СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе "Путешествие по Морфемике"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - путешествие по Морфемике с использованием игровых технологий и технологии групповой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе "Путешествие по Морфемике"»

Тема: «Повторение  и обобщение по теме «Морфемика. Правописание гласных в корнях слов»

Цели:

Образовательная:

обобщить знания обучающихся по материалу, изученному в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»;

закрепить владение лингвистическими терминами;

закрепить умение правильно выделять в словах морфемы, объяснять выбор написания

орфограммы в устной форме, применять на практике правила правописания гласных в корне

слова (проверяемых и непроверяемых, чередующихся, букв о-ё после шипящих, и-ы после ц).


Развивающая: 

формировать речевые навыки у детей;

развивать орфографическую зоркость, мышление, творческие способности;


Воспитательная: 

воспитывать положительную мотивацию к изучению родного языка.

воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, в развитии речи;

воспитывать внимание, самодисциплину; умение работать в группе, оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы,

воспитывать чувство товарищества, умения работать сообща, доводить начатое дело до конца, терпимо относиться к критике, оказывать взаимопомощь.

Оборудование: проектор, презентация, карта путешествия (на доске), карточки, кроссворды

Технологии: групповой деятельности, игровые технологии

Класс разделён на 5 групп, у каждой группы есть капитан.

Форма: урок – путешествие по Морфемике



Ход урока:

1. Слово учителя (30 сек.)

Пролетела перемена,

Прозвенел опять звонок,

Всех, кому язык наш нужен,

Кто с морфемикою дружен,

Пригласил он на урок.

Чтобы грамотно писать,

Орфограммы надо знать,

Отправляясь в путь далёкий,

Их и будем повторять.



2. Приветствие команд. (1мин.)

Слово предоставляется командам, которые поприветствуют наших уважаемых гостей, друг друга и

покажут, как они настроены на урок.

Учитель:

- Мы, ребята, совершим сегодня путешествие по Морфемике. Сделаем остановку на станциях: Теоретическая, Знакомая, Спортивная, Разгадайка, Ошибкино, Строительная.



3. Ст. Теоретическая. Презентация (Каждой команде – по одному вопросу) (1,5 мин)

1) Кроссворд


1п




р




о

и

у

с

р

с

ф

н

е

т

ф

5 о

к

о

н

ч

а

н

и

е

в


ь


в


к


а


к

с


а



По горизонтали:


5 Изменяемая часть слова.


По вертикали:


1 Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

2 Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов

3 Значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

4 Часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово.


Учитель:

- Все отгаданные вами слова являются морфемами? Почему основа слова не является морфемой?



2) «Помоги Пете Ошибкину» (3,5 – 4 мин.)

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете лингвистические термины. На ст. Теоретической живёт человек, нуждающийся в помощи. Это ученик 5 класса Петя Ошибкин. Он не очень хорошо знает русский язык и, выполняя задание учительницы, не смог ответить на некоторые вопросы по теме «Морфемика». Вы поможете Пете? (На парте лежат заранее разложенные учителем карточки с теоретическими вопросами. К доске выходят 5 человек – по одному человеку от команды – выбирают себе карточку).

1 команда

1) Какие слова называются однокоренными?

2) Расскажи о правописании Ё – О после шипящих в корне слова.

2 команда

1) Что такое морфема?

2) Назови исключения из правила «Буквы Ё – О после шипящих в корне слова».

3 команда

1) Какие корни с чередованием гласных ты знаешь? Можно ли эти гласные проверять?

2) В каких словах не может быть окончания?

4 команда

1) Расскажи о правописании А-О в корне –раст- / -ращ- - - рос-.

2) В какой части слова заключено его грамматическое значение?

5 команда

1) В какой морфеме заключено лексическое значение слова?

2) Расскажи о правописании А-О в корне –лаг- - -лож-.


3) Сценка «Как корень слова учил окончания уму – разуму» (1,5 мин)

(Корень (вод, вод-н-ый, вод-ян-ой, под-вод-н-ый). Окончания (-у, -е, -а)


Корень: - Слышал я, что вы тут про корни говорили. Я корень. Знаете, какая у меня тяжёлая работа?

Ведь корень – самая важная часть слова. Я беру на свои плечи смысл не одного слова, а

многих, их так и называют – однокоренные!

- а: - Ох, как устали мы, братец!

- у: - Столько дел, что и вздохнуть некогда.

Корень: - Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай. Вот мне

вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня не

обходится.

- е: - Это верно. Каждое из нас только на своем месте работать может.

- а: - Зато кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке.

- у: - Надо им в предложении работать, сразу кого-нибудь из нас зовут.

- е: - Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.

Корень: - Выходит, и вам трудно живется.

Окончания ( вместе): - Еще как трудно.



Учитель: (1 мин.)

- Вы, ребята, конечно, согласны с тем, что и у окончаний, и у корня тяжёлая работа. Чтобы начать работу со словом, нужно знать, как пишется корень. В начальной школе, изучая морфемику, вы защищали проекты на тему «Какая морфема главная?» На уроках в 5 классе мы повторили то, что вы знали о морфемах, и получили новые знания по «Морфемике». На доске висят ваши творческие работы, которые подтверждают, как много вы трудились. Предлагаю остановиться на станции Знакомой и вспомнить проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корнях слов. Задание - «Орфографическое лото».

5. Ст. Знакомая (2,5 мин.)

1) Орфографическое лото. Учитель диктует командам слова с проверяемыми и

непроверяемыми гласными в корне – дети называют проверочные слова. Если слово словарное, команда произносит его так, чтобы слышалось, какая буква стоит в первом (безударном) слоге.

Голодный, сосна, небесный, квартал, варенье, доска, моряк, стекло, паркет, удивит, волна, земля, балкон, правдивый, кольцо, диван, поля, салют, вагон, цепочка, гитара, спросить, большой, костюм, кормлю, кривой, холодный, корзина, лесные, лежат, бежать, река, конфета, боксёр, слова, носить, летать, весёлый, кричать, добро (40 слов)


6. Ст. Спортивная. (4 мин.)


Мы на станции Спортивная. Разомнёмся и вспомним ещё одну орфограмму, «Буквы И – Ы после Ц». Задание - лингвистический волейбол (конкурс капитанов). Объявляется конкурс капитанов. Капитаны по очереди приглашаются к доске, они должны отбивать мячи – слова с орфограммой

« Ы-И после Ц». Слова (5 слов) называют члены команды соперников (это домашнее задание).


1) Цирк, цыган, циркуль, панцирь, птицы;

2) цифра, цитрусовый, репетиция, сестрицын, цыкнуть;

3) акация, отцы, станция, круглолицый, цилиндр;

4) коллекция, репетиция, лисицын, операция, цыплёнок;

5) полиция, цыпочки, цигейка, цыпленок, циновка;

6) огурцы, циклон, цилиндр, лекция, танцы,



7. Ст. Разгадайка Кроссворд Ё- О после шипящих в корне (5 мин.)







а

п

ю

ш

о

н

р


в


ы

ё

л

у

д

ь


о

р

о

х


ё


в




о

п

о

р

н

ы

й

а

ё


о


и

щ

т

т

к

о

н



б

ж

о

р

а


а


е



По горизонтали:

1 Откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды

2 Плод дуба

3 Очень тихий звук

4 Чрезмерно строгий в поведении человек

7 Ненасытный человек


По вертикали:

1 Колючий кустарник с кисло – сладкими плодами

3 Очень тихий разговор

4 Число, которое делится на 2

5 Место соединения сшитых кусков ткани

6 То же, что чаща


Напечатанные кроссворды учитель раздаёт командам.


Задание: разгадайте кроссворд и напишите, на какое правило подобраны в нём слова.


8. Ст. Ошибкино. (3 мин.)

На этой станции один человек, которого вы хорошо знаете, попал в трудную ситуацию. Это почтальон Печкин, герой сказочной повести  Эдуарда Николаевича Успенского « Дядя Фёдор, пёс и кот». Увидел он, что Матроскин и Шарик ссорятся, и написал письмо дяде Фёдору. Проверить письмо некому, вот он и обращается к вам с просьбой. Поможете? Исправьте, пожалуйста, ошибки и напишите, какую орфограмму забыл Печкин? (Корни с чередованием –лаг---лож-, раст-(-ращ-)- рос-)

1) Исправьте ошибки (Карточки для команд)



«Дорогой Дядя Федор! Шарик с Матроскиным поругались, не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли. Молоденькие яблони вырасли, на них румяные яблоки, но собирать их некому. Матроскин на печи лежит да песни слогает. Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»



2) Короткая разминка (1 мин.)

Учитель:

- Ребята, трудились вы хорошо. Справились со всеми заданиями, помогли людям, которым нужна была помощь. Давайте разомнёмся и ещё раз вспомним, орфограмму, которую забыл почтальон Печкин.

В корне -ЛАГ - пишем А, ( Поднимаем руки вверх шалашиком)

Получается –АГА-.

В корне -ЛОЖ - пишем О – (малые круговые движения руками)

Это знаем мы давно.

О напишем в корне – РОС- :

Вырос, перерос, подрос. ( Встаем на цыпочки, рывки руками вверх)

А перед СТ и Щ

Пишем только букву А. ( Поднимаем руки вверх шалашиком)


9. Ст. Строительная.

Слово делится на части.

                                              Ах, какое это счастье!

                                               Может каждый грамотей

                                               Делать слово из частей!



Этим мы с вами и займёмся. Командам дано было домашнее задание подобрать или сочинить шарады. ( Шарада – это загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых может быть самостоятельным словом.) Сейчас вы загадаете их друг другу.


Шарады детей (5 мин.)

1 команда


1. Приставку возьми из слова под-нос,

Корень – из слова окон-це,

Суффикс – из слова учеб-ник,

Окончание –из слова класс (Подоконник)


2. Моя приставка - в слове за - пись,

Корень – в слове о- зелен - ение,

Суффиксы – в слове посмотр - е - л,

Окончание – в слове книг – и (Зазеленели)


2 команда


1. Из слова по- просить возьми приставку,

А корень мой – в слове без – дар - ный,

Мой суффикс – в слове друж - ок,

А окончание – в слове стол. (Подарок)


2. Приставка моя – в слове пере - нести,

Корень – в слове вы - ход - ка,

Суффикс и окончание возьмите из слова смеш - и - ть. (Переходить)

3 команда

1. Приставка – из слова рас - свет,

Корень – из слова вы - сказ - ать,

Суффикс – из слова обид - чик,

Окончание – из слова пенал. (Рассказчик)


2. Моя приставка – в слове пере - шёл,

Корень – в слове да - ть,

Суффикс и окончание - в слове зави - ва - ть. (Передавать)


4 команда


1. Приставку возьми из слова под - рос,

Корень – из слова за - пис - ка,

Суффикс – из слова сдел - а - ть,

Окончание – из слова чита - ть. (Подписать)


2. Приставка – из слова раз – говор,

Корень – из слова про - вед - ать,

Суффикс – из слова лёт - чик,

Окончание – из слова ученик. (Разведчик)


5 команда


1. Мои корень и окончание – в слове пил - а,

А суффикс – в слове ламп - очк-а. (Пилочка)


2. Приставка та же, что в слове рас - свет,

Корень – из слова пис - ать,

Суффикс – из слова оконч - аниj –э,

Окончание – то же, что в слове названи - е. (Расписание)

Учитель:

Ребята, выполняя работу по строительству слов, вы показали, что умеете выделять морфемы в словах. Я уверена, что и писать вы сможете грамотно, потому что если знаешь части слова, то напишешь их толково, т. е. правильно!


10. Подведение итогов урока. Объявление итогов.


К концу подошло путешествие наше,

С морфемами не расстаёмся мы, друзья,

Они нам много интересного расскажут.

«Учите правила!» - вас призываю я.

11. Рефлексия

А наше путешествие по Морфемике вам понравилось?

В какой момент урока вы чувствовали себя особенно успешными?

Что вам понравилось на уроке больше всего?

За что вы похвалили бы себя на уроке?

Что изменили бы в своих действиях на уроке?

С кем было интереснее всего работать в группе? Почему?

Какая группа работала сплочённее?

Какой этап вызвал трудности?

С какой орфограммой нужно ещё поработать?

Было ли путешествие полезным для вас?

Что бы вы изменил на уроке в последующем?


12. Задание на дом:













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!