1. Организационный момент. | Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать. | |
2. орфографическая минутка | Открываем тетради, записываем число, классная работа. Давайте повторим ранее изученные орфограммы. Я показываю вам карточку, на которой записано слово с пропущенной орфограммой. Ваша задача – вспомнив правило, вставить пропущенную букву и выделить графически орфограмму. (проверка с образцом, комментирование, поменялись тетрадями) | Лесной (безуд.глас в корне слова) Сердце (непроизнос соглас в корне) Сладкий (парный согласный) Печка(чк-чн) Съездить Ежик Береза (словарное слово) Записка (прист зо не бывает) |
3. Мотивация и самоопределение к деятельности. | -Вы слышали фразу «Тайное всегда становится явным»? Что она означает? -Как эта фраза поможет нам сегодня на уроке? -А вы хотите открыть еще одну тайну родного языка? -А что для этого надо сделать? | -То, что было скрытым станет известным. -Мы будем открывать тайны русского языка -Необходимо быть внимательным, активным, слушать учителя. |
.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | -Я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Мультфильм «В стране невыученных уроков» (42 секунды). -Давайте поможем герою мультфильма Виктору Перестукину вспомнить правило. -Почему мы вспоминали правила написания суффиксов –ек, -ик? -Я предлагаю вам посмотреть на слово «башмачок». Можем ли мы применить это правило? Почему? Как быть? | Смотрят отрывок из мультфильма, вспоминают правило написания суффиксов –ек, -ик.
-Мы сегодня будем говорить о суффиксах? -Ответы могут быть разными. |
Постановка учебной задачи | -Над какой темой мы сегодня будем работать? Где мы можем получить помощь в изучении нового материала? -Давайте уточним тему урока по учебнику. Откройте урок 83. Прочитайте блок. -Прочитайте тему урока. Правильно ли мы сформулировали тему? -Сформулируйте цель урока. | -Правописание суффикса –ок-( в какой части речи? – сущ.) В учебникие, при совместной работе с одноклассниками,с учителем, сами -Блок правописание. Мы будем учиться грамотно писать. -Тут уточнение: в именах существительных. -Сегодня на уроке мы будем учиться писать суффикс –ок в именах существительных. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | -Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните правила работы в группе. На работу дается 2 минуты. Каждая группа получает лист с заданием, ваша задача – понаблюдать за суффиксом –ок и сделать вывод. Во всех ли случаях написание суффикса ок вызывает затруднение? -что заметили общего у всех слов? Какой вывод вы сделали? -Сравните свой вывод с правилом в учебнике. -Продолжим работу в группе. Попробуйте составить алгоритм проверки данного правила. -Какие шаги у вас получились? | Работа в группах. (правила на слайде)
Ребята наблюдают на написанием суффикса и делают вывод, что суффикс -ок- пишется под ударением. Нет, только после шипящих -Сущ., ударение падает на суффикс. После шипящих в суффиксе –ок- пишется буква о.
Ребята из предложенных карточек составляют алгоритм. -Шаг 1. Ставлю ударение. Шаг 2. Нахожу суффикс . Шаг 3. Если он ударный, пишу букву о. |
Физминутка | - | |
Первичное закрепление | следующий этап нашего урока работа в парах. Закрепляем новое Упражнение 1. -Проговорите алгоритм выполнения упражнения. -Проверьте себя. В каких словах вы написали суффикс –ек-?
| -Закрепляем новое Ребята образуют и записывают слова с суффиксом –ок-: Башмачок, бычок, волчок, дружок, жучок, каблучок, лужок, паучок, пирожок, рычажок, сапожок, снежок, творожок, утюжок, хомячок, шажок, язычок. -Таких слов нет. |
| Следующий этап нашего урока – самостоятельная работа. Задание для самостоятельной работы принесли нам сегодня утром и оставили где-то в классе, посмотрите внимательно вокруг, не замечаете ли вы чего-то необычного? (письмо находят). Хотите узнать, что в нем? Прошу ученика прочитать его. Сказка с заданием: «Давным – давно по соседству были расположены две деревни. В одной жили корни, в другой- суффиксы. Между ними протекала широкая и глубокая река. Жители деревень плавали друг к другу в гости на лодках, общались, но не все могли управлять лодкой, а на тот берег хотелось всем. И вот решили корни и суффиксы объединиться и построить мост через реку. Мост получился отличный. Жители обеих деревень жили дружно, весело, устраивали вечеринки, свадьбы. Но пришла беда. Тролли напали на деревни. Они захватили мост, разрушили его, разлучили друг с другом корни и суффиксы. Реку же тролли заковали в цепи, чтобы никто по ней не смог переправиться на другой берег, а ключи бросили в реку. И остались корни и суффиксы каждый по одну сторону реки. Никак не могут навещать друг друга, и ни один смельчак не мог разломать цепи, а уж тем более отыскать ключи в глубокой реке. Но, говорят, что живёт где-то добрый волшебник, который может соединить мост опять. Для этого нужно лишь правильно подобрать суффиксы к словам». Может, этот добрый волшебник среди вас? Попробуйте. Проверим, есть ли среди нас волшебники. даю задание: правильно подобрать суффиксы к словам.
стар ? береж? петуш? волч ? корабл? грач7 онок ёнок
ек иц ец ок ик | |
резерв | Пишем грамотно с5 упр3 | Для овз упр 1 |
Рефлексия | Молодцы. Вспомните, какую цель ставили перед собой в начале урока? удалось ли нам ее достичь? Продолжите правило. закончите предложения, которые видите на экране: Я узнал… Я научился… Больше всего мне понравилось… | Ребята дописывают и зачитывают: Под ударением в суффиксе имен существительных … (пишется буква о). |
9.Домашнее задание (по выбору) (1 минута) | Урок 83 № 4 или 5 по выбору. Правило стр.25 | |