СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 5 классе "Приставка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Данный  урок  по предмету «Русский язык» является уроком №8  в системе уроков по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Тема урока: «Приставка».

       Цели урока: образовательная: формирование знания о смысловом значении приставок и умение правильно выделять приставки в слове, подбирать слова с указанными приставками, понимать механизм образования слов с приставкой; воспитательная: воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, природе и окружающему миру;  развивающая: развитие образного мышления, творческого воображения, способствование развитию речи учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 5 классе "Приставка"»

Урок русского языка по теме «Приставка» в 5 классе


Цель деятельности учителя

Создать условия для достижения образовательных результатов.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные: знать определение приставки, смысловое значение приставки; уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые пристав­ками; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав сло­ва.

Метапредметные:

Познавательные: способность извлекать инфор­мацию из учебного пособия.

Коммуникативные: развивать, использовать речь для регуляции своего действия, контролировать действия партнера, задавать вопросы по существу.

Личностные: сформировать положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная и групповая.

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Картинки, карточки для заданий и с заданиями

Основные понятия

Приставка как значимая часть слова


Организационная структура урока


Этапы урока

Используемые материалы

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности.


Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.


Бумажный человек – «Русский язык»










Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Присаживайтесь. У нас на занятии сегодня гости, повернитесь к ним и улыбнитесь в знак приветствия.

На нашем уроке русского языка ещё один гость. Посмотрите, этот господин – воплощение русского языка. А вы можете сказать, почему именно такой человек являет нам образец нашего родного языка? Он какой?

Верно. Он красивый, культурный, состоятельный или богатый. А чем он богат?

Что у него с собой? Багаж. А что за багаж? Багаж слов. Так вот, любой русский человек стремится к тому, чтобы выглядеть так интеллигентно и уметь


общаться на русском языке. Мы гордимся, что русский – это наш родной язык.


Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку


Дают ответы на вопросы

.

Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обменивают­ся мнениями, учатся прини­мать общественную позицию

2. Актуа­лизация и повторение изученного классного и домашнего материала, включающего в себя словарный диктант с взаимопро­веркой

по эталону.


Цель: отработка орфограммы «Проверяемая безударная гласная в корне», тренировка в фонетическом разборе и выполнение морфемного разбора.


- Ну, а сейчас мы переходим к нашей работе и покажем всем нашим гостям, что умеем и чему готовы научиться.

Я вам раздаю карточки для написания словарного диктанта. Подпишите свои работы, обозначьте вариант.

На какую орфограмму словарный диктант? – Проверяемая безударная гласная в корне. Посчитайте количество ошибок на эту орфограмму (у меня она подчеркнута в словах), если они есть.


А сейчас я вам предлагаю составить и записать по одному распространённому предложению с любым из данных словосочетаний. А кто – то, возможно, составит даже и сложное предложение.

Один из желающих поработает у доски и найдет ошибки в выполненных заданиях.





Пишут словарный диктант.


Меняются карточками и выполняют взаимопроверку по эталону.

Дети составляют предложения и зачитывают их.


Проверяет морфемный разбор слова «мглистый» и фонетический разбор слова «инеем», исправляет ошибки.

Познавательные: выпол-няют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Введение в тему урока и целеполагание.


Цель:

Постановка цели учебной деятельности.





Итак, ребята. Я знаю, что вы любите поиграть и предлагаю вам игровое задание. Перед вами карточка с алфавитом. Каждая буква имеет свой порядковый номер. Ниже зашифровано слово, которое нужно разгадать. 1-я буква, которую вы найдёте, будет 6-й буквой этого слова, потом 5-я и т. д.

Разгаданное слово - это тема урока. Запишите дату, «Классная работа» и тему. Скажите, какие вопросы у вас возникли, когда узнали новую тему - ПРИСТАВКА

Что это? Зачем? Как применить?

Расшифровывают слово «приставка»





Обдумывают. Формули­руют и озвучивают собственные вопросы.


Личностные: имеют моти­вацию к учебной деятель­ности.

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

4. Погружение в тему урока.


Цель:

Выявление и фиксация места и причины затруднения.


В самом слове «приставка» она имеется? – да, при-. Почему? – Стоит перед корнем. Так что это?

– Учебник, стр. 21 – определение. Зачем? – Учебник, стр. 21 – определение. Найдите ответ в определении. – Для образования новых слов.

Как применить? Рассмотрим картинки, обсудим:

1-я – вносит, 2-я – выносит, 3-я – переносит.

От какого слова образованы новые слова? – носить.

Что меняет приставка в слове? – Лексическое значение.




Я пре



Дают ответы на вопросы учителя.

Личностные: осознают свои трудности и возможности в учении и стремятся к их преодолению.

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: действуют

по плану.


5. Реализация объяснения темы.


Цель:

Уточнить общий характер нового знания и зафиксировать преодоление возникшего затруднения.
















- Вот, что сказал К. И. Чуковский о приставке: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Давайте попробуем убедиться в правдивости этих слов. Перед вами таблица.


Действие длилось

2-я группа

Действие ч началось

1-я группа

Действие закончи лось 3-я группа

без приставок

с приставками

прятаться

спрятаться


шла

пришла

ушла

копались

закопались

выкопались

ныряли

занырнули

вынырнули

кружились

закружились

прокружились


Предлагаю заполнить таблицу глаголами. Как думаете, что может кружиться? – Снежинки. Да. Когда происходит действие? - Зимой.

А куда можно нырять и где копаться зимой? – В снегу. Здесь у слов есть приставки? – Нет. А действие началось, закончилось или длилось? – Длилось. Как изменятся эти слова, если действие началось? (заполняем 2-ю колонку), закончилось? (заполняем 3-ю колонку). 2-я и 3-я колонки – слова с приставками.


Слушают учителя. Отвечают на вопросы,

выполняют задания,

высказывают и обосновывают свою точку

зрения.

Делают вывод: при помощи приставки образуются новые слова, меняется лексическое значение слова, а часть речи остается неизменной).

Личностные:

совершенствуют имеющиеся знания, умения.

Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: производят учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осу­ществляют совместную фронтальную деятельность, фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6.Закрепление с комментированием во внешней речи.


Цель: решить типовые задания на новый способ действий в группе.


Слайд с изображением глухаря.

- А можно ли представить себе зимнюю картину, что происходит, используя в своём рассказе эти слова? О чём и о ком будет история? А теперь посмотрите на картинку. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и составить 3 рассказа, где действие началось, длилось и закончилось.


Принимают уча­стие в групповой работе, вы­полняют задание на карточке.


Личностные: участвуют в творческом со­зидательном процессе. Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия.

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления. Коммуникативные: фор­мулируют собственные ответы.

7. Вклю­чение в систему знаний и закрепление

Цель:

Выявление границы применимости нового знания и использования его в системе имеющихся знаний.














У нас получилось 3 рассказа о зиме и о глухарях. Чем они отличаются? – В одном глаголы без приставок, в 2-х других – с приставками. В одном действие начиналось, в другом шло, в третьем – заканчивалось. Как мы добились этого? – Изменили глаголы с добавлением приставок.











Личностные: понимают, в чем значение знаний.

Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и уме­ния в практической деятель­ности Регулятивные: производят учебные действия в группе.

8. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке (итог урока)



Заключительная беседа по во­просам









Подведём итог уроку:

1. Что такое приставка? – Значимая часть слова, которая стоит перед корнем.

2. Зачем нужны приставки? – Для образования новых слов.

3. Как применяются? – В предложениях и текстах изменяются слова с помощью приставок и изменением оттенка лексического значения слова.

С троят небольшие монологические высказывания с опорой на вопросы учителя.


Личностные:

понимают, в чем значение знаний.

Регулятивные:

оценивание

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: контролировать свои действия и эмоции, выражать свои мысли.

9. Домашнее задание


Запишите д. з.: упр. 453

Записывают д. з.
























Приложение №1

Фамилия, имя____________________

Вариант __

1.__________________________________

_________________________________

2.__________________________________

_________________________________

3.__________________________________

_________________________________

4.__________________________________

5.__________________________________

_________________________________

0 ошибок -

1ошибка –

2 ошибки –

3 и более ошибок -

Фамилия, имя_____________________

Вариант __

1.___________________________________

_________________________________

2.___________________________________

_________________________________

3.___________________________________

_________________________________

4.___________________________________

5.___________________________________

_________________________________

0 ошибок -

1 ошибка -

2 ошибки –

3 и более ошибок -

Фамилия, имя_______________________

Вариант __

1.____________________________________

_________________________________

2.____________________________________

_________________________________

3.____________________________________

_________________________________

4.____________________________________

5.____________________________________

_________________________________

0 ошибок -

1 ошибка –

2 ошибки –

3 и более ошибок -


Фамилия, имя_____________________

Вариант __

1.__________________________________

_________________________________

2.__________________________________

_________________________________

3.__________________________________

_________________________________

4.__________________________________

5.__________________________________

_________________________________

0 ошибок -

1 ошибка –

2 ошибки –

3 и более ошибок -



Фамилия, имя______________________

Вариант __

1.___________________________________

_________________________________

2.___________________________________

_________________________________

3.___________________________________

_________________________________

4.___________________________________

5.___________________________________

_________________________________

0 ошибок -

1 ошибка –

2 ошибки –

3 и более ошибок -


Фамилия, имя______________________

Вариант __

1.____________________________________

_________________________________

2.____________________________________

_________________________________

3.____________________________________

_________________________________

4.____________________________________

5.____________________________________

_________________________________

0 ошибок -

1 ошибка –

2 ошибки –

3 и более ошибок -



Приложение №2




I

  1. разъяснять задачу

  2. освещать землю

  3. тихо прошептать

  4. тряхнула ветвями

  5. цепляться за платье





II

  1. громко распевать

  2. слетаться на поляне

  3. ухватиться за край

  4. скатать шарик

  5. посвятил стихотворение









Приложение №3








1я буква

2я буква

3я буква

4я буква

5я буква

6я буква

7я буква

8я буква

9я буква











6-я буква - № 1

5-я буква - № 20

1-я буква - № 17

3-я буква - № 10

7-я буква - № 3

4-я буква - № 19

8-я буква - № 12

2-я буква - № 18

9-я буква - № 1







9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!