СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему "Род имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку дан в рамках ФГОС. Этапы работы соответсвуют стадарту.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему "Род имен существительных"»

Тема: Род имен существительных.

Тип урока: Урок рефлексии (повторение изученного материала)

Цели урока: 

Содержательные: 1) закрепить знания о категории рода имен существительных; 2) развивать навыки согласования членов предложения,

Деятельностные: 1) развивать мотивацию к познавательной деятельности, 2) создать условия для усвоения темы.

Задачи урока:

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге,аргументировать свою точку зрения, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Оборудование: 1) Учебник: Русския язык. 5 класс. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015. 2) Интерактивная доска. 3) Карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль  на месте?
Всё ль  в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
И с усердием трудитесь!

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний. Мотивация

- Скажите мне, какой раздел мы с вами сейчас изучаем? (морфология)

- А что такое морфология? (это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)

- Дома вы закрепили, повторили знания, полученные на прошлом уроке. Мы с вами изучали такую морфологическую категорию как имя существительное. Давайте проверим, как вы усвоили эту тему. Мы с вами проведем опрос, в виде игры, которая называется "Да - нет". У вас на столах лежат карточки. Если вы согласны с ответом, то поднимаете зеленую карточку, а если нет то красную.

  • Имя  существительное - это часть речи? (Да!)

  • Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!).

  • Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

  • Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)

  • Имена  существительные  обозначают   предмет? (Да!)

  • Имя существительное бывает только одушевлённым.(нет).

А какими они еще бывают? Правильно, неодушевленными.

  • Имя существительное изменяется по числам.(Да).

  • Имена существительные бывают собственные и нарицательные.(Да)

  • Имена Существительные имеют 3 падежа? (нет)

А сколько? (6). Назовите?

Молодцы! Ребята, вы не забыли себя оценить? Не забывайте, что после каждого задания мы оцениваем свою работу баллами в листах самоконтроля.

А теперь перейдем к словарной работе. Ребята, обратите внимание на слайд. На нем записаны слова. Ваша задача состоит в том, чтобы распределить эти слова по определенному признаку. По какому признаку можно разделить эти слова? (по родам). Совершенно верно. Распределите в тетради слова самостоятельно. Давайте в 1ю колонку запишем слова м.р., во 2ю – ж.р., в 3ю-ср.р. И не забывайте выделять орфограммы.

Записывают слова.

Ну что справились с заданием? Давайте проверим. Замечательно.


М.р.

Ж.р.

Ср.р

Апельсин, вагон, вокзал, кабинет

арена, гимнастика, конфета, корзина

жюри, здоровье, шоссе, пианино


Ребята, обратите внимание на слайд. Давайте попробуем разгадать ребус и определить тему нашего сегодняшнего урока.

шаР + зОнт + Душ = РОД

Определяют тему урока.

-Тема урока: « Род имени существительного»

- Ребята, нам с вами эта тема знакома. Давайте подумаем, что мы должны сделать на уроке и сформулируем цели:

1. вспомним (какого рода бывают имена существительные)

2. закрепим (умение определять род имен существительных)


- Итак, что же мы знаем о роде имен существительных? Давайте повторим наше правило:

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: Оно – моё”.
Это правило – твоё!



3. Закрепление знаний и умений

Пользуясь словами-помощниками, устно распределим имена существительные, данные на доске, в три столбика: м.р., ж.р., ср.р. и выделим окончания в этих словах (конь, гнездо, дядя, пурга, сердце, постель, папа, простыня, полотенце, окно).


мужской род

женский род

средний род

он, мой

она, моя

оно, мое

, - а, -я

- а, - я, 

- о, - е

Конь , дядя , папа

Постель , простыня, пурга, дочь

сердце, гнездо, окно, полотенце



  1. Этап локализации затруднений

Проблемный вопрос: – Как вы думаете, род имени существительного это постоянный или непостоянный признак? Что значит термин «постоянный признак»? (Не изменяются).

По родам существительные не изменяются. Это постоянный признак. Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.

- А какие вы еще знаете постоянные признаки?

Ответы детей (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, склонение)

А сейчас запишите предложение На улице³ долго шел снег, найдите существительные и определите их род.

А теперь давайте вспомним еще и непостоянные признаки имени существительного. Для этого нам надо сделать морфологический разбор слова на улице.

(На) улице – имя существительное, обозначает предмет.

Н.ф. – улица

Пост.признаки: нарицат., неодуш., ж.р., 1 склонение.

Непост.признаки: п.п.,. ед.ч.

Синт.ф-ия: шел (где?) на улице.


  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

  1. Перед вами лежит синяя карточка. Давайте посмотрим на задание 1. Оно называется «Пригласи товарища к доске»

Ваша задача записать 4 слова, указать род существительного и передать мелок товарищу.

Речь, слово, текст, тема, план, солнце, снег, буря, мороз, лето, жара, хлеб, осень, зима, кресло, рука


  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


  1. Этап вторичного закрепления с проговариванием во внешней речи

  1. Ребята, давайте вспомним, как мы определяем род прилагательного? (по роду существительного). Давайте откроем учебник на стр.56 и выполним упражнение 502. Ваша задача определить род существительного и в зависимости от рода правильно написать окончание имени прилагательного. Например, Сильное впечатление - впечатление – главное слово сущ. ср. рода, поэтому и прилагательное будет среднего рода с окончанием ое.

Два словосочетания выполним на доске, а остальные самостоятельно. По окончанию обмениваемся тетрадями.

Поднимите руки:

- у кого нет ни одной ошибки?

- у кого одна ошибка?

- у кого 2 и более?

Молодцы!


  1. Существительные общего рода  

А теперь давайте немного отдохнем от письма. Положите ручки и посмотрите внимательно на доску. Давайте с вами прочитаем стихотворение и вставим слова по смыслу там, где они пропущены.

Представление общего рода (чтение стихотворения, подставить слова по смыслу растяпа, неряха, жадина)

В доме- грязь, черна рубаха,

А зовут его….

Ничего на целом свете

Не поделит с вами Петя:

Ни ватрушку, ни игрушку,

Ни забавную зверушку…

И кричат мальчишке дети:

«Эх и …ты, Петя!»

Круглый год у нас потери:

Календарь на той неделе,

В прошлом месяце – билет,

В этом – книга и пакет.

Невиновна вся семья,

Ведь … это - я!


Ребята, посмотрите внимательно на эти слова (записываются на доске) и скажите, какой же род у них? (определят род). Есть слова в русском языке, в которых мы можем сомневаться при определении рода. Такие слова называются словами общего рода. Как раз в этом стихотворении нам представлены они. Но мы всегда можем обратиться к словарю за помощью.


  1. Развитие речи.

Составить рассказ по картинкам. Какие существительные вы использовали в своем рассказе? Давайте назовем на 2-3 и определим их род.


  1. Этап самостоятельной работы

Ребята, какие вы молодцы! Хорошо работали на уроке и должны получить достойные награды, в виде оценок. Я их храню в волшебном сундуке. Но вот незадача, замок на нем защелкнулся. И только от вас зависит, удастся ли его открыть. А открыть нашу шкатулку вы можете, правильно определив род имен существительных и подобрав код.

Перед вами 12 слов, все они пронумерованы. Ваша задача определить род каждого из них и занести номера, под которыми записаны эти слова в таблицу. Это и будет код от нашей шкатулки.

1.Ноутбук  (м.р)
2.Полотенце  (ср.р)
3.Простыня   (ж.р)
4.Конфета (ж.р)
5.Солнце (ср.р)
6.Корабль (м.р)
7.Фамилия  (ж.р)
8.Село (ср.р)
9.Впечатление (ср.р)
10.Путь (м.р)
11.Тигр (м.р)
12.Радость (ж.р)

(Выполняют задание).

Мужской род

Женский род

Средний род

1,6,10,11

3,4,7,12

2,5,8,9


Молодцы!


  1. Этап рефлексии учебной деятельности

А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал урока. Скажите, что же мы узнали на уроке? Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи.

-изменяются ли существительные по родам? /нет/

- какие существительные относятся  к общему роду?  /примеры/

(забияка, рева, злюка, соня, егоза, непоседа, работяга, обжора)

(С помощью существительных можно  назвать предметы, нарисовать картины  природы, портреты…)


- Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Как вы считаете, справились ли вы с целями, которые ставили в начале урока?

  1. вспомнили (какого рода бывают имена существительные).

  2. закрепили (умение определять род имен существительных.)

  3. применили (знания в выполнении заданий)

У вас на столах лежат смайлики. Поднимите, пожалуйста, смайлик, чтобы определить все ли вам понятно было на уроке: желтый –«все понятно»; синий- «остались вопросы»; зеленый- «ничего непонятно»).


- Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог,

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили

Задачи, находя решенье,

Развивают мышленье,

Память и внимание,

Закрепляли знания.

А теперь, внимание,

Домашнее задание.


11. Домашнее задание:

§92, упр. 503 (вам необходимо поставить глаголы в прошедшее время и согласовать их с именами существительными. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? что делал? что сделал? не забудьте указать род существительных.

Например: молодежь петь- молодежь(ж.р.) пела)

Или 504 (вам необходимо составить словосочетание или предложение со словами: мышь, путь, рояль, фамилия, повидло, яблоко, чтобы отчетливо определялся их род.

Например: серая мышь (ж.р.))

12. Итоги урока (1мин)

А теперь внимательно посмотрите в лист самоконтроля, сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку.

Активно работали на уроке, не сделали ни одной ошибки _____. Они получают 5.
За работу у доски ________. Активно работали, но не всегда давали точные ответы, поэтому пока 4 _______.

А теперь давайте поднимем смайлик желтый, если оценки совпали, и синий, если не совпали. Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!