Памятка
Итоговое сочинение выпускника
Инструкция
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставиться «незачёт».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать собственный текст участника.
Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт».
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
___________________________________________________________
Критерии оценивания итогового сочинения:
1. Соответствие теме.
Выпускник отвечает на вопрос, размышляет над данной
проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов.
«Незачет»: работа не соответствует теме или отсутствует конкретная цель высказывания.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст.
«Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.
3. Композиция и логика рассуждения.
Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства.
«Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.
4. Качество письменной речи.
Выпускник выражает мысли, используя разнообразную лексику и синтаксические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла.
5. Грамотность.
«Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)
Структура итогового сочинения
Вступление (можно составить из комментариев ФИПИ) с указанием темы сочинения
Мое мнение-позиция-тезис + клише-переход к аргументам
Литературные аргументы с обязательными микровыводами
Заключение
Шаблоны вступлений
1. Люди в течение жизни постоянно решают важные для них проблемы, делают выбор. Самый трудный диалог человек ведет с самим собой: кого любить, с кем дружить, кем быть, как поступить. Одним из главных вопросов для каждого здравомыслящего человека становится вопрос о ……………………… (исходя из темы). Именно над этим мне хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.
2. Судьба человека зависит только от него самого. Нам приходится выбирать свой путь, а это значит отвечать на вечные вопросы бытия: что главное для меня в жизни, каким человеком я хочу стать, кого хочу видеть рядом, как поступать в той или иной ситуации. При этом одним из главных вопросов для каждого мыслящего человека становится вопрос о ……………………… (исходя из темы). Именно над этим мне хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.
3. Наша жизнь – это постоянный выбор. Какие качества нужно формировать в себе, чтобы стать смелым, достойным уважения человеком? Каким нравственным законам следовать? Чем руководствоваться в разных ситуациях? Какие приоритеты должны быть главными для нас? Над этими вопросами и многими другими должен задумываться каждый молодой здравомыслящий человек. Сегодня в своем сочинении мне хотелось поразмышлять над (вопросом, темой, высказыванием)……………………… (исходя из темы).
4. ……… (ключевое слово, слова) Что мы понимаем под этим(и) словом(ами) ? Какой смысл оно(и) несет(ут)? Актуально ли сегодня среди суеты и быстротечности жизни вновь обращаться к …………… Именно над этими вопросами заставляет нас поразмышлять высказывание ФИО (тема): «…»
5. ОРИГИНАЛЬНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ (в форме письма, дневника, жизненных наблюдений и т.д.) Вечером я возвращаюсь домой по темной улице. В окнах домов горит приветливо свет. Глядя на эти освещенные окна, я невольно задумываюсь о тех, кто живет там. Быть может, за этим окном собралась к ужину счастливая семья, а может быть, там живет одинокий пожилой человек. Когда-то он был он был молод и у него была семья, но потом ворвалось несчастье и отняло у человека близких, нанесло тяжелые раны. Почему так случилось? Должны ли мы думать о тех, кого посетило несчастье?
Список литературных произведений для аргументов
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
А. Островский «Гроза»
Карамзин «Бедная Лиза»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Довольный человек», «Враг и друг»
Л.Н Толстой «Война и мир»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
А. Грин «Победитель», «Четырнадцать футов»
И. Курамшина «Сыновний долг»
М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
Н. Лесков «Левша»
А. П. Чехов «Тоска», «Человек в футляре»
А. И. Куприн «Чудесный доктор»
К. Паустовский «Телеграмма»
В. Распутин «Уроки французского»
Б.Екимов «Ночь исцеления»
В. Быков «Сотников»
А. Фадеев «Разгром»
Ш. Бодлер «Фальшивая монета»
И. Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»
В.А. Каверин «Два капитана»
Дж. Толкиен «Властелин колец»
И. Гончаров «Обломов»
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Е.И. Замятин «Мы»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Джек Лондон «Мартин Иден»
Н. Кондратьев «Сашка»
М. Горький «Старуха Изергиль»
Заключение
Варианты заключения | Примеры |
Вывод | Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь. |
Призыв | В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает. |
Выражение надежды | Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений. |
Зарисовка, которая возвращает к вступлению | Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой. Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи. -
|
Цитата | Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света». -
|
-
-
-