СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку по теме: «Двойная роль букв е, ё, ю, я» с элементами формирования читательской грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обучающиеся научатся различать двойную роль букв е, ё, ю, я, определять количество букв и звуков в словах, совершенствовать умение транскрибировать слова, научатся различнымспособам работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме: «Двойная роль букв е, ё, ю, я» с элементами формирования читательской грамотности»

Открытый урок по русскому языку по теме:

«Двойная роль букв е, ё, ю, я»

с элементами формирования читательской грамотности


Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Цели урока: формирование навыка различения звукового значения букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией (повышать уровень читательской грамотности через формирование умений работы с текстом), развивать устную грамотную и письменную речь.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: научить различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, определять количество звуков и букв в словах; совершенствовать умение транскрибировать слова; закрепить орфографические навыки; развивать навыки соблюдения орфоэпических норм; научить способам работы с текстом, чтобы они могли перенести эти умения на тексты из других предметных областей

личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная


Ход урока


1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Встали все прямо, улыбнулись мне, друг другу. Я желаю вам хорошего урока. Тихонько садитесь.

- Открываем тетради, отступаем две строчки вниз и записываем число, классная работа. (слайд 1)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

А) Синтаксическая пятиминутка. (слайд 2)

Задание: Из данных слов составьте предложение и разберите его.

Снежинка, кружилась, падала, на землю, в воздухе, и медленно.

(Снежинка кружилась в воздухе и медленно падала на землю.) (слайд 3)

-Произведите синтаксический разбор предложения.

-Проверьте, что у вас получилось (слайд 4)

Б) Блиц-опрос

- Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте. Жителями этой страны являются звуки.

-Как называется эта страна?

-Что такое фонетика?

-Из чего состоят слова, которые мы слышим?

-Звуки делятся на …

-Гласные бывают …

-На какие звуки делятся согласные?

-Из чего состоят слова, которые мы пишем?

-Сколько букв в русском алфавите?

-Сколько гласных звуков в русском языке?

-А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?

В) Приём «Установление соответствия»

-Для того чтобы начать работать над темой нашего урока, нам необходимо вспомнить термины, которые нам понадобятся. Для этого вам нужно поработать в парах и соединить слово с его определением. На работу у вас 1 минута.


Буква 


- это звуки [а], [и], [о], [у], [ы], [э], при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда

Гласные звуки 


- отдельный символ какого-либо алфавита, является графическим обозначением звука

Звук


- передача на письме тем или иным набором письменных знаков (фонетическим алфавитом) элементов звучащей речи

Транскрипция слова 

- это элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами


- Давайте проверим, что у вас получилось.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений

Яблоко, вьюга, боксёр, рюкзак, поём, подъезд, ёж, день.


-Запишите следующие слова в строчку, через запятую, обозначьте орфограммы.

-Посмотрите внимательно на слова, которые вы записали. Подумайте, в чем особенность этих слов? Что в них общего? (В них есть буквы е, ё, ю, я)

- Предположите, какой будет тема урока.

«Двойная роль букв е, ё, ю, я» (слайд 5)

- Что мы должны научиться сегодня делать? Помните, что мы работаем в рамках раздела «Фонетика». Какие цели поставим перед собой?

-Сегодня на уроке мы должны открыть тайну букв е, ё, ю, я.

4. История происхождения букв е, ё, ю, я. Слайд 6

Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка.

– Буква Ю сохранила свое написание, но называлась раньше йотированный оук:

ЛЮДИIЄ люди

Буквы Е, Я имели совсем иные написания и названия

Буква Я раньше называлась юс малый Ѧ и йотированный юс малый Ѩ:
памѧть – память, ѨЗЫКЪ – язык

Буква Е имела целых 4 варианта

ь (ерь),
Ѣ (ять),
Є (есть),
IЄ(йотированный есть):
ЧЬТЬЦЬ – чтец , БѢСЪ – бес,
КЄДРЪ – кедр, АБИIЄ – тотчас.

Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв. Она появилась значительно позже и известна точная дата её происхождения.

27 ноября 1783 года состоялось заседание Академического совета в составе Екатерины Романовны Дашковой и известных на тот момент писателей Фонвизина и Державина, где Екатерина Романовна предложила заменить двубуквенное обозначение «йо» буквой е с точками.

В этом 2021 году этой букве исполнилось 238 лет.

5.  Построение проекта выхода из затруднения

А) Исследовательская работа

-Ребята, давайте решим небольшую исследовательскую задачу. Обратимся к словам и определим, от каких условий будет зависеть двойная роль букв е, ё, ю. я.

- Прочитайте все слова.

Мера

Сяду

Клюв

Полёт


Ёлка

Ясный

Еда

Юла

Боец

Приём

Каюта

Стоят

Подъезд

Льёт

Вьюн

Бурьян


-Перед вами 4 столбика слов, проследите и скажите, где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в 1 столбике? (после мягкой согласной)

-Что обозначают в этих случаях? ([э ] [о ] [ у] [ а] )

-Запишите, проверьте записи со слайдом. 5 слайд

-Где стоят в словах 2 столбика буквы Е, Ё, Ю, Я? (в начале слова)

-Сколько звуков они обозначают?

-Какие звуки?

-Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих случаях? Произнесём медленно, протяжно. Что слышим? е- [й’э], ё-[й’о ], ю- [ й’у ], я-[ й’а]

Вывод: буквы обозначают 2 звука. Запишите, проверьте записи со слайдом. 6 слайд

- Где стоят в словах 3 столбика буквы Е, Ё, Ю, Я? (после гласной)

-Сколько звуков они обозначают?

-Какие звуки?

-Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих случаях? Произнесём медленно, протяжно. Что слышим? е- [й’э], ё-[й’о ], ю- [ й’у ], я-[ й’а]

Вывод: буквы обозначают 2 звука. Запишите, проверьте записи со слайдом. 7 слайд

- Где стоят в словах 4 столбика буквы Е, Ё, Ю, Я? (после ъ, ь)

-Сколько звуков они обозначают?

-Какие звуки?

-Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих случаях? Произнесём медленно, протяжно. Что слышим? е- [й’э], ё-[й’о ], ю- [ й’у ], я-[ й’а]

Запишите, проверьте записи со слайдом. 14 слайд

-Буква и после согласной и мягкого знака обозначает два звука [й’и], например, воробьиный, соловьи. Буква и после согласных обозначает их мягкость. 15 слайд

Б) Приём памятки на полях «Инсерт»

-А теперь, ребята, поработайте в парах и сформулируйте правило, когда эти буквы обозначают 2 звука, а когда 1 звук. (Формулируют правило)

-Обратимся к учебнику стр. 159, прочитайте правило, сделайте пометки на полях: V (уже знал), + (узнал новое), - (думал иначе), ? (интересно, непонятно, нужно разобраться).

- Кто поделится с нами своими пометками на полях?

В) Приём «Кластер»

- Давайте попробуем создать кластер, в котором отметим, в какой позиции эти буквы могут давать два звука, а в какой – один.


6. Физкультминутка для пальчиков, для глаз (музыкальная) (Слайд 16)

- Устали? Немного отдохнем.

7. Реализация построенного проекта

1.Распределительный диктант (работа в парах) (Слайд 17)

Задание. Распределите слова в 2 столбика:

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня

2.Упражнение – загадки. (Слайд 18)

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

  • Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

  • Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)

  • Куда улетают птицы? (юг)

  • Самый младший матрос на судне?(юнга)

( мёд- [ м’от ], ёрш- [ й’о`рш ], юг -[ йу’к ] , юнга- [ й’у`нга ]

-Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

8. Первичное закрепление

Упр. 322

9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10. Включение нового знания в систему знаний

- Давайте с вами выполним следующее задание, в результате которого проверим, что мы знаем о разделе «Фонетика» и о гласных звуках. (Приём «Верные и неверные утверждения»)

1. Верите ли вы, что фонетика изучает звуки речи? – Да.

2. Верите ли вы, что в русском языке всего 6 гласных звуков, а букв 10? – Да.

3. Верите ли вы, что гласные е, ё, ю, я не обозначают звуков? – Нет.

4. Верите ли вы, что буквы е, ё, ю, я могут смягчать предыдущий согласный звук? – Да.

5. Верите ли вы, что эти буквы не могут обозначать два звука после гласной, в начале слова или после ь, ъ знаков? – Нет.

6. Верите ли вы, что в слове «вьюга» звуков больше, чем букв? – Нет.

7. Верите ли вы, что в слове «поёт» букв меньше, чем звуков? – Да.

11. Итог урока

- Подводя итоги урока, давайте ответим на вопрос, в чём же заключается тайна букв е, ё, ю, я?

- Как мы можем определить, сколько звуков дают эти буквы?

12. Рефлексия

Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке я научился…

- Сегодня на уроке я повторил…

13. Домашнее задание. Параграф 58 знать, упр. 325 по заданию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!