СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конпект урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка. Работа предоставлена для всеобщего внимания

Просмотр содержимого документа
«План-конпект урока»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема урока: Правописание букв з и с на конце приставок

Тип урока: «открытие» нового знания

Вид урока: учебный практикум

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока.










№ п/п


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.

Организационный этап

-Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.











Запись даты в тетрадях

2.

































Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


























1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (употребление приставок с единообразным написанием). Упражнение 433.

2. Самостоятельная работа с новым материалом.

Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова необходимо сгруппировать (принцип группировки в слабом классе можно указать: с учётом собственных знаний о правописании приставок), вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «дырку», выделить приставки.

О…дать, ра…смотреть, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать.

Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись:

Отдать рассмотреть

Заправить разжигать

Вошёл бесконечно

Поддержать испугаться

Сделать безвкусный



Фронтальная беседа по вопросам:

- Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть?

- На какие группы разделили слова?

- Что объединяет приставки слов первого столбика?

- Что объединяет приставки слов второго столбика?

- Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили?







К доске выходит 1человек:

- задача – распределить слова по группам

- задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь























Проверка работы.

3.


Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.


- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы?

- Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать?

- Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры.

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать слова с приставками на –з, -с).

-Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить?

(1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.

2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)


-Давайте проверим, правы ли вы









Дети формулируют тему, цель и задачи урока











После ответа детей открывается доска с названием темы урока

Запись темы урока в тетради


4.


Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.



- Итак, что же нам предстоит выяснить?



Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.


Необходимо вспомнить правила работы в группах.

Для работы предлагается инструкция и текст.

- Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить?

Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря.

В результате выполнения работы должна получиться следующая запись:

разносится беспрерывно

низвергающейся рассыпается

вздрагивает бесчисленные

безмолвном растворяются

чрезмерно

производит

безоблачные


После демонстрации учащимися схематической записи правила учитель показывает схематический рисунок.


- В каких случаях на конце приставок пишется з-, а когда с-.


Работа в группах






Учащиеся перечисляют правила работы в группе:

- Получив задание, разберись в нем.

- Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.

- Определите, что вам понадобится в работе.

- Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

- Согласовывай свою работу с другими.

- Вместе работали - вместе обсуждаем.

Определение лексическо-

го значения слов

Выполнение заданий в тетрадях

Выделяют приставки.

Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например:

звон. согл.

з

гласный

с глух. согл.

5.

Первичное закрепление во внешней речи


- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (параграф 83).

Возвращаемся к «дыркам», оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок в словах второй колонки.







Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-.


6.

Промежуточная рефлексия



- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

- Давайте вспомним, какие согласные звонкие, какие – глухие.


- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?








Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания.


Самооценка






7.

Физкультминутка



8.

Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.

Выполнение тестового задания с помощью интерактивной доски.

  1. бе ..мерно

  2. и ..пользовать

  3. во..поминание

  4. ра ..жигать

  5. ни ..падать

  6. бе ..ценный

  7. бе…звездный

  8. в ..бираться

  9. бе..численные

  10. ра…смешить

Оцените свою деятельность:

+-уверен

?-сомневаюсь

- - трудно



Теперь оцените работу своего соседа

Записи в тетрадях











Самооценка







Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок

9.

Включение в систему знаний и повторение.


  1. Работа с индивидуальными заданиями (Приложение 1)

Задания:

- вставить подходящие по смыслу слова;

- что объединяет данные пословицы?

- объясните смысл последней пословицы


  1. Объяснительный словарный диктант:

Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, взлетела на сосну, бескрайние поля.


  1. Выполнение упр. 423. (Дополнительно)


Выполняют задания, отвечают на вопросы








Объясняют условия выбора орфограмм.

Работают над своей устной речью.

Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок»



Комментированное письмо

10.

Рефлексия.













- Какую цель мы поставили в начале урока? (

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- А кто не доволен?

Оценка работы класса












Самооценка

11.


Объяснение домашнего задания.


Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием

Записывают задания в дневники























Используемая литература

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2009.

  2. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

  3. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 2010.

  4. Канафьева А.В , В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.

  5. Костяева    Т. А.    Проверочные    и    контрольные    работы    по    русскому   языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.

  6. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2012.

  7. Авторы-составители: Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составительН.В. Егорова. –М.:ВАКО,2011.







































Приложение 1

Инструкция

  1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

  2. Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:

а) слова с приставками, оканчивающимися на З,

б) слова с приставками, оканчивающимися на С.

3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.

4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.

5. Графически обозначьте орфограмму.

6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.



Водопад.

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.

Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!