СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Величие духа русских женщин" по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа хороша разнообразием форм работы. Очень помогает удержать внимание школьников и донести мысль урока

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Величие духа русских женщин" по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"»

Тема: «Величие духа русских женщин».

  1. Орг. момент

Добрый день, ребята!

Сегодня мы начнем наш урок с упражнения….

Садитесь!

По нашей с вами традиции нарисуйте на полях в тетради свое настроение. В конце урока мы посмотрим - изменится ли оно.

А теперь приготовьтесь внимательно слушать.

  1. Работа с эпиграфом. Объявление темы, цели

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыть вы не должны. (слайд 1)

Эти слова были написаны Н.А. Некрасовым. О ком эти строки?

( Эти строки посвящены женам декабристов. Женщинам, которые явились воплощением любви, надежды, стойкости)

Как вы думаете, о каком произведении сегодня мы будем говорить? (Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

И сегодня мы с вами погрузимся в атмосферу далекого от нас 19 века. Узнаем о том, какими представлял себе Некрасов женщин декабристок, и попробуем понять, какими они были на самом деле.

Но прежде запишите в тетради число и тему нашего урока. Ее вы видите на доске. (слайд 2)

  1. Работа с плакатом

Ребята, а давайте подумаем русская женщина – она какая?

Я попрошу вас по очереди выйти к доске и с помощью прилагательных охарактеризовать русскую женщину. Эти слова напишите на плакате.

( Последний ученик зачитывает все написанные слова)

Молодцы! Вот вы и описали героинь поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Именно такими они и были храбрыми, добрыми, чуткими, эмоциональными.

  1. Просмотр отрывка фильма «Звезда пленительного счастья»

Чтобы лучше представить себе тех, о ком пойдет наш разговор, посмотрите фрагмент из фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», который посвящен жизни декабристов и их жен.

Смотрите внимательно!

  1. История создания поэмы

А сейчас нам предстоит поработать над историей создания поэмы.

Закройте глаза и попробуйте представить себе все то, что я сейчас вам расскажу.

Представьте. 14 декабря 1825 год. …….



Многие русские писатели и поэты откликнулись на это событие. Так, Некрасов обращается к теме подвига жен декабристов.

Узнав, что у сына декабриста Волконского хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Записки были на французском, а Некрасов не знал языка. Поэтому читал и переводил Волконский.

«Дело было в Петербурге. Читали три вечера, - вспоминал он, - при этом Николай Алексеевич Некрасов по нескольку раз в вечер вскакивал со словами: «Довольно, не могу», бежал к камину и плакал, как ребенок». Настолько тронула эта история душу Некрасова.

Откройте глаза.

А сейчас возьмите в руки листочки с таблицами, которые я вам раздала. Перед вами также текст, посвященный истории создания поэмы «Русские женщины». Прочитайте его. В этом тексте вы найдёте ответы на вопросы таблицы. И заполните ее. Задания со звездочками труднее остальных, будьте с ними внимательнее.

На выполнение задания у вас 4 минуты. Я буду проходить и ставить плюсы за верно заполненные строки таблицы.

Таб. 1

Вопрос

Ответ

В каких годах выходит поэма «Русские женщины»?


В каком журнале публикуется поэма «Русские женщины»?


Из скольких частей состоит? Как они называются?



Сколько частей задумывал автор?



Кто еще должен был стать героиней поэмы?



Почему было написано только две части поэмы? Назовите главную причину.



* В каком году состоялось восстание декабристов?


**У кого Н.А. Некрасов взял записки, которые были положены в основу поэмы «Русские женщины»?




  • Текст для задания

В 1872-1873 годах в журнале «Отечественные записки» выходят две части поэмы «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».

Задумывалась и третья часть. Об этом поэт говорит и в эпилоге к «Княгине Трубецкой»:

Быть может, мы, рассказ свой продолжая,

Когда-нибудь коснемся и других,

Которые, отчизну покидая,

Шли умирать в пустынях снеговых.

Третья часть поэмы должна была быть посвящена Александре Григорьевне Муравьевой.

В основу сюжета новой поэмы, так же как и в основу «Русских женщин», Николай Алексеевич собирался положить мемуарные источники, «Записки княгини Волконской», и воспоминания декабристов. К сожалению, осуществлению этого плана помешал ряд причин. Главная из них - цензура. Новая поэма, посвященная декабристам, так и не была написана.

Прочитай, пожалуйста ( ) вопросы и правильные ответы к ним. Молодцы с заданием вы справились!

  1. Инсценировка отрывка поэмы.

Давайте обратимся к первой части поэмы.

Кому она посвящена? Правильно! Княгине Екатерине Трубецкой, которая стала первой, кто поехал в Сибирь за своим мужем – декабристом.

Царь сделал все возможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить участь своих мужей. Запреты, угрозы, законы о лишении состояния, прав.

Давайте посмотрим, что же отвечала героическая княгиня Трубецкая на те доводы, которые приводил губернатор с целью ее остановить.

Двое учащихся показывают сцену разговора губернатора и княгини.

Спасибо, ребята! Садитесь!

Поговорим об услышанном.

Вопросы:

1.Трубецкая была княгиней. Кого же называли княгинями?

Работа над словом:

Княгиня – это жена князя. А слово князь в свою очередь от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время они управляли жизнью славян ,а в военное становились военачальниками. ( 3 слайд)

2. Почему же княгиню встречает лично губернатор?

(губернатору пришла бумага с просьбой всеми силами вернуть княгиню домой)

3. В чем видит свой долг Трубецкая?

( разделить с мужем трудности, быть рядом с ним, выдержать все удары судьбы, пожертвовать собой ради любимого)

4. Кто же оказывается сильнее: губернатор или слабая женщина? Почему?

(княгиня готова на все. Ее не пугают трудности, долг для нее превыше всего. Она готова бросить роскошь, свет ради совершения «подвига любви бескорыстной»)

  1. Письменная работа (выполняется под музыку)

Я предлагаю вам пофантазировать и представить, как могла выглядеть княгиня Трубецкая. Опишите в 3-5 предложениях, какой вы видите княгиню. На выполнение задания вам дается 4 минуты. Чтобы к вам пришло вдохновение, я включу вам приятную мелодию.

А теперь посмотрите, как на самом деле выглядела княгиня Екатерина Трубецкая. Давайте посмотрим, совпало ли ваше представление о ней с ее настоящим образом. (слайд 4)

Некоторые работы зачитываются.

Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги, Трубецкая всего двух лет не дожила до дня, когда декабристам с женами было разрешено вернуться домой.

  1. Физминутка

Проведем с вами небольшую гимнастику для глаз.

  1. Чтение отрывков письма Марии Волконской

Мы уже узнали сегодня, что Николай Алексеевич написал две части поэмы.

Кому посвящена вторая часть? (княгине Марии Николаевне Волконской)

Она также как и княгиня Трубецкая одной из первых отправилась в Сибирь.

Декабристы отбывали наказание в Нерчинских рудниках. Которые считались в царской России самым страшным и губительным местом каторги. Редко кто возвращался оттуда живым.

На карте вы видите этот район Забайкалья. Бездорожье, разливы рек, метели - вот, что отличало этот край. (слайд 5)

И здесь, сидя в тесной крестьянской избе в Благодатском руднике, княгиня Волконская писала письма родным, близким. Декабристам была запрещена переписка, поэтому эту обязанность взяли на себя их жены.

Я хочу зачитать вам некоторые фрагменты записок Волконской, которые, как вы помните, легли в основу второй части поэмы «Русские женщины». Мое чтение будет сопровождаться музыкой из кинофильма «Звезда пленительного счастья» и фотографией дома, в котором княгиня писала. (слайд 6)

Слушайте внимательно! Отмечайте для себя то, что больше всего тронет вашу душу.

Чтение фрагментов письма.

  1. Игра «Фруктовый сад»

Согласитесь, что эти строки не могут не взволновать. Я бы очень хотела узнать, что из письма вас заинтересовало, что запомнилось?

У вас на столах лежат разноцветные бумажные яблоки. Как вы думаете для чего? Мы с вами будем делать яблочное дерево, а на яблоках будут написаны те мысли из письма, которые вам запомнились.

Почему я выбрала именно яблоко. С чем ассоциируется у вас яблоко? (с познанием! Ведь именно оно упало на голову Ньютону и он открыл закон чего? Закон всемирного тяготения)

Цвета тоже выбраны неслучайно.

Вспомните, в каких произведениях встречался алый цвет? («Алые паруса» А.Грин). Этот цвет символизирует мечту.

Алый – мечта

А серый цвет в каких произведениях встречается? ( «Дети подземелья» Короленко). Этот цвет символизирует печаль

Серый – печаль

А у какого поэта любимым цветом был голубой? (Есенин. Вспомните его стихотворение «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь»). Этот цвет символизирует спокойствие.

Голубой – спокойствие

Напишите на яблоках то, что запомнилось вам из письма. Но помните о цветах. (слайд 7)

А теперь прикрепите их по очереди к дереву (последний ученик читает вслух)

Яблок каких цветов было больше? О чем это говорит?

  1. Идейный смысл поэмы «Русские женщины»

  • Первоначальное название поэмы звучит так «Декабристки». Как вы думает почему Некрасов меняет название?

Главное для поэта показать подвиг не просто представительниц дворянского рода, а русской женщины.

  • Был ли поступок женщин подвигом?

Да, для них это был подвиг. Женщины, привыкшие жить в роскоши, неге, в трудный час они оказались сильными и стойкими. Они совершили не только, гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.

  • Давайте же выделим с вами идейный смысл поэмы, созданной Некрасовым.

Подвиг русских женщин во имя святого долга жен. Величие духа русских женщин. (слайд 8)

  1. Рефлексия

Мы поговорили сегодня о поэме «Русские женщины». Вспомнили мы только о двух декабристках. Но их было 11. Свое решение быть рядом с мужьями они не считали подвигом.

А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: «Какие героини? Это поэты из нас сделали героинь, а мы просто поехали за нашими мужьями».

Давайте же посмотрим на «пленительные образы» этих женщин.

На экране будут идти фотографии декабристок, будет звучать песня «Гори, гори моя звезда».

А вы напишите в это время в 2-4 предложениях ответ на вопрос « Поэма показала мне…». На это вам отводится 4 минуты.

Зачитаем некоторые ответы.

  1. Рисунки настроения

Посмотрите на ваши рисунки настроения. У кого оно поменялось?

  1. Оценки


Скачать

© 2017, 1194 31

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!