СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по русскому языку "Правописание и \ ы после приставок на согласный" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по русскому языку "Правописание и \ ы после приставок на согласный" (5 класс)»

План-конспект урока по русскому языку.

(Дворяков Александр)

Тема: Правописание и ы после приставок на согласный.

Цель урока: формирование навыка правильного написания слов с буквами и ы после приставок на согласный.

Задачи: 1) образовательные: сформировать представление о написании букв и ы; обеспечить закрепление понятия о разграничении гласных и согласных звуков, обнаружении и распознавании приставок;

2) развивающие: формировать умение видеть орфограмму, её опознавательные признаки, умение определить морфему, в которой находится орфограмма, умение развивать логическое мышление; тренировать умение выделять приставки в словах; развитие схематического мышления, зрительного внимания, памяти, словарного запаса, устной связной речи.

3) воспитательные: формировать ценностное отношение к языку; развивать интерес к изучению языка; воспитывать нравственные качества личности и способность к развитию абстрактного мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник по русскому языку 5 класса, 2 ч., раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и ручки. Проверили? А теперь по традиции мы послушаем три новых интересных слова, которые вы до этого не знали. За самое интересное слово, которое мы услышим, кто-то из вас получит бонус, если будет отвечать на уроке». Учитель вызывает троих учеников по списку случайным образом, выслушиваются слова, ставится условный бонус. (Презумпция, аддикция, лоббирование)



  1. Объявление темы и целей.

«Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – это правописание букв и ы после приставок на согласный. Мы научимся правильно определять, где и какую из этих букв нужно поставить, повторим тему гласных и согласных звуков и приставок. Нам нужно сегодня научиться видеть, какую из букв нужно правильно вставить в слово и закрепить это умение правилами. Давайте начнём».



  1. Опрос.



  1. Индивидуальные задания. «Но сначала мы должны повторить тему, которую мы рассматривали в прошлый раз. Мы изучали правописание букв з и с на конце приставок. Сейчас я раздам три карточки (Приложение 1), которые кто-то из вас выполнит на оценку. 1.Может, кто-то из вас желает выполнить задание?» (Отдаёт карточки при поднятии рук учащихся). Если руки не подняты: «итак, в таком случае посмотрим, кто же из вас давно не работал по карточкам». (Выдаёт карточки трём учащимся). 2. Вызывает учеников и отдаёт им карточки по списку случайным выбором. «Посмотрите, пожалуйста, всё ли вам понятно в задании. Если вопросов нет, можете выполнять.



2. Фронтальный опрос. А мы повторим то, что изучили на прошлом уроке. Я запишу на доске слова и буду задавать вопросы, кто знает на них ответ – тот поднимает руку. Итак:



(Записать на доске слова)



  • разгораться, растаять

  • вздрогнуть, всходить

  • бездонный, бескрайний

  1. Прочитайте слова.

  2. Есть ли в них приставки? Выделите их. (Приставки раз-, рас-, вз-, вс-, без-, бес-)

  3. Сравните пары слов, записанных в разных столбиках. Чем отличаются в них приставки? (На конце приставок первых слов согласный -з-, а вторых - -с-)

  4. Сравните произношение и написание конечной согласной в приставках. (Первые произносятся звонко, а вторые – глухо)

  5. Можете ли вы определить, от чего зависит выбор букв з или с на конце приставок? (Буква - -з- ставится перед гласными и звонкими согласными корня, а –с- - перед глухими согласными корня)

  6. Сделайте вывод. (нужно запомнить, что приставки с окончанием на звонкий звук пишутся перед корнем, начинающимся на звонкий звук или гласный, и приставки с окончанием на глухой звук пишутся перед корнем, начинающимся на глухой звук)


«Молодцы, вы справились с этим заданием. Те, кто выполняет задание по карточкам, скоро заканчивайте, пожалуйста».


3.Проверка домашнего задания. «А мы проверим домашнее задание. И проверять мы его будем по цепочке. Скажите: были ли у вас затруднения при выполнении домашнего задания? В таком случае, начинаем проверять». (Приложение 2) (Способ проверки – последовательный, по порядку расстановки парт в классе).



  1. Объяснение нового материала. «Итак, работающие с карточками, сдавайте свои работы, мы начинаем изучать новую тему. Она называется: Правописание и ы после приставок на согласный. Давайте прочитаем упражнение 106 на странице 46. (Несколько учеников читают слова из упражнения). (Приложение 3). Давайте выделим приставки в этих словах. Какие изменения мы замечаем в словах после того, как к ним присоединились эти приставки? ( Корневое и изменилось на ы). Какой вывод мы можем из этого сделать? (Корневая гласная и меняется на ы, если поставить приставку, которая заканчивается на согласный). А теперь давайте прочитаем правило на эту тему на странице 107. (Приложение 4). Что же нового мы узнали из этого правила? (В словах с приставкой «сверх» буква и после приставки сохраняется).



  1. Первичное закрепление материала на теоретическом уровне. Дети, давайте повторим правило. (После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо начальной буквы и корня согласно произношению пишется ы.)



  1. Вторичное закрепление материала. «Дети, теперь давайте выполним упражнение по этому правилу. Сделаем устно упражнение 107 на странице 47. Объясните написание этих слов. (Приложение 5). (Учащиеся отвечают по цепочке).



Хорошо, ребята, мы справились с этим заданием. Теперь перейдём к следующему заданию. Это упражнение 11 на странице 48. (Приложение 6) Один из вас сейчас пойдёт к доске его выполнять. И это будет…Сидоров. (Ученики пишут слова в тетради вслед за учеником у доски, объясняющим написание слов). Хорошо, Сидоров, садись. Я ставлю тебе (оценку).



  1. Физкультминутка. Итак, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкульт-минутку. Встаньте. Итак, покачайте головой, вправо, влево, вперёд, назад. Сделайте так три раза. Садитесь. Теперь потрите большие пальцы рук, это очень полезно. Потрясите руками, потому что они устали, от того, что вы столько пишете. Всё, хорошо, продолжим наше занятие.



  1. Продолжение закрепление материала.



Ребята, давайте сделаем ещё одно упражнение. Мы будем по цепочке читать слова и каждый будет комментировать их написание. Найдите упражнение 109, на странице 47. Вставьте недостающее слово в предложение и объясните, почему оно так пишется. Начинаем. (Приложение 7). Молодцы, ребята. Сейчас я раздам вам карточки, и вы попробуете выполнить задание самостоятельно, а после мы его проверим вместе. Итак, мы начинаем. (Приложение 8). Время вышло, давайте проверим, как вы выполнили задание. (Учитель вызывает для ответа учеников выборочно). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.



  1. Подведение итогов урока. Ребята, давайте подведём итог тому, что же мы сегодня узнали. (После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо начальной буквы и корня согласно произношению пишется ы, исключением может быть приставка «сверх»; нужно запомнить, что приставки, которые оканчиваются на звонкий звук, пишутся перед корнем, начинающимся на звонкий звук или гласный, и приставки, которые оканчиваются с окончанием на глухой звук, пишутся перед корнем, начинающимся на глухой звук)



  1. Домашнее задание. (заранее записать на доске). «Ребята, обратите внимание на доску. На ней записано домашнее задание. Откройте учебник на странице 48, упражнение 110. (Приложение 9) Всё ли вам понятно? Запишите задание в дневники. А ещё повторите правила, которые мы сегодня прошли. Звенит звонок, можете быть свободны. До свидания, ребята.















Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

4



Скачать

© 2020 5667 253

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!