постановка учебных задач урока | - Предположите, почему загадку именно с такой отгадкой я подобрала к нашему уроку? - Верно, стихотворение, с которым нам предстоит сегодня познакомиться, называется «Листопад». - Какому времени года соответствует это явление? - А кто же автор? - Обратимся к литературному дереву: - на одних листочках – фамилии поэтов, на других листочках – названия стихотворений. Задание в паре: соотнести название стихотворения и автора – поэта. - Листочек с фамилией какого поэта остался? - Почему? - Назовите тему нашего урока. - Определите учебные задачи нашего урока. | - Предполагают, что отгадка связана с темой урока. - Золотая осень - Выходят к стенду, соотносят листочки с названием стихотворения и автора. Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» А. А. Фет «Весенний дождь» Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист»! - И. А. Бунин. - Автор стихотворения «Листопад» - И. А. Бунин «Листопад». Краски осени. 1) Будем стараться понимать настроение поэта. 2) Будем учиться анализировать текст стихотворения. 3) Будем наблюдать и анализировать средства художественной выразительности. | Литературное дерево с листочками. Карточка И. А. БУНИН Слайд 1 Слайд 2 |
4. | Стендовый доклад | - Я приглашаю вас в литературную гостиную, где вас ждёт встреча с интереснейшим поэтом, И. А. Буниным. - Как вы понимаете слово ГОСТИНАЯ? - Обратимся к жизни и творчеству И. А. Бунина, о которых нам расскажут Алина, Вероника, Сабрина, Илона. | - Учащиеся рассказывают о творчестве Бунина. - Гостиная – комната для приёма гостей. | Карточки ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ Стенд с фотографиями жизни и творчества И. А. Бунина. |
| 2) Проверка первичного восприятия стихотворения | - Вы внимательно слушали. - Поднимите руки, кому понравилось стихотворение. - Скажите одним словом, какую осень вы представили? - Каким настроением проникнуто это стихотворение? - В стихотворении Иван Бунин описывает природу в её мельчайших деталях, передаёт красочность, настроение и даже звучание. - Богатство красок осенней природы старались передать в своих картинах великие русские художники: И.Левитан "Золотая осень", В. Поленов "Золотая осень", И. Остроухов «Золотая осень". | - Поднимают руки. - Золотая осень. - Радостное, восторженное, немного грустное, тревожное. | Слайды 3, 4, 5 |
7. | Первичное закрепление, понимание прочитанного. 1) Анализ прочитанного стихотворения. 2) Работа со средствами художественной выразительности. | Работа в группах. - Переходим к работе над текстом стихотворения «Листопад». Каждая группа читает свою часть стихотворения, анализирует, опираясь на мои вопросы, объясняет непонятные по значению слова. Чтение стихотворения по частям с остановками - С чем поэт сравнивает лес? - Какие краски использует поэт для описания осеннего леса? - Что представляют собой стены лесного терема? 2-я группа: - С помощью каких слов автор рисует берёзы? - Значение слова РЕЗЬБА. - С чем поэт сравнивает ёлочки? - Чего не хватает в тереме? - Как выглядят оконца? - Значение слова ПРОСВЕТЫ. - Удалось ли поэту показать сходство осеннего леса с расписным теремом? 3-я группа: - Какой запах ощущается в тереме? - Кто хозяйка этого терема? - С кем сравнивается осень? - Почему Осень написано с большой буквы? - С каким настроением Осень вступает в свои владения? 4- я группа: - Какую картину увидела Осень? - С чем сравниваются паутины? 5-я группа: - Что ещё увидела Осень? - С чем сравнивается мотылёк? 6-я группа: - Тихо в лесу. - Что можно услышать в такой тишине? - В каких словах употребляются звуки, передающие шуршание листика? - Этот приём называется АЛЛИТЕРАЦИЯ или ЗВУКОПИСЬ. - Последние строки дочитывает 1 – я группа. - Что хотел показать этим повтором автор? - Рабочий лист на каждую группу: Составить КЛАСТЕР «Средства художественной выразительности»: ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ | 1 – я группа читает первые четыре строчки. - Значение слова ТЕРЕМ - ЛИЛОВЫЙ, ЗОЛОТОЙ, БАГРЯНЫЙ - Деревья. 2 – я группа – 5 – 10 строки - ЖЁЛТАЯ РЕЗЬБА, ЛАЗУРЬ - Башни лесного терема. - Оконца. 3 – я группа – 11 – 14 строки - Лес пахнет дубом и сосной. - Осень. - Значение слова ВДОВА. - Тихая грусть. 4 – я группа: 15 – 18 строки - На пустой поляне ткани паутины. - С нитями серебра. 5 – я группа: 19 – 23 строки - Последнего мотылька. - С белым лепестком. 6 – я группа: 24 – 28 строки - Листика шуршанье. - МОЛЧАНЬЕ, В ВЫШИНЕ, В ТИШИНЕ, РАССЛЫШАТЬ, ШУРШАНЬЕ - Все быстротечно, все мимолетно, и дни, годы, уже надо именно сегодня ценить и видеть красоту, что вся эта красота скоро закончится. Составляют КЛАСТЕР Выступают на месте (командир) | На доске карточки со словами. Слайд 6 Толковый словарь |
9. | Рефлексия | - Оцените свою работу на уроке: -У вас на парте лежит кленовый листочек. Возьмите цветной карандаш, закрасьте листочек: красный – если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной, жёлтый - если не все понятно, и вы испытывали затруднения, зеленый - если вам урок не понравился. Прикрепите к нашему дереву - Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения. - Что тебе понравилось в себе на этом уроке? Напишите на обратной стороне листочка. - Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок! | | |