СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отношение Ф.М. Достоевского к религии, образу Христа (на примере дневниковых записей и романа "Идиот")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается кредо Ф.Достоевского как писателя и обыкновенного человека

Просмотр содержимого документа
«Отношение Ф.М. Достоевского к религии, образу Христа (на примере дневниковых записей и романа "Идиот")»

УДК 821.161.1

Отношение Ф. М. Достоевского к религии, образу Христа

(на примере дневниковых записей и романа «Идиот»

Ф.М. Достоевского)


Данчинова Мария Даниловна,

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы ИФИЯиМК

БГУ им. Д. Банзарова,

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 4 г. Улан-Удэ


Аннотация. В статье рассматривается отношение Ф. М. Достоевского к образу Христа, христианским конфессиям на примере отдельных дневниковых записей и образа князя Мышкина из романа «Идиот». Дается экскурс в понимание православия и католичества, утверждается сложность и богатство философско-нравственной позиции писателя по отношению к образу Бога и к религии. Имя Христа ассоциируется у писателя с признанием понятия вечного существования мира и человека в нем и тем, что все материальное преходяще. Достоевский рассуждает о безграничной вере во Христа и преклонении перед ним, раскрывает бездны человеческой души. Писателя удивляет двойственность человека, который может нести в себе противоположные начала, совесть, благородство души могут приноситься в жертву преходящему мигу, стремлению личности самоутвердиться в мире материального. Для Ф. Достоевского аксиома духовных поисков была основой художественного творчества.

Ключевые слова: православие, князь Мышкин, католичество и социализм, духовный поиск, природа человека, духовная незащищенность.

The attitude of F. Dostoevsky to religion, the image of Christ (on the example of diary entries and the novel "The Idiot" by F.M. Dostoevsky)

Danchinova Maria Danilovna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Literature of the Institute of Physics and Technology BSU named by D. Banzarov, Ulan-Ude

Summary: The article deals with the attitude of F.M. Dostoevsky to the image of Christ, religion on the example of diary entries from 1876 (March) and the novel "The Idiot". We analyze the understanding of Christianity in Russia and in Catholicism, the ambiguity of the philosophical and moral position of the writer both to the image of God and the ideological interpretation of religion by society. For the writer, the name of Christ and the Bible are associated with the recognition of the concept of the eternal existence of the world and man in it, and with the fact that everything material has its ultimate finiteness. Dostoevsky talks about the boundless faith in Christ and admiration for him, reveals the abyss of the human soul. The writer is surprised by the boundless duality of a person to absorb extra polar principles, in which conscience, the nobility of the soul are sacrificed to the all-minute transient moment, the desire of the individual to assert himself in the materialization of the world. For Fedor Dostoevsky this axiom was the basis of his artistic visions.

Key words: Christianity, Catholicism, religion, idea, philosophy, spirituality, character, nature.


Художественно-философское видение Ф. М. Достоевского пронизано христианскими идеями и ценностями, размышлениями об Иисусе Христе. Сама мысль о существовании мира и человека была связана у писателя с именем Бога, что не всегда было характерно для XIX века с его деизмом и атеизмом. По мысли Ф. Достоевского, человек не может пребывать на Земле без данной духовной основы. При этом писателя всю жизнь мучил вопрос: как, зная о вере и Боге, человек становится не только грешным, но и предается безграничному падению в бездну греха. И зачастую совершает это с каким-то особым вдохновением и страстностью души. Можно полагать, что писатель собственной жизнью разрешал этот актуальный для него вопрос.

Через образ важнейшего для него героя - князя Мышкина - Достоевский показывает драму человека, идеальность которого, душа которого не воспринимаются таковыми обществом, в котором он оказывается. Именно в этом состояла задача писателя: создать героя с такой человеческой природой, которая не будет иметь душевных, нравственных отклонений, но именно этим она будет непонятна окружающим, более того, не принята ими. Причем последнее не тяготит князя Мышкина, которого не задевает холодное или неприязненное отношение со стороны других героев. Мышкин живет в двух измерениях: в мире своих представлений и в мире других, устремления которых, желания, ошибки, поступки понимает и прозревает. Более того, он стремится найти оправдание их действиям или даже помочь исправить совершенную ошибку. Сама сюжетно-фабульная ситуация романа есть размышление Ф. Достоевского о несовершенстве человеческой природы. И размышления эти базируются на православии.

С этой точки зрения писателю удалось преодолеть временное влияние петрашевцев, которые были настроены критично по отношению к религии. Ф. Достоевский уже тогда нес в себе имя Божье, и это на протяжении последующих лет укоренялось в нем. Об этом свидетельствуют дневниковые записи писателя, его произведения. Так, в этом убеждает следующая запись, в которой Достоевский не видит смысла своей жизни «вне Христа», уверяя, что «…нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа… если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» [1, с. 176]. Европейскому утверждению истины как высшего знания Достоевский противополагает факт глубокого проникновенности религией и божественной истиной.

Собственный путь писателя, судьбы молодых людей в России, оказывающихся в тайных кружках наподобие группы М. Петрашевского, зарождение терроризма сначала как идеи, а затем как программы - все это не могло не направлять Достоевского на размышления о судьбе России, народа, основой которых был вопрос: в чем, в ком черпать силы для духовной основы, может ли имя Христа спасти человека?

Достоевский в судьбах персонажей своих произведений буквально проживал как признание, так и отрицание Бога. Это свидетельствует не столько о том, что писатель сталкивал персонажей для остроты конфликта, сколько о том, что практически каждый персонаж Достоевского самостоятелен в разрешении веры в Христа. В этом плане нельзя не прислушаться к М. М. Бахтину: «Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово… Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев» [2, с. 3, 8].

Отсюда герои писателя внутренне полярны: одни со Христом, иные без него, веруя в идею о Великом Инквизиторе. Это князь Мышкин, живущий с именем Бога в душе, Кириллов из «Бесов», который представил свою идейную версию о Христе, Иван Карамазов, создатель «Великого инквизитора», другие. Кто-то находится на острие нравственной дилеммы, готовый в любую минуту отречься как от себя и родных, так и вообще отвергнуть самую душу и совесть и отдаться на волю бесовства. В любом случае персонажи самостоятельны в отношении к вере, к имени Божьему или в отрицании его.

Ф. Достоевский понимал неоднородность христианства и высказал свое отрицательное отношение к католицизму. Князь Мышкин высказывает внешне парадоксальную, но внутренне глубокую и верную мысль о католической церкви: «Нехристианская вера католичество римское даже хуже самого атеизма Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идёт дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор все так и идёт, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми чувствами народа, все, все променяли за деньги, за низкую земную власть» [3, с. 565]. Мысль касается католицизма как института церкви и отражает постулат русской православной мысли об искажении католичеством самой сути христианства. Этот вопрос давно поднимался в русском обществе, в том числе и славянофилами.

С точки зрения писателя, стремление католичества разрешить проблему разрозненности народа через усиление власти папы Римского является не чем иным, как введением настоящего «раздора» в этом вопросе. Более того, по мысли Достоевского, католичество, проповедуя авторитет Папы Римского, искажает саму христианскую веру, осуществляет своего рода насилие над духовными помыслами истинных прихожан Церкви Божией, вносит раздор. Писатель отмечает следующее в дневнике от 1876 г (март): «Идея их царства - раздор, то есть на раздоре они хотят основать его. Для чего же им раздор именно тут понадобился? А как же: взять уже то, что раздор страшная сила и сам по себе; раздор, после долгой усобицы, доводит людей до нелепости, до затмения и извращения ума и чувств…» [4, с. 260]. Близкие мысли Достоевский вкладывал и в уста князя Мышкина.

Герой с волнением произносит монолог о пагубности воздействия католической церкви на умы людей, особенно молодых, идеями атеизма и социализма: «Ведь и социализм – порождение католичества и католической сущности! Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в противоположность католичеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой потерянную нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную возжаждавшего человечества и спасти его не Христом, а тоже насилием! Это тоже свобода чрез насилие, это тоже объединение чрез меч и кровь!» [3, с. 565].

В устах князя Мышкина звучит прямое обвинение католичеству, порождающему идеи социализма. Понимание атеизма как ответной реакции на лицемерную религиозную позицию европейской церкви также глубочайшая мысль Достоевского. По убеждению писателя, нет и не может быть, как то делает католичество, насилия во имя добра, любви, единства. Более того, оно опасно тем, что последовательно направляет молодых людей, прельстившихся определенной притягательностью данной идеологии, на неверную дорогу – отказ от истинной христовой веры. Он размышляет в дневнике: «…Не ушла ли огромная часть молодых, свежих и драгоценных сил в какую-то странную сторону, в обособление с глумлением и угрозой…» [4, c. 292].

Как сам писатель, так и герой романа «Идиот» имеют одно общее убеждение: атеизм набирает силу от того, что истинная вера в Христа поставлена под сомнение католической Церковью. Это ведет к духовной незащищенности людей. Именно это писатель отмечает в дневнике: «А народ наш так незащищен, так предан мраку и разврату, и так мало, кажется, у него в этом смысле руководителей! Он может поверить новым явлениям со страстью (верит же он Иванам Филипповичам), и тогда - какая остановка в духовном развитии его, какая порча и как надолго! Какое идольское поклонение материализму и какой раздор, раздор: в сто, в тысячу раз больше прежнего, а того-то и надо чертям» [4, с. 262].

По мысли Достоевского, опасность для русского человека кроется в его незащищенности от сил зла тогда, когда они завуалированы под любовь, доброту. Открытость миру, людям мешает разглядеть истинную сущность таких сил - оттого он беззащитен перед этой отрицательной, разрушительной энергией и легко поверит любому новому духовному «руководителю», слова которого будут источать как будто благость и милосердие к ближнему. Подобной открытостью, наивностью, чистотой обладает князь Мышкин, глубоко духовный человек. Герой и мысли не допускает, что он находится в таком кругу, в котором за любезными, сладкими словами любви и внешней доброжелательности скрывается иное. Поэтому Достоевский и проводит мысль об истинной красоте, которая заключаться должна не во внешности человека, а в его внутренней красоте - в душе.

По мысли писателя, именно такие люди «…сами светят и всем нам путь освещают!» [4, с. 270], это образ «положительно прекрасного человека» [3, с. 396]. Несмотря на «взрослость», герой в поведении, восприятии мира схож с ребенком. Наивного и доброго, его легко обмануть, заставить поверить в самое невозможное, вызвать в нем радостный смех от какой-то мелочи, сказанного как будто доброго слова. Герой сопереживает не только Ипполиту, Настасье Филипповне, другим персонажам, его душа болит от несправедливости по отношению к рядом находящемуся человеку, к любому ближнему или незнакомцу; более того, думает обо всех людях на земле.

Отсюда герои на фоне как будто сюжетного внешнего «бездействия» ведут бесконечные диалоги, делятся многословными монологами, в которых словесные споры оказываются не чем иным, как своего рода острыми мечами, готовыми или разрубить, или защитить идею истинной религии, ее духовной сущности, единства России, настоящей природы русского человека. Так рождается идея Ф. Достоевского не только о судьбе собственно России, но и мысль о спасении Европы, если она осознает веру во Христа, исходящую от православия.

Оттого так драматично складывается судьба князя Мышкина, что истинная красота души бессильна, беззащитна перед злом социума и мира. Однако спасительная мысль писателя кроется всё-таки в том, что подобные князю Мышкину люди на Руси рождаются. Не случайно Г. Померанц отмечает: «Мышкин - чудо, но он порожден не только одним Святым Духом, свыше. Он еще выношен снизу, тоской русского грешника по святости» [5, с. 258]. А если это так, то как народ, так и сама Россия будут спасены от греха католичества, от атеизма, от разрушительного начала в социуме, от мнимых духовных руководителей. Об этом же свидетельствуют труды Щеникова Г.К, Назировой Р.Г. [6], Борисовой В.В. [7], Власкина А.П. [8], Гачевой А. Г. [9], Гессена С.И. [10], ряд работ других ученых [11].

В этом роман «Идиот», как и дневниковые записи Достоевского, оставляет надежду на возрождение души русского человека, осмысляющего свой путь в жизни. В образе Мышкина концентрируется мысль писателя о безграничности человеческой души, способной вобрать вселенскую боль сына Божьего, искупить грехи человечества. И хотя герой не несет на Голгофу крест, у него в романе свой багаж нравственных испытаний. Все, с кем и с чем сталкивается герой, является окончательной проверкой идеи о судьбе России - со Христом и только с ним, а не без Христа.


Литература

  1. Достоевский Ф.М. Полн. Собр. Соч. в 30 т. М.: Наука, 1972-1988. Т. 28. Кн. 1, с. 176

  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.:1972.

  3. Достоевский Ф.М. Идиот. - Москва: Эксмо, 2006 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат) - 639 с.

  4. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. / Сост., комментарии А. В. Белов / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 880 с.

  5. Померанц Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским.-М.: Советский писатель, 1990.-384 с.

  6. Творчество Ф.М. Достоевского: Искусство синтеза /под ред. Г.К. Щенникова, Р.Г. Назирова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1991.-288 с.

  7. Борисова В. В. Национальное и религиозное в творчестве Ф. М. Достоевского (Проблема этно-конфесионального синтеза): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.филол.н.: спец. 10.01.01 / Борисова Валентина Васильевна; [Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького]. – Екатеринбург: Б.и., 2000. - 33 с. : ил. ; 21 см. - Библиогр.: с. 31-33 (26 назв.)

  8. Власкин А.П. Творчество Ф. М. Достоевского и народная религиозная культура. Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. пед. ин-та, 1994. - 196 с.

  9. Гачева А. Г. Русский космизм в идеях и лицах. — М.: Академический проект, 2019. - 431 с. + 16 п. цв. вкл. - (Научно-популярная серия РФФИ).

  10. Гессен С. И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф. М. Достоевского и Вл. Соловьева // Гессен С. И. Избранные сочинения. - М.: РОССПЭН, 1999. - 812, [3] с., [1] л. портр.; 20 см. - (Приложение к журналу "Вопросы философии")

  11. Ф.М. Достоевский и Православие / Сост. А. Н. Стрижев. М.: Отчий дом, 1997 -318с.

Bibliography:

1. Dostoevskij F.M. Poln. Sobr. Soch. v 30 t. M.: Nauka, 1972-1988. T. 28. Kn. 1, s. 176

2. Bahtin M.M. Problemy poetiki Dostoevskogo. M.: 1972.

3. Dostoevskij F.M. Idiot. - Moskva: Eksmo, 2006 (Tver: Tver Polygraph Plant) - 639 s.

4. Dostoevskij F. M. Dnevnik pisatelya. / Sost., kommentarii A. V. Belov / Otv. red. O. A. Platonov. - M.: Institut russkoj civilizacii, 2010. - 880 s.

5. Pomeranc G.S. Otkrytost' bezdne: Vstrechi s Dostoevskim.-M.: Sovetskij pisatel', 1990.-384 s.

6. Tvorchestvo F.M. Dostoevskogo: Iskusstvo sinteza /pod red. G.K. SHennikova, R.G. Nazirova. – Ekaterinburg: Izd-vo Ural. Un-ta, 1991.-288 s.

7. Borisova V. V. Nacional'noe i religioznoe v tvorchestve F.M. Dostoevskogo (problema etno-konfessional'nogo sinteza). - autoref. diss. on the job. learned. step. D.philol.n. : spec. 10.01.01 / Borisova Valentina Vasilyevna; [Ur. State University named after A.M. Gorky]. - Yekaterinburg: B.I., 2000. - 33 p.: ill. ; 21 cm. - Bibliogr.: pp. 31-33 (26 titles)

8. Vlaskin A.P. Tvorchestvo F. M. Dostoevskogo i narodnaya religioznaya kul'tura. Magnitogorsk: Publishing house of Magnitogorsk State Pedagogical Institute, 1994. - 196 s.

9. Gacheva A. G. Russian Cosmism in Ideas and Faces. - M.: Academic Project, 2019 - 431 p. + 16 p. color. Incl - (Popular Science series of the Russian Foundation for Basic Research).

10. Gessen S.I. Bor'ba utopii i avtonomii dobra v mirovozzrenii F. M. Dostoevskogo i Vl. Solov'eva // Gessen S. I. Izbrannye sochineniya. - Moscow: ROSSPAN, 1999. - 812, [3] p., [1] L. portr.; 20 cm. - (Appendix to the journal "Questions of Philosophy")

11. F.M. Dostoevskij i Pravoslavie / Sost. A. N. Strizhev. Moscow: Father's House, 1997-318s.


Данчинова Мария Даниловна, к. филол. н., доц.

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ

[email protected]


Danchinova Maria Danilovna, Ph.D. in Philology D., associate professor

Buryat State University named after Dorzhi Banzarov

[email protected]



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!