Первые шаги по реализации ФГОС ОО: от идей к практике
Урок первый в системе уроков по теме «Умножение десятичных дробей»
5 класс
Этапы урока
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
Физкультминутка
6. Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности
1. Мотивация к учебной деятельности
Целевая установка
Результаты взаимодействия
- настроить учащихся на активную работу на уроке;
- включить учащихся в учебную деятельность;
- создать положительный эмоциональный настрой на урок.
(какие компетенции формировались)
Включение учащихся в учебную деятельность
Ценностно-смысловая
Личностная
2 мин
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Целевая установка
Результаты взаимодействия
(какие компетенции формировались)
Осознание потребности к построению нового способа действий
Учебно-познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов)
Коммуникативная
7 мин
3. Выявление места и причины затруднения
Целевая установка
Результаты взаимодействия
организация коммуникации, в ходе которой
(какие компетенции формировались)
- фиксируется затруднение;
- согласовывается цель урока
Принятие цели и задачи урока
Ценностно-смысловая
2 мин
4. Построение проекта выхода из затруднения
Целевая установка
Результаты взаимодействия
- найти алгоритм умножения десятичных дробей.
(какие компетенции формировались)
Восприятие алгоритма умножения десятичных дробей
Коммуникативная
7 мин
5. Реализация построенного проекта
Целевая установка
Результаты взаимодействия
- найти алгоритм выхода из затруднения
(какие компетенции формировались)
Принятие плана выхода из затруднения
Коммуникативная (создание алгоритма действия)
2 мин
Физкультминутка
Целевая установка
Результаты взаимодействия
- Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд
(какие компетенции формировались)
Коммуникативная
Личностная
Снятие усталости, утомления
1 мин
6. Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи)
Целевая установка
Результаты взаимодействия
- организовать усвоение учащимися нового знания с помощью коммуникативного взаимодействия;
(какие компетенции формировались)
Усвоение алгоритма умножения десятичных дробей
Коммуникативная
Учебно-познавательная
6 мин
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Целевая установка
Результаты взаимодействия
- организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях
(какие компетенции формировались)
Учебно-познавательная (анализ и преобразование по алгоритму)
регулятивная
7 мин
8. Включение в систему знаний и повторение
Целевая установка
Результаты взаимодействия
- учить применять знания в различных ситуациях;
(какие компетенции формировались)
Учебно-познавательная (анализ и преобразование по алгоритму)
- развивать гибкость использования знаний
Исследовательская
Регулятивная
Личностная
Коммуникативная
7 мин
Домашнее задание
Целевая установка
Результаты взаимодействия
- Инструктаж по выполнению домашнего задания
(какие компетенции формировались)
Коммуникативная
Информационная
Личностная
7 мин
9. Рефлексия учебной деятельности
Целевая установка
Результаты взаимодействия
- учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность
(какие компетенции формировались)
Коммуникативная
Информационная
Личностная
2 мин
Цели урока:
- Деятельностная цель урока : формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Умножение десятичных дробей» на основе метода рефлексивной самоорганизации.
- Образовательная цель : расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби» за счет включения в нее новых элементов: умножение десятичных дробей.
Задачи урока:
образовательные:
- ввести новые знания о правиле умножения десятичных дробей;
- выработать алгоритм умножения десятичных дробей;
- овладеть алгоритмом на уровне обязательной подготовки;
развивающие:
- развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ;
- развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;
воспитательные:
- развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.
Перечень универсальных учебных действий:
- личностные,
- коммуникативные,
- познавательные (общеучебные и логические),
- регулятивные.
Планируемые результаты:
уметь в реальной ситуации использовать произведение десятичных дробей;
уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;
применение знаний в различных ситуациях.
понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
контролировать свои действия в процессе выполнения;
обнаруживать и исправлять ошибки;
оценивать свои достижения;
формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.
развивать внимание, логическое мышление.
формировать учебную мотивацию;
уметь проводить самооценку;
понимать необходимость приобретения новых знаний;
уметь аргументировать свою точку зрения.
Знания, умения, навыки:
Учащиеся должны знать алгоритм умножения десятичных дробей и уметь умножать десятичные дроби.
Кроме того, учащиеся должны :
- ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- использовать различные языки математики (словесный, символический);
- свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию;
- использовать информационные источники, включая учебную литературу.
Применяемая технология:
технология деятельностного метода обучения
(автор Л.Г. Петерсон)
Методы организации работы:
- словесные методы (беседа, чтение),
- наглядные (демонстрация презентации),
- проблемно-поисковый,
- метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
- в парах постоянного состава;
- коллективная (фронтальная),
- индивидуальная.
Дидактическое обеспечение урока:
компьютер, проектор, экран, доска, тетрадь.
Необходимое оборудование и материалы:
- компьютерная презентация,
- интерактивный тренажёр «Умножение десятичных дробей»
- карточки с заданиями,
- карточки оценки работы на уроке,
- карточки с практическими заданиями по новой теме
Список учебной и дополнительной литературы:
- Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014
- Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили 1996 г.
- Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000…” Москва 2004 г.
- Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ “Школа 2100…”, 2002. – с.55-75.
- Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система “Школа 2000...”. М.: “Школа 2000”, – 2007 – 298с.
- Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: – 2008 – 68с.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
- Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.
- Сайт Центра Л.Г. Петерсон "Школа 2000..." : http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
- http://myschool37domen.ucoz.ru/1/1/zga_sistemno-dejatelnostnyj_podkhod_na_urokakh_mat.pdf
- http://ppt4web.ru/matematika/realizacija-dejatelnostnogo-podkhoda-na-urokakh-matematiki.html
- http://www.docme.ru/doc/195594/gotovimsya-k-uroku-fgos
- http:// easyen.ru/load/math/5_klass/interaktivnyj_trenazhjor_po_matematike_umnozhenie_desjatichnykh_drobej/36-1-0-9588
Спасибо за внимание
Угадайте секрет составления таблицы. Заполните пустые клетки. Если возникли затруднения, оставьте клетки пустыми .
2,2
8,3
3
6,6
0,9
4
4,23
1,5
7,5
6
15
1,8
2,2
3
12,3
Проверьте ответы
2,2
8,3
3
6,6
0,9
4
4,23
33,2
1,5
7,5
6
1,35
15
25,38
1,8
2,2
4,1
13,5
33
3
12,3
Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации
Нужно покрасить дверь в кабинете, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.
Подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать ,какое количество краски необходимо на одну дверь.
На 1м 2 требуется 100г краски
Рассчитаем расход краски .
2*1=2- площадь двери
100*2=200(г)=0,2кг- нужно краски
Высота двери 2,3м, а ширина 1,1м. Сколько нужно теперь краски при прежнем расходе на 1 ?
Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?
Перевести метры в дециметры
2,3м = 23дм; 1,1м = 11дм.
23дм *11дм = 253 = 2,53
100*2,53=253(г)= 0,253кг
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Выполните действия
а) 3,24 * 2, 6;
б) 8,5 * 0,59; в) 5, 027 *63, 21.
Проверьте ответы
а)3,24*2,6=8,424
б)8,5*0,59=5,015
в)5,017*63,21=317,75667
Выполните самостоятельную работу с помощью тренажёра
Выполните № 1403(а,б) из учебника в парах постоянного состава.
Каким способом вы решали?
Какие законы математики для этого применяли?
Решите № 1400; 1401(а).
Домашнее задание
п.36, № 1432(а – г); 1434.
Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.
«5» - все плюсы
«4» – минус встречается больше одного раза
Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью смайликов.
Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен. Спасибо!