Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа им.В.В. Николаева с.Чуваш-Карамалы
муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан
Открытый урок по математике
в 6 классе на тему:
«Сложение чисел с разными знаками».
Подготовила:
учитель математики
Умова Надежда Леонидовна
с.Чуваш-Карамалы
Дата: ________________
Класс: 6.
Учебно-методическое обеспечение: учебник – Математика: 6 класс, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Тип урока: проверка и оценка знаний, умений и навыков по теме: «Сложение чисел с разными знаками».
Вид урока: урок-путешествие в страну «Отрицательных чисел».
Формы работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Технологии: развивающее обучение, дифференциация и индивидуализация обучения, здоровьесберегающие технологии.
Цель: восприятие учащимися и закрепление умения складывать рациональные числа, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Задачи урока:
Образовательные:
проверить качество и прочность знаний учащихся по данной теме;
расширить знания истории отрицательных чисел; знания родного края;
привить учащимся навык самостоятельности в работе.
Развивающие:
развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом; с материалом живой природы;
развивать вычислительные навыки;
развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества; способность к «видению» проблемы;
формировать умения четко и ясно излагать свои мысли;
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике через другие предметы;
воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
воспитывать трудолюбие и аккуратность;
воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
Оборудование и наглядность:
Ход урока:
I. Организационно-психологический этап.
(Слайд 1)
II. Вступительное слово. Формулировка темы и целей урока.
(Слайд 2-3)
Сегодня на уроке мы будем с вами путешествовать. Необычно? Да. Мы совершим путешествие в страну «Отрицательных чисел», делая остановки на станциях: историческая, биологическая, географическая и математическая. На данных станциях вы должны будете показать свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение чисел с разными знаками».
Чтобы наше путешествие было интересным, попрошу вас быть активными, постараться проявить себя.
III. Актуализация прежних знаний.
(Слайд 4)
Давайте вспомним, что мы уже знаем про положительные и отрицательные числа.
Блиц-опрос:
Приведите примеры положительных и отрицательных чисел и изобразите их на числовой прямой. (Самостоятельно, в рабочих тетрадях).
Что называют модулем числа? Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом?
Какое число больше: положительное или отрицательное? Какое из двух отрицательных чисел считают большим, чем другое? А какое из них меньше?
Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел. Может ли при сложении отрицательных чисел получиться нуль?
Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
IV. Историческая пауза.
(Слайд 5)
На первой станции – «Историческая» заслушаем выступление ученика с лучшим рефератом по теме: «Исторические сведения о новых числах – отрицательных».
«Не зная прошлого развития науки, трудно понять ее настоящее».
(Приложение 1)
V. Работа над нестандартными заданиями.
Путешествуя по стране «Отрицательных чисел», делаем остановку на второй станции – «Биологическая». Связь математики с живой природой.
Задание 1. (Слайд 6)
На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься сидя у них на панцире. Название этих черепах мы узнаем после того, как выполним следующее задание: решая примеры, определите название этой черепахи. (Устная фронтальная работа с классом). (Слайд 7)
-42 + 18= | 0 | Е |
-3,91 + 3,91 = | -5 | Л |
15,3 + (- 2,3) = | 19 | О |
12 +(- 2) = | -24 | Д |
31 – 12 = | -102,08 | С |
|-48|+ |23| = | 10 | М |
-6,1 + 6,1 + 0 = | 71 | Х |
15 – 20 = | 13 | Р |
|-25| – |-5| = | 20 | И |
-102,08 – 0 = | | |
(Дермохелис, слайд 8)
Задание 2. (Слайд 9)
На земном шаре обитают птицы – безошибочные определители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в примерах, которые нам предстоит решить. (Решаем письменно с комментарием).
Выполните действия. (Слайд 10)
-379 + 948 = | -0,15 | Л |
-0,81 + 0,66 = | -1000,7 | Н |
-7,6 + 19,2 = | 24,3 | О |
|-2,6 |– |-1,4| = | 1,2 | М |
3,2 – 6,28 = | 569 | Ф |
-1408,7 + 408 = | 0 | Г |
-817 + 817 = | -3,08 | И |
|-13,25| + |11,05| = | 11,6 | А |
(Фламинго, слайд 11)
Сообщение ученика – «Это интересно!»
Фламинго строят из песка гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании его делают углубления, в которые складывают яйца. Если лето будет дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, а если засушливым – то более низкими.
Ребята! Мы с вами добрались до третьей станции – «Географическая».
Нам предстоит углубить и расширить знания в области такого предмета, как география. (Слайд 12)
Какими числами измеряется высота гор и глубина морей, озер, океанов?
Задание: в таблице указаны название гор и озер России, показана их высота и глубина. Подумайте и приведите в соответствие.
(Слайд 13)
Ключевская сопка относится к действующим вулканам, расположенным в центральной Камчатке. | 4835 |
Плато Путорана – это самое северное и одно из самых древних в мире плато вулканического происхождения. Расположено плато южнее полуострова Таймыр и восточнее самого крупного заполярного города в мире – Норильска. | 1701 |
Байкал – одно из древнейших озер планеты и самое глубокое озеро в мире. Байкал входит в десятку самых больших озер в мире. | -1637 |
Гора Эльбрус, одна из этих Семи Вершин - Самая высокая Гора Европы, расположенная в Кавказском регионе России. | 5631 |
Озеро Курильское находится на крайнем юге Камчатки. | -316 |
VI. Динамическая пауза.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот (Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели. (Дети садятся на свои места)
VII. Работа с тестом «Проверь себя сам».
Путешествуя по удивительной стране, мы делаем последнюю остановку на станции – «Математическая». Ребята, сейчас вам предстоит проверить свои знания и умения по теме: «Сложение чисел с разными знаками» с помощью теста.
Задание: выберите ответ из числа предложенных.
1. Выполните действия. (Слайд 14)
–29 + 50
А. 79
Б. 21
В. –21
–4,3 + 7,5
А. 11,8
Б. –3,2
В. 3,2
|–1,8| + |-0,2|
А. 2
Б. 10,3
В. –8,7
2. Решите уравнение. (Слайд 15)
3,8 + x = – 2,7
А. –6,5
Б. –1,1
В. 0
3. Вычислите. (Слайд 16)
–11, 9 + (-6,7 + 11,9)
А. 6,7
Б. 5,6
В. –6,7
–9,1 – (7,6 – 9,1)
А. 7,6
Б. –6,7
В. –7,6
Проверь себя сам:
ключ БВА
ключ А
ключ ВВ. (Слайд 17)
VIII. Рефлексия.
А теперь, ребята, оцените свою работу и урок с помощью смайликов. (Слайд 18)
IX. Подведение итогов урока. (Слайд 19)
Выставляю оценки.
Благодарю учащихся за хорошую работу, указываю недостатки, над которыми предстоит еще поработать.
Задаю домашнее задание.
Молодцы! (Слайд 20)
Поверь, лишь тот знаком С душевным наслаждением,
Кто приобрёл его Трудами и терпеньем.
(В. Гете)