Актуализация изученного, проверка домашнего задания. | – Что нового необходимо узнать, чтобы изучить тему урока? Примерный ответ (Как развивались события в Англии, что происходило с разными слоями населения? Каковы причины английской революции? Какое государство возникло в результате революции?) – Какие имеющиеся знания нам необходимо вспомнить, чтобы изучить тему? Примерный ответ (Что такое революция, парламент и другие понятия, которые были важны для англичан того времени?)
Соотнесите определение и соответствующий ему термин. Англикане | Сторонники Реформации, последователи Ж. Кальвина | Кальвинисты | Сторонники Реформации в Англии | Революция | Власть монарха ограничена законом и парламентом | Парламент | Сословно-представительный орган | Монархия | Форма правления, где глава государства избирается | Республика | Власть монарха безгранична | Абсолютная монархия | Форма правления, где глава государства передаёт власть по наследству | | Коренной переворот в государстве |
| Индивидуальный ответ Работа с понятиями на скрытой доске. |
Изучение нового материала | 1) Задание для учащихся: - Прочитайте п.1 §16 на стр.140 и проанализируйте уровень развития Англии в начале XVII в. Работа с термином: Найдите в тексте учебника на стр. 141 определение, кого называли пуританами и запишите термин в тетрадь? -А всех ли устраивала жизнь в Англии? -К чему это могло привести? Учитель: Вспомните, какая династия вступила на английский престол после 1603 г.? Политика Якова I Стюарта (1603-1625гг.) вызвала резкое отторжение пуритан. 2) При Якове I Стюарте в разных областях английского общества назрели непреодолимые противоречия, которые и легли в основу будущей английской революции. Опираясь на текст учебника п.2 стр. 141-142 выявите противоречия в английском обществе и выпишите их в тетрадь по вариантам: первый вариант – характеризует экономические противоречия, второй вариант – противоречия в общественном устройстве, третий вариант – противоречия в духовной сфере, четвертый вариант – политические противоречия. Учитель обобщает ответы учащихся: Возникшие противоречия усугубились с приходом на английский престол после смерти Якова I Стюарта Карла I (1625-1649). Английское общество возлагало на него большие надежды, однако, их ждало разочарование. «+»-красивый, спортивный, ценитель искусства; «-» - вспыльчивый, лицемерный, самолюбивый, неуравновешенный; Его жена Генриетта Мария ввела при дворе католическое богослужение, что ещё более понизило его популярность у народа. Учитель: Как же складывались отношения между королем и парламентом? Учитель: Итак, все противоречия вскрыты и мы вплотную подошли к изучению революционных событий в Англии. 3) События революции Учитель: Поводом к началу событий стал созыв в 1640 г. Долгого парламента, без которого Карл I не мог пополнить опустевшую казну для ведения войны против Шотландии, и возникший спор о королевских прерогативах, то есть что может король, а что парламент. Движущей силой революции были с одной стороны пуритане – сторонники парламента, с другой стороны англикане – сторонники короля. Заполните в тетради таблицу «Реформы Долгого парламента» и начнём её заполнять учебник стр.143. -Каково значение реформ Долгого парламента? -К чему это привело? 4) Гражданская война (1642-1648гг) Вместе с учащимися на доске заполняется схема АНГЛИЯ кавалеры | вопросы для сравнения | круглоголовые | | Чьи сторонники? Карта слайд 7 | | | Какие территории их поддержива-ли? Слайд 8 | | | Руководите-ли Слайд 9 | 1645г. Рождение армии нового образца | -Почему круглоголовых называли «железнобокими»? (слайд 7) -По карте на слайде 8 проанализируйте как складывалась ситуация на войне. 5) Основные события войны 6) Закончить заполнять таблицу «Реформы Долгого парламента». При недостатке времени на уроке можно дать это задание на дом. Карл I бежал к шотландцам, но они фактически продали его парламенту. Суд состоялся 20 января 1649 года, его осудили «как тирана, убийцу и врага государства». 30 января 1649г.- Карл I был казнён. Последнее его слово было «Помните!!!» Задание: Предположите, как народ воспринял казнь короля? Вывод: Реакция на казнь была неоднозначна 7)Итоги революции. Рассматриваем по слайду№12 Учитель обобщает итоги революции совместно с учащимися: Гражданская война короля с парламентом закончилась победой пуритан. Карл I был казнен, с абсолютизмом в Англии покончили. Парламент провозгласил страну республикой. Власть королей была ограничена законом, парламентом и стала выборной. Вся законодательная власть полностью перешла к однопалатному парламенту. | Работают с текстом учебника Делают выводы об экономическом развитии Англии и положении пуритан в стране. Проверка работы (слайд 3) Знакомство с понятием –пуритане. Пуритане – последователи кальвинизма. Предполагаемый ответ учащихся - Нет, данное положение не всем нравилось, особенно недовольными были пуритане. -Это могло привести к всплеску недовольства, революции. (Стюарты) Выборочно читают текст учебника про себя стр. 141-142. Выделяют противоречия английского общества накануне революции по вариантам с последующей фронтальной проверкой. Слайд №4, записывают их в тетрадь Работа с текстом учебника стр.143 1-3 абзацы. Ответ на вопрос учителя фронтально. Слайд № 5 Запись даты и события в тетрадь Работают с учебником и заполняют таблицу год | Содержание реформы | Значение реформы | | | | Проверка слайд 6 Ответы: - Реформы Долго парламента ограничивали абсолютную власть короля. В январе 1642 г. Карл I бежал из Лондона на север страны. Запись в тетрадь: Началась гражданская война короля с парламентом Отвечая на вопросы, составляют сравнительную таблицу «Гражданская война в Англии» Отвечают на вопросы учителя, опираясь на наглядность. Слайд 10 Слайд 11 Первый ряд от лица армии (ликовала) Второй- от лица простых людей (были не готовы к этому, рыдали во время казни) Третий – королевский двор?(в ужасе) Записывают итоги революции в тетрадь Предлагают свои варианты ответа |