Конспект урока по русскому языку
«Правописание НЕ с глаголами» (5 класс ФГОС)
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
Образовательные:
повторить усвоенный теоретический материал о написании НЕ с глаголами (курс начальной школы);
первичное введение правила «Слитное написание НЕ с глаголами».
Развивающие:
развивать умение работать самостоятельно;
развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Формируемые УУД:
Личностные:
умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.
Коммуникативные:
умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог.
Познавательные:
умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.
Планируемые результаты:
Предметные:
воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу.
Личностные:
воспитывать умение работать в паре, в коллективе.
Метапредметные:
умение определять и формулировать цель уроках с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки (регулятивные);
умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме (коммуникативные);
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка готовности к уроку, создание доброжелательной обстановки.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем мы работать дружно:
Многое узнать нам нужно.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать!
А урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
(слайд 2)
- И начнём наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме игры «Пять на « пять». Напомните, какую орфограмму мы повторяли на прошлом уроке? (Разделительные Ъ и Ь) Знание этой орфограммы мы сейчас и проверим. Разделите страницу в тетради на три столбика по 6 строчек вниз. Пронумеруйте столбики. В каждом из трёх столбиков вы видите по пять слов. Решите, в какие из них нужно вставить разделительный Ъ. Запишите в нужный столбик Ъ напротив цифры, соответствующей № слова (СЛАЙД № 2) Взаимопроверка (СЛАЙД № 3) – Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте результат. Поставьте оценку простым карандашом.
- Хотите узнать, кто станет «героем» сегодняшнего урока? Тогда отгадайте загадку:
(СЛАЙД № 4)
(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
• В чужом доме (не) указывают.
• (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
• Лодырю всегда (не) здоровится.
Формируемые УУД:
Самоопределение, смыслообразование (личностные)
Целеполагание (регулятивные)
Планирование учебного сотрудничества (коммуникативные)
Постановка учебной задачи.
А теперь попробуйте сформулировать, правило правописания Не с глаголом, а для этого я предлагаю вашему вниманию сказку. Да не простую, а грамматическую. (СЛАЙД № 6)
СИЛА ЛЮБВИ
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю!», а она ему: «Не люблю!». Он признавался: «Верю!», а она ему: «Не верю!».
Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
-Каково же правописание Не с глаголом? (СЛАЙД № 6)
- Сформулируйте правило правописания Не с глаголом, опираясь сказку.
(СЛАЙДЫ № 7-8)
Формируемые УУД:
Целеполагание (регулятивные)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (коммуникативные)
Общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы (познавательные)
- Что по теме урока помогла вам вспомнить грамматическая сказка? Как пишется НЕ с глаголами? От чего зависит выбор написания?
- Давайте попробуем составить алгоритм работы с данной орфограммой. (СЛАЙД № 9)
- А теперь, проверим, как вы примените этот алгоритм на практике. Задание называется «ВСПОМНИ И ЗАПИШИ» (СЛАЙД № 10)
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте результат. Поставьте оценку простым карандашом.
Слайд 11 ФИЗМИНУТКА. – Ребята, вы хорошо поработали. Давайте немного отдохнём.
- Продолжаем осваивать тему урока.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА (СЛАЙД № 12) Запись в тетрадях.
3. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Разберите данные глаголы по составу и определите, чем является НЕ в словах.
Сделайте вывод, когда НЕ с глаголами пишется слитно (без НЕ не употребляется, НЕ входит в состав корня). (СЛАЙДЫ № 13 – 14)
- Прочитайте правило в учебнике, сравните с выведенным нами алгоритмом, подумайте,
какое слово из учебника следует запомнить?
(НЕ пишется слитно в глаголе недостает в значении «мало, недостаточно».)
Формируемые УУД:
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (познавательные).
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (коммуникативные).
Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) (регулятивные).
4. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. - Выполнение упр. № 613. Стр. 100
Формируемые УУД:
Контроль, оценка, коррекция собственной деятельности (регулятивные);
Общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия (познавательные).
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра (коммуникативные )
Формируемые УУД:
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (регулятивные).
Оценка собственной учебной деятельности (личностные).
5. Рефлексия: (СЛАЙД № 16)
Формируемые УУД:
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (регулятивные)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (личностные)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (коммуникативные)
Домашнее задание. Параграф 107. Упр. 617, Стр. 101 (СЛАЙД № 17)
Список литературы:
1.Учебник «Русский язык» 5 класс под редакцией М.М.Разумовской и др.
2. А.В.Кудинова «Тесты по русскому языку» Часть 1 к учебнику М.М.Разумовской и др.
3. Грамматическая сказка «Сила любви»
http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/100-priemymnemotehniki
4. Шаблон для презентации к уроку
http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/shkola_obrazovanie_1_sentjabrja/shirokoformatnye_universalnye_shablony_u_shkolnoj_doski/507-1-0-32610
5