Урок № 3
Тема: Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века.
Цель:
выявить исторические основы солдатских песен и песен о Степане Разине, особенности их поэтики;
формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать интерес к русской истории и фольклору.
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Выявление темы, цели, плана урока.
2. Сообщение «историка» о восстании под предводительством Степана Разина.
3 Сообщение о Степане Разине.
4. Обращение к учебнику. Статья «Для вас, любознательные!».
5. Выразительное чтение песни «Разин и девка-астраханка»
6. Обращение к домашнему заданию.
Анализ песни «Разин и девка-астраханка». Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради,)
| «Разин и девка-астраханка» |
Тема, историческая основа | Романтический эпизод, проникший в разинский фольклор в более позднее время |
Лирические персонажи | Степен Разин – «заговоренный воин», обобщающий образ разбойника, девка Маша |
Образно-выразительные средства | Усеченные формы прилагательных («легки ружья», «глуху полночь»). Старославянские слова (стояти, ночевати, спати, заряжати). Уменьшительно-ласкательные суффиксы, постоянные эпитеты («во железную клетку»). |
Повторы | «Стеньку Разина прельщала // Стеньку Разина прельстила. // Три дня по Астрахани возили // Три дня голодом морили» |
Характерные признаки жанра | Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди |
Идея | Разин – непобедимый герой |
III.Работа над содержанием солдатских песен.
Понятие о солдатских песнях.
Песня солдатская — тематическая группа внеобрядовых лирических и лиро-эпических песен социального содержания. Солдатские песни начали создаваться с конца XVII века, когда Петр I ввел обязательную воинскую службу, сначала пожизненную, а затем сроком на 25 лет. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими, изображая войны XVIII—XIX веков, в которых участвовала Россия. В этих песнях выражен патриотизм русских солдат, полное отречение от личной жизни: для них «домы — крутые горы», «подворья — широки раздолья», «жены — ружья заряжены, штыки присажены». Главное в солдатских песнях — изображение психологии простого солдата. Солдатские песни обобщенно воспроизводили весь его жизненный путь: рекрутство; «службу государеву» и глубокую тоску по дому, по «отцу-матери» и «жене молодой»; наконец, смерть от ран «в чистом поле».
2. Слово учителя.
Солдатские бытовые и исторические песни становятся в крестьянском репертуаре одной из значительных форм поэзии вплоть до Отечественной войны 1812 года.
В период Отечественной войны 1812 года в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В отличие от песен о предшествующих войнах, в песнях об Отечественной войне более отчетливо проявляется историзм. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.
3. Сообщение «историка» о сражении под Красным и при Березине.
4. Выразительное чтение песни «Солдаты освобождают Смоленск».
5. Слово учителя.
Характерной особенностью поэтической формы исторических песен об Отечественной войне 1812 года является включение в текст отдельных формул, строк и даже целых эпизодов из военно-исторических песен о, прошлых войнах. Использовались уже готовые поэтические формы и даже произведения. Устное творчество не создало монументальных исторических песен с развернутыми новыми сюжетами, в которых могли бы отразиться значительные ситуации Отечественной войны. Песни отличаются схематизмом и шаблонностью в изображении батальных сцен, недостаточной мотивированностью переходов. Выросшее народное сознание уже не укладывалось в выработанные традицией художественные рамки жанра.
Заполните таблицу «Солдаты освобождают Смоленск» (см. рабочую тетрадь задание 5,)
Формулы, образно-выразительные средства | |
Постоянные эпитеты, повторы, параллелизм | «Овладели славным городом неприятельски полки». «Мы пойдем ко к неприятелю гостить, // К неприятелю гостить...». «Полонивши их, топили во Березоньке реке, // Потопивши, отдыхали на зеленом на лугу...» |
Диалоги. Царь – солдатушки // Князь - солдатушки | «Как бы, братцы, нам приняться, // Смоленск город свободить, // Смоленск город свободить, // Неприятеля побить?» «Уж и взговорит солдатам Волконский-князь:«Ох вы храбрые солдаты, государю верные, // государю верные, командиру послушные» |
6. Слово учителя.
В период войны 1812 года появилось множество изображений казаков. Выполненные в лубочной манере, они символизировали удаль русского казака, его готовность и умение сражаться за Отечество. Множество карикатур на бегство Наполеона из России изображали казаков, которые легко и просто пленяли и разбивали противника: «Казак так петлей вокруг шей — французов удит как ершей», «Чем победил он врага своего? Нагайкою!» (раскрашенная гравюра И.И. Теребенева). Изображение казаков даже размерами превосходили французов, практически всегда противостояли в одиночку множеству врагов. Идеологическая подоплека этих карикатур очевидна: казак на службе Отечеству становится непобедимым, величественным и почитаемым соотечественниками. Этим как бы затемнялись периоды разгульной казачьей вольницы времен Пугачева, которые еще не совсем изгладились из памяти общества в первые годы нового столетия.
IV. Подведение итогов урока.
1.Чтение статьи учебника « Истории живые голоса», с.17-18, ч.1.
2.Письменно ответьте на вопрос: «Почему необходимо изучать исторические песни?» (Задание 6 рабочей тетради)
V. Домашнее задание.
1.Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы», с.30. ч.1
2.Подготовить выразительное чтение (художественный пересказ) фрагментов «Жития Сергия Радонежского», с.29-41.
3.Прочитать статью учебника, с.26-28, составить цитатный план рассказа о Сергии Радонежском по материалам статьи Л.М. Леонова «Слово о святом Сергии» 4.Подготовить пересказ статьи учебника «Для вас, любознательные», с.46.
5. Индивидуальные задания:
- подготовить сообщение «искусствоведа» о картине М.В.Нестерова «Видение отроку Вафоломею»;
- подготовить сообщение о фрагменте покрова со святых мощей;
- подготовить сообщение «историка» о Куликовской битве, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском.
4