СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Русские поэты 19 века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Русские поэты 19 века"»


Урок по литературе в 5-ом классе


Тема: Составление программы поэтического концерта «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе: Ф. И. Тютчев, И. С. Никитин, А. Н. Плещеев,

А. Н. Майков, И. З. Суриков».

Цель: обучить пятиклассников составлению алгоритма программы поэтического концерта

(с подробным объяснением выбора автора и стихотворения).

Оформление: Презентация (4-5 слайдов) «Певец родной природы» (портрет И. Левитана, краткая биографическая справка, репродукции картин художника о весне);

Словарная работа: программа, образ, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, звукопись, ритм.

Задание к уроку: 1.Индивидуальные сообщения 2-х учащихся о поэтах XIX века: Ф. И. Тютчеве и А.Н.Плещеев (по 2-3 минуты).

2. Остальная часть класса: сообщения о своих любимых поэтах, строчки их стихов (по 1-ой минуте).

Используемые технологии:

1. Технология педагогических мастерских.

2. Технология развития критического мышления.

3. Информационно-коммуникационные технологии.


Ход урока


Эпиграф

Пойми живой язык природы — И скажешь ты: прекрасен мир! 
Иван Никитин

(Звучит музыка П. И Чайковского из цикла «Времена года»- весенний цикл)

1. Учитель.

-Любите ли вы стихи?

-Что ближе каждому из вас: стихи или проза? Почему?

-Ваши любимые стихи?

-Есть ли у вас любимый поэт? Прочитайте его строки.

2. Спасибо вам! Я рада, что среди вас есть любители поэзии, способные уловить настроение, чувства автора.

-Ваше любимое время года? Попробуйте рассказать о нём одним-двумя предложениями, но так проникновенно, чтобы и другие полюбили это время года. (Рассказы ребят)

3. Тема природы - вечная тема в творчестве поэтов, музыкантов, художников. Древний человек ощущал себя частью природы, но с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась. Человек начал мучительно размышлять, в каких отношениях с природой он находится [1].

Вывод

Сегодня на уроке мы с вами тоже поучимся отзываться на слово, образ, ритм через знакомство с произведениями поэтов XIX века для того, чтобы решить, понравится ли оно любителям поэзии, пришедшим на поэтический концерт.

- Что обозначает слово «программа»? (Мнения пятиклассников. Работа со словарём) (книжечка или листок с краткими сведениями о спектакле, концерте, с перечнем исполнителей программа изложение содержания. Словарь русского языка Ожегова)

- А что такое программа поэтического концерта? (Мнения ребят)

Делают вывод о теме урока.

Цель нашего урока - научиться составлять алгоритм программы поэтического концерта с подробным объяснением выбора автора и стихотворения.

4. Работа в тетрадях. Программа поэтического концерта на тему «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе» (запись темы урока)

I. Ребята, как можно настроить на восприятие лирики тех, кто пришёл на концерт? А что вам помогает расслабиться, почувствовать себя уютно в чужом доме, например? (Музыка)

Ставьте в тетради цифру №1: музыка. Я предлагаю музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Запись. А теперь пропустите одну - две строчки, поставьте № 2. Потом поймёте, для чего это нужно.

II. Откройте учебник «Литература» на стр. 273.

Первое имя - Фёдор Иванович Тютчев. Слышали ли вы его?

(Сообщение подготовленного ученика)

III. Познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды» [2].

Чтение школьником (наизусть)

- Какое настроение передаёт это стихотворение?

(Радости)

- Какое слово, какие предложения тому подтверждение?

(Восклицательные предложения, а в последней строке слово «весело»)

- А что вызывает эту радость?

(Наступление весны, пробуждение природы весной)

- Как это выражено в передаче движения весенних вод, весны, ручьёв?

(Весенние воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят.

Весна идёт.

Выслала гонцов – быстрые ручьи)

- А какие звуковые повторы подтверждают это?

(«ш», «ж», «г», «д», «с», «л»)

- Зачем Тютчев повторяет некоторые слова?

(Бегут – бегут, весна идёт – весна идёт, и – и. Поэт показывает, что весну уже ничто не остановит).

- Определите способ рифмовки стихотворения. Как она помогает прочитать строки Тютчева?

(Перекрёстная. Как бы передаёт движение, радость)

- Прочтите с радостной интонацией.

- Можно это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)

(Ученики в тетрадях делают запись под № 3: Ф.И.Тютчев «Весенние воды»).

IV. Презентация «Певец родной природы».

- Какие мотивы стихотворения Ф.И. Тютчева нашли отражение на картинах И. Левитана «Весна – большая вода» и «Март»? ( Мнения ребят)

- Ребята, нужно ли оформлять концертный зал? - Как бы вы его оформили, если концерт у нас поэтический? (Мнения учащихся)

Делаем запись в тетради под № 2 «Оформление» (см. пропущенная строка):

1. Название поэтического концерта.

2. Презентация «Певец родной природы».

(Звучит музыка П. И Чайковского из цикла «Времена года» - весенний цикл)

V. Ещё одна пленительная встреча – Алексей Николаевич Плещеев

Сообщение подготовленного ученика.

Стихотворение «Весна» [3] (Учебник, стр. 274). Чтение стихотворения

- Почему эти строки особенно завораживают?

(Потому, что они передают эмоции человека от почувствованного)

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

( Сиюминутное настроение. Остановись мгновение – ты прекрасно. Какое появилось сейчас. Живопись мгновения. Поэзию можно увидеть везде и всегда. Уметь увидеть своё, выхватить. Воплощение красоты жизни)

- Какими способами поэт создаёт это настроение? Назовите ключевые слова, которые создают это настроение?

(солнце, свет, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, запахи. Это эмоциональный фон стихотворения)

- Какие цвета вы бы выбрали для иллюстрирования этого стихотворения?

- Что в тексте стихотворения помогло вам выбрать именно эти цвета?

- Какие звуки помогают поэту создать настроение?

- А запахи?

- Как вы будете читать А.Н. Плещеева?

(Так, чтобы ощутить прекрасную мгновенность происходящего!)

- Можно ли это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)

(Ученики делают запись в тетрадях под № 4: А. Н.Плещеев Стихотворение «Весна»).

VI. Почему к уроку предложен такой эпиграф?

(Ф. И. Тютчев и А.Н. Плещеев прибавили нам поэтической зоркости, мы пополнили свой словарный запас терминологической и оценочно-эмоциональной лексикой, привыкли к ней. Убедились, что их стихи показывают читателям и слушателям не только пейзаж, но и передают настроение автора, мироощущение поэта).

(Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - весенний цикл)






VII. Вывод.


- Перечислите последовательность составления программы поэтического концерта.

(№1: музыка.

№ 2 «Оформление»

№ 3: Ф.И.Тютчев «Весенние воды»

№ 4: А. Н.Плещеев Стихотворение «Весна»)


- Почему важен и текстологический анализ стихотворения при составлении программы?


VIII. Домашняя работа

- Продолжите составление программы поэтического концерта со страницы 276 по страницу 282 под № 5 и № 6: прочитайте тексты стихотворений, выберите 1-2 понравившихся стихотворения, подготовьте их для выразительного чтения наизусть на следующем уроке)









Список литературы


[1] - Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд.3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005, с. 319-320.

[2] - Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. 2-е издание.- М.: Московский Лицей, 2002, с.51-52.

[3] - Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя / И. И. Аркин.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2001, с.143.





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!