СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первобытные люди

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первобытные люди

Мы продолжаем путешествие к древнейшим людям. Тема урока: Родовые общины охотников и собирателей.

Откройте учебник на с. 11 §2. Ученик читает 2 абзаца. Покажите на карте, на каком материке постепенно расселились первобытные люди.  Это холодные страны (по сравнению с Африкой). Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (огонь, орудия труда, одежда и жилище).

Новые орудия труда. Первобытные люди изобрели составное копье (рисунок на с. 11), чем оно отличается от древнейших копий?

Просмотр содержимого документа
«Первобытные люди»

Проверка д/з.

  1. В 1985 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года первое и 920 лет второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше?

  2. Каких людей называют первобытными?

  3. В чем главное отличие древнейших людей от животных? Какие древнейшие орудия труда ты знаешь?

  4. Какие главные занятия древнейших людей? Что собирали? Как охотились?

Мы продолжаем путешествие к древнейшим людям. Тема урока: Родовые общины охотников и собирателей.

Откройте учебник на с. 11 §2. Ученик читает 2 абзаца. Покажите на карте, на каком материке постепенно расселились первобытные люди. Это холодные страны (по сравнению с Африкой). Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (огонь, орудия труда, одежда и жилище).

Новые орудия труда. Первобытные люди изобрели составное копье (рисунок на с. 11), чем оно отличается от древнейших копий?

Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных (рис. На с. 13).

Главным занятием людей становится охота на крупного зверя - диких лошадей, оленей, бизонов, а также на зверей, которых ныне уже нет на Земле, - на шерстистых носорогов, мамонтов и пещерных медведей. На стоянках первобытных людей археологи находят множество костей крупных животных. Как они были убиты? Ведь люди в то время обладали только копьями с каменными наконечниками. Ответы учеников.

Первобытные люди были очень наблюдательны. Они видели, как животные проваливались в ямы, тонули в болотах, падали на ходу с обрывов. Отсюда и появилось стремление создать подобное искусственно.

Давайте рассмотрим рисунок «Охота на диких козлов» (с. 12). Опишите действия охотников. Чего они добиваются? Чтобы животное сорвалось с обрыва, где их поджидают мужчины с дубинами. Как добиваются? Гонят стадо, пугая криком и огнем. Все ли козлы станут добычей первобытных людей? Нет. В чем опасности такой охоты? Люди могли сами сорваться с обрыва, животные могли покалечить их. Что было необходимо людям для успешной охоты? – согласованность действий, взаимопомощь.

Что касается охоты на мамонтов, то для ученых до сих пор остается загадкой, как убивали этих огромных слонов. Возможно, их также заманивали в болота, трясины, ямы. Но есть предположения, что мамонты очень редко становились добычей первобытных людей. Они находили мертвые туши мамонтов. Мясо не ели, а брали кости, бивни и шкуры, которые потом использовали с разными целями.

Теперь давайте рассмотрим рисунок «Родовая община» на с. 13. На рисунке изображен поселок людей разумных, они похожи на современных людей. Когда появился человек разумный? Все обитатели поселка составляют родовую общину, все они между собой родичи. Родственные связи для них – главные, основные. В наши дни уже не так. Отношения с дальними родственниками уже не такие тесные. Например, у вас есть двоюродный брат. Живете вы не вместе и встречаетесь редко. В то же время у вас есть друг, он вам никакой не родственник. Но вы любите его и видитесь чуть ли не каждый день. А в родовой общине рассуждали иначе: это мой родич, ему нужно помогать всегда и во всем. Если во время охоты он упадет, то я, рискуя жизнью, постараюсь помочь ему. Так же он поступит в отношении меня. Если чужой обидит человека из нашего рода, то весь род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех и все за одного. Род – это очень прочный и сплоченный коллектив.

Слово община имеет однокоренные слова общий, сообща. Люди, живущие в поселке, сообща трудились, сообща охотились. И все, чем они владели, было у них общим: жилища, костер, пища, шкура животных. Все родичи имели право на долю в охотничьей добыче каждого. Охотились обычно мужчины. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях. Женщины уже тогда почитались как хранительницы домашнего очага.

Мы уже говорили о важности охоты. Какое основное орудие использовали люди? Но для охоты на быстро бегающих животных и птиц копье не годилось. Необходимо было создать оружие, которым можно было поразить цель на расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов, поражал животное стрелами. Обычно употреблялись стрелы с наконечниками из камня и кости. Изобретение лука видимо связано с охотой на оленя. Быстрота, пугливость, способность чувствовать охотника на расстоянии затрудняли охоту на него с копьем. Лук и стрелы распространились по всему земному шару и стали самым скорострельным оружием первобытного человека. Они помогли выжить людям в холодных странах.

Что нового появилось у человека разумного?



Д.з. §2, раб. тетрадь № 2, 7, 8.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!