СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели.

Познавательные

  1. Познакомить учащихся со схемой синтаксического разбора простого предложения.
  2. Научить выполнять синтаксический разбор простого предложения.
  3. Совершенствовать орфографические и пунктуационные  навыки.
  4. Формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ"»

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области









Открытый урок русского языка в 5 классе на тему:









Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Алтухова Марина Ивановна

Тип урока.

Комбинированный

Форма урока.

Коллективная, индивидуальная

Цели.

Познавательные

  1. Познакомить учащихся со схемой синтаксического разбора простого предложения.

  2. Научить выполнять синтаксический разбор простого предложения.

  3. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

  4. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике.

Развивающие

  1. Развитие орфографической зоркости.

  2. Развитие логического мышления.

  3. Коммуникативных умений.

  4. Познавательного интереса к русскому языку.

Воспитательные

  1. Воспитание бережного отношения к слову, толерантности.



Оборудование.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран













Ход урока.

1.Организационный момент.

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

-Здравствуйте те, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

(Ученики желают друг другу добра.)

Нашим гостям.

Чтобы гости захотели

К нам на урок прийти опять.

(Ученики приветствуют учителей.)


2.Орфоэпическая разминка

- Спишите слова, расставляя в них ударение:

Творог, творог, каталог, квартал, цемент, звонит, баловать,

пломбировать, водопровод, нефтепровод, мусоропровод

- Проверьте задание . (Слайд №3) Что вам помогло правильно расставить ударение в некоторых словах?



3.Словарная работа

-Списать, вставляя пропущенные буквы. ( Слайд № 4)

М..розный день, яркое со..нце, новые к..ньки , красивый р..сунок,

серебристый ин..й, весёлятся р..бята, заснеженная ..ллея, м..двежья б..рлога, за..чьи следы



- Проверьте себя. ( Слайд № 5)

Морозный день, яркое солнце, новые коньки, красивый рисунок,

серебристый иней, весёлятся ребята, заснеженная аллея, медвежья берлога, заячьи следы.

- Что из записанного вами здесь лишнее? ( Веселятся ребята, т.к. это грамматическая основа)

4.Повторение пройденного.

- Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые понятия, которые мы с вами изучали на прошлых уроках и которые понадобятся нам сегодня.

а) Фронтальная беседа.

  • На какие виды делятся предложения по цели высказывания?

  • Какие предложения мы называем повествовательными? Какие – вопросительными? Какие – побудительными?

  • Назовите предложения по интонации.

  • Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?

  • Сколько в предложении бывает главных членов? Как характеризуем эти предложения?

  • Предложения бывают распространённые и нераспространённые. Какие это предложения?

  • Назовите второстепенные члены предложения.

  • Чем может быть осложнено простое предложение?

б) Выполнение задания

- Даны предложения. (Слайд 6)

Что же ты моя старушка приумолкла у окна//

Спой мне песню//

Желтеющие листья первые вестники близкой осени//

И вот на поле грозной сечи ночная пала тень//

Ребята не Москва ль за нами//



- Ваша задача – выписать предложения

1 ряд – повествовательные

2 ряд – вопросительные

3 ряд – побудительные.

- При списывании расставьте знаки препинания.



(Один учащийся получает индивидуальное задание: найти среди предложенных предложения с обращениями и составить их схемы.)

в) Проверка выполнения задания на местах и на экране.( Слайд № 7)

г) Разбор по членам первого предложения

Желтеющие листья - первые вестники близкой осени.





5.Работа по основной теме урока.

а) Постановка учебной цели урока.

- Мы с вами практически начали работать по основной теме урока – выполнять синтаксический разбор простого предложения. Нам осталось только дать характеристику этого предложения . Запишем в тетрадь тему сегодняшнего урока. ( Слайд №8)



б) Рефлексия.

- Так, какие действия надо произвести, чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения? (Разобрать по членам и дать характеристику)

- Сегодня мы с вами повторили все, что знаем о предложении ,а теперь должны усвоить порядок синтаксического разбора предложения. Рассмотрим порядок такого разбора. ( Слайд № 9)

- А еще мы будем с вами говорим о … Догадайтесь о чем?

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасила витрины? (Дети отвечают: «О зиме») (Слайд № 10)


- Составьте красивое предложение о зиме и дайте ему характеристику.

- Запишите мое предложение: Сильный мороз сковал речку льдом.

- Сделаем полный синтаксический разбор этого предложения.

в)Работа с текстом.

(Текст представлен на слайде и в печатном виде на столах у каждого учащегося) . ( Слайд № 11)

Пришла снежная з..ма. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са, покрыла реки тонким льдом. М..хнула гостья ажурным крылом, и посыпались на землю пушистые снежинки. Обрадовались ребята. Бегают, см..ются, лепят снеговика, к..таются на санках. Кричат все. Как хорошо! Морозно! Резвятся дети, благодарят зиму за морозец. Даже красногрудые сн..гири радос..но щ..бечут. Так они расхваливают зимушку.

Вот и выходит, что з..ма - лучшее время года!

- Работая в карточках, вставьте пропущенные буквы. Подготовьте выразительное чтение.

- Проверяем самостоятельную работу. ( Слайд № 12)

- Что вы прочли?

- Почему?

- Какова тема? (Зима.)

- А основная мысль? (Зима – лучшее время года.)

-Найдите в тексте нераспространённые предложения.

- Сделаем синтаксический разбор первых двух предложений.

(Коллективная работа)

Пришла снежная зима. Одела деревья серебром, завалила глубокими сугробами леса, покрыла реки тонким льдом.

6.Закрепление.

- Выполните тест путем подбора для правильного ответа необходимой цифры.

1. ДОПОЛНЕНИЕМ в этом предложении является слово…

1 2 3 4

Большой вред наносят жуки и гусеницы садам.


2. Второстепенными членами предложения, которые отвечают на вопросы КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, являются слова…

1 2 3

Пастух играет песню на рожке.


3. ОПРЕДЕЛЕНИЕМ в этом предложении является слово…

1 2 3 4

Принесли ребята из леса небольшого сорочонка.


4.ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МЕСТА есть в предложении…

1) Принесем домой грибов полное лукошко.

2) Гусей крикливых караван тянулся к югу.

3) Ты моё письмо получишь и обрадуешься вдруг.


5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ есть в предложениях…

1) Вчера я растворил темницу воздушней пленницы своей.

2) Лес зеленый вдали чуть колышется.

3) Утром кот принес на лапах первый снег.


II. Выполните полный синтаксический разбор предложения.

Впервые я увидел полярное сияние.



6.Рефлексия.

- Ребята, что необходимо знать, чтобы сделать синтаксический разбор простого предложения?

- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы подошли к концу урока. Выберите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. ( Слайд № 13)

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

7.Выставление оценок.

8. Домашнее задание. (Слайд № 14)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!