СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века.»

Урок № 3

Тема: Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века.

Цель:

  • выявить исторические основы солдатских песен и песен о Степане Разине, особенности их поэтики;

  • формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • воспитывать интерес к русской истории и фольклору.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.


І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.


1.Выявление темы, цели, плана урока.


2. Сообщение «историка» о восстании под предводительством Степана Разина.


3 Сообщение о Степане Разине.


4. Обращение к учебнику. Статья «Для вас, любознательные!».


5. Выразительное чтение песни «Разин и девка-астраханка»


6. Обращение к домашнему заданию.

  • Анализ песни «Разин и девка-астраханка». Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради,)



«Разин и девка-астраханка»

Тема, историческая основа

Романтический эпизод, проникший в разинский фольклор в более позднее время

Лирические персонажи

Степен Разин – «заговоренный воин», обобщающий образ разбойника, девка Маша

Образно-выразительные средства

Усеченные формы прилагательных («легки ружья», «глуху полночь»).

Старославянские слова (стояти, ночевати, спати, заряжати).

Уменьшительно-ласкательные суффиксы, постоянные эпитеты («во железную клетку»).

Повторы

«Стеньку Разина прельщала // Стеньку Разина прельстила. // Три дня по Астрахани возили // Три дня голодом морили»

Характерные признаки жанра

Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди

Идея

Разин – непобедимый герой


III.Работа над содержанием солдатских песен.


  1. Понятие о солдатских песнях.


Песня солдатская — тематическая группа внеобрядовых лирических и лиро-эпических песен социального содержания. Солдатские песни начали создаваться с конца XVII века, когда Петр I ввел обязательную воинскую службу, сначала пожизненную, а затем сроком на 25 лет. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими, изображая войны XVIII—XIX веков, в которых участвовала Россия. В этих песнях выражен патриотизм рус­ских солдат, полное отречение от личной жизни: для них «домы — крутые горы», «подворья — широки раздолья», «жены — ружья заряжены, штыки присажены». Главное в солдатских песнях — изображение психологии простого солдата. Солдатские песни обобщенно воспроизводили весь его жиз­ненный путь: рекрутство; «службу государеву» и глубокую тоску по дому, по «отцу-матери» и «жене молодой»; наконец, смерть от ран «в чистом поле».


2. Слово учителя.


Солдатские бытовые и исторические песни становятся в крестьянском репертуаре одной из значительных форм поэзии вплоть до Отечественной войны 1812 года.

В период Отечественной войны 1812 года в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В отличие от песен о предшествующих войнах, в песнях об Отечественной войне более отчетливо проявляется историзм. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.


3. Сообщение «историка» о сражении под Красным и при Березине.

4. Выразительное чтение песни «Солдаты освобождают Смоленск».


5. Слово учителя.


Характерной особенностью поэтической формы исторических песен об Отечественной войне 1812 года является включение в текст отдельных формул, строк и даже целых эпизодов из военно-исторических песен о, прошлых войнах. Использовались уже готовые поэтические формы и даже произведения. Устное творчество не создало монументальных исторических песен с развернутыми новыми сюжетами, в которых могли бы отразиться значительные ситуации Отечественной войны. Песни отличаются схематизмом и шаблонностью в изображении батальных сцен, недостаточной мотивированностью переходов. Выросшее народное сознание уже не укладывалось в выработанные традицией художественные рамки жанра.

  • Заполните таблицу «Солдаты освобождают Смоленск» (см. рабочую тетрадь задание 5,)

Формулы, образно-выразительные средства


Постоянные эпитеты, повторы, параллелизм

«Овладели славным городом неприятельски полки».

«Мы пойдем ко к неприятелю гостить, //

К неприятелю гостить...».

«Полонивши их, топили во Березоньке реке, // Потопивши, отдыхали на зеленом на лугу...»

Диалоги.

Царь – солдатушки //

Князь - солдатушки

«Как бы, братцы, нам приняться, //

Смоленск город свободить, //

Смоленск город свободить, //

Неприятеля побить?»

«Уж и взговорит солдатам Волконский-князь:«Ох вы храбрые солдаты, государю верные, // государю верные, командиру послушные»


6. Слово учителя.

В период войны 1812 года появилось множество изображений казаков. Выполненные в лубочной манере, они символизировали удаль русского казака, его готовность и умение сражаться за Отечество. Множество карикатур на бегство Наполеона из России изображали казаков, которые легко и просто пленяли и разбивали противника: «Казак так петлей вокруг шей — французов удит как ершей», «Чем победил он врага своего? Нагайкою!» (раскрашенная гравюра И.И. Теребенева). Изображение казаков даже размерами превосходили французов, практически всегда противостояли в одиночку множеству врагов. Идеологическая подоплека этих карикатур очевидна: казак на службе Отечеству становится непобедимым, величественным и почитаемым соотечественниками. Этим как бы затемнялись периоды разгульной казачьей вольницы времен Пугачева, которые еще не совсем изгладились из памяти общества в первые годы нового столетия.


IV. Подведение итогов урока.


1.Чтение статьи учебника « Истории живые голоса», с.17-18, ч.1.

2.Письменно ответьте на вопрос: «Почему необходимо изучать исторические песни?» (Задание 6 рабочей тетради)

V. Домашнее задание.

1.Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы», с.30. ч.1

2.Подготовить выразительное чтение (художественный пересказ) фрагментов «Жития Сергия Радонежского», с.29-41.

3.Прочитать статью учебника, с.26-28, составить цитатный план рассказа о Сергии Радонежском по материалам статьи Л.М. Леонова «Слово о святом Сергии» 4.Подготовить пересказ статьи учебника «Для вас, любознательные», с.46.

5. Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение «искусствоведа» о картине М.В.Нестерова «Видение отроку Вафоломею»;

- подготовить сообщение о фрагменте покрова со святых мощей;

- подготовить сообщение «историка» о Куликовской битве, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!