СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 3 «б» классе на тему "Состав слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 3 «б» классе на тему "Состав слова"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Тарумовский район, Республика Дагестан


Утверждаю

Директор:_________/Черников А.Г./


Открытый урок


по русскому языку

в 3 «б» классе

н

«Состав слова»

а тему :






Провела: Рамалданова Шушехалум Касумхановна,

учитель начальных классов


Открытый урок по русскому языку

в 3б классе Тема урока:  Состав слова (обобщение)

 

Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи:

Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.

Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;

Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.

Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

 

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, словари, карточки. 


Ход урока.

I. Организационный момент:

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.

- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Я желаю Вам успеха.

II. Мобилизующий этап урока. Словарно-орфографическая работа.

У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.

- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

1. Учебное помещение в школе. (Класс)

2. Верхняя одежда. (Пальто)

3. Корм для лошади. (Овес)

4. Защитник Отечества. (Солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

          7. Из чего состоит предложение? (Слова).

 

Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.

Какое слово получилось по вертикали? (состав)

 Каково лексическое значение слова «состав»? К какому словарю обратимся за помощью? В случае затруднения, обращаемся к справочной литературе.

 Обратимся к толковому словарю, читаем: «Состав – это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое».

 Какие образные ассоциации рождает у вас это слово?

  Поезд.

 Сколько вагончиков нам понадобиться для работы по теме нашего урока, как вы думаете?

 -  Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.

  - Тема нашего урока « Состав слова. Закрепление»

А какая цель урока? (На уроке мы повторим все, что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий – ИНФОРМАЦИЯ НА ДОСКЕ).

- Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш

бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.

(Записать число, кл.р, тема урока)

III. Обобщение знаний по теме «Состав слова».

1. Повторение об окончании слова.

С чего начнем, друзья, урок?

 Нас приглашает окончание

И у него для нас задание.

- А что такое окончание? (ответы детей)

 - Поделите слова на две группы.

-  По какому принципу поделим слова на группы?

Роза, розовый, розочка, розоватый, розами, розы, розоветь.

Роза                                  розами

Розовый                           розы

розоватый                        роза

розоветь

-Что мы доказали выполнив это задание? (окончание образует формы слова)

 

-         Прочитайте (плод, ценят, по, дерево, а, дело, человек, по)

-         Можем ли мы эту запись назвать предложением? (нет)

-         Почему? (слова не связаны по смыслу).

-         Что нужно, чтобы получилось предложение? (переставить местами слова и у некоторых слов изменить окончание).

-         Выполните это задание. Запишите получившееся предложение.

-         Какое предложение получилось? Как назовем это высказывание? (Пословица)

-         Как понимаете эту пословицу?

-         Выделите окончание в словах и определите часть речи.

-         (Дерево ценят по плодам, а человека по делам).

 

- Выполняя это  задание что повторили об окончании?  ( связывает слова по смыслу)

-         Как вы думаете, можно ли по окончанию определить к какой части речи относится слово?

-         Докажем это. Подберите слова к данным окончаниям и запишите их в три столбика:

 

а

ая

ет

о

ий

ют


-         Какие слова записали в 1 столбик?

-         К какой части речи они относятся? (во втором, в третьем)

-         В записанных словах выделите основу.

-         А что такое основа слова?

-         Молодцы !

-         - Выполняя это  задание, что повторили об окончании? На что может указывать окончание? ( на часть речи)

2. Повторение о корне слова.

Жило-было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало.

И в поХОДе вдаль шагало

-   Кто догадался  какую часть слова  будем повторять?

-    Что такое корень слова?

(Ответы детей)

-         Прочитайте:

-         На    ах        и        ках        ит         истый         ок.

-         Трудно?

-         Какая часть в словах пропущена?

 

-         На дуб        и        берез           леж        пуш         снеж.

-         А теперь попробуйте прочитать. (На дубках и березках лежит пушистый снежок).

-         При помощи чего смысл восстановился? (При помощи корня)

-         Что такое корень? (Это значимая, главная часть слова)

-         Запишите предложение, выделите корни слов.

-         Как правильно выделить корни слова? (Подобрать однокоренные слова, близкие по значению).

-         Подобрать однокоренные слова:

              1. Вариант с корнем –дуб-,(дуб, дубок, дубочек, дубовый, дубрава,     дубравный, дубонос, дубравушка)

2. Вариант с корнем - берёз-.(береза, березка, березняк, березовый, подберезовик, березонька)

Вывод.

Физминутка

 

3. Повторение о приставке.

-         В каком слове есть приставка? (подберезовик)

-         А что такое приставка?

-         Для чего служит приставка? (образование новых слов)

-         Что нужно для того, чтобы правильно выделить приставку? (Подобрать однокоренные слова с приставками и без приставок)

Работа в парах.

Вставьте в слова  нужные приставки: на, с, пере, вы, раз, под.

 

    Упражнение из учебника аккуратно … писать. Новую тетрадь красиво

 ... писать. Из текста внимательно … писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно … писать.

 

Проверка по образцу.

Упражнение из учебника аккуратно списать. Новую тетрадь красиво подписать. Из текста внимательно выписать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно переписать.

Образуйте новые слова с приставками.

 

- Назовите с противоположным значением.

 - Что влияет на смысл слова?

- Есть слова синонимы?

- Какой вывод сделаем о приставках?

(служат для образования новых слов и влияют на смысл слова.)

 

4. Повторение о суффиксе.

- Какая часть слова стоит после корня? (суффикс)

   - Что такое суффикс?

- Образуйте при помощи суффиксов новые слова?

гнездо                               ёнок                                      

сова                                   ышк                                          

ветер                                 ист                                            

баян                                   ок                                                

брат                                   ищ                                           

дом                                    ец   

Гнёздышко, совёнок, ветерок, баянист, братец, домище.

- На что указывает суффикс в словах?

 

5. Разбор слова по составу.

- Какие части слова мы повторили? (алгоритм разбора слова)

- Разберите по составу слова пришкольный, подберёзовик, действуя по алгоритму.

 

6. Работа по учебнику

Упр. 183 (с. 97). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Чтение задания: Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов по 2слова к каждой схеме.

Проверка задания на доске.





почка

облако

 

 

 

Итог урока. Рефлексия.

- Какое открытие вы сделали сегодня для себя?

- Вот и закончилось наше путешествие. Вы дружно работали. Выполняли задания, которые вам предлагали, а теперь я хочу узнать какими наблюдательными вы были.

- Какие части слова вам встречались на уроке?

- Какая часть слова самая важная? Почему?

- Как пишутся корни однокоренных слов?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Чем интересен был урок?

- Какие задания вам особенно понравились?

- Испытывали ли вы сложности?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!