СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект. Русский язык. 7 класс. Урок-игра «Наречие как самостоятельная часть речи. Словообразование наречий. Морфологический разбор наречий. Итоговое повторение».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока. Русский язык. 7 класс. Урок-игра«Наречие как самостоятельная часть речи. Словообразование наречий. Морфологический разбор наречий. Итоговое повторение».

К уроку сделана презентация, с помощью которой можно проверить ряд заданий.

Помимо презентации понадобится изображение старинного замка, двух стражников и 7-8 привидений.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект. Русский язык. 7 класс. Урок-игра «Наречие как самостоятельная часть речи. Словообразование наречий. Морфологический разбор наречий. Итоговое повторение».»

Аксёнова Е.Ю. – учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нахабинская гимназия №4»


План-конспект урока. Русский язык. 7 класс

Урок-игра

«Наречие как самостоятельная часть речи. Словообразование наречий. Морфологический разбор наречий. Итоговое повторение».

Цели:

Обучающие: закрепление навыков словообразовательного разбора, изучение морфологического разбора наречий, развитие орфографической памяти учащихся, расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку, формирование умения работать в группе.

Развивающие: развитие языкового кругозора учащихся за счёт знакомства с этимологией слова, обогащение речи за счёт использования наречий,  привитие любви к русскому слову.

Воспитывающие: расширение кругозора учащихся, воспитание интереса к предмету, самостоятельности, активности детей.

Оборудование: учебник «Русский язык. 7 класс» (под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, М., Дрофа, 2017), таблицы, карточки-этапы урока, слова для анализа, изображение замка, стражников, привидений (убирать приведений по одному, пока дети заняты работой, к концу урока не должно остаться ни одного).

Ход урока

  1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о наречии как самостоятельной части речи, выполним разные виды разборов, но попробуем это сделать не в традиционной, а в игровой форме.

У нас на доске изображен замок, охраняемый стражниками и приведениями. За воротами замка скрыты секреты правописания наречий. Сможем ли мы попасть туда – покажет наш урок.

На доске – этапы урока. В каком порядке мы будем работать – выбирать вам, но себе я позволю выбрать 1 этап. (Подойти и снять табличку «Повторение»)

  1. «Повторение»

Чтобы пойти к замку, мы должны убедить стражников в том, что готовы встретиться с орфограммами, спрятавшимися там. Думаем и отвечаем на вопросы, не забывая о доказательствах (примерах).

- Что обозначает наречие?

- На какие вопросы отвечает?

- Каковы морфологические признаки наречия?

-В чём главная особенность наречия?

- Какова синтаксическая роль наречия?

- Что вы знаете о словах категории состояния?

- Что можно определить по вопросу, заданному к наречию?

- Что вы знаете о степени сравнения наречия?

С повторением мы справились. Посмотрим, как будут обстоять дела на практике. Выбираем следующий этап (последний из отвечающих выбирает и снимает этап, а учитель проводит урок в выбранном детьми порядке).

  1. «Закрепляем»

На доске слова:

неохотно, роскошно, отчетливо, еле-еле, издавна, отчасти, утром, направо, вблизи, полусидя, нежданно-негаданно, вчетвером, в-третьих, когда-то.

Определите способ словообразования наречий (с записью в тетради). Проверяем.

Молодцы! Справились. Идём дальше, ведь замок всё ближе, а приведений всё меньше.

  1. «Новое»

Целью нашего урока является знакомство с морфологическим разбором наречия.

Вспомним, из каких этапов состоит морфологический разбор самостоятельной части речи.(1. Часть речи, общее значение (через вопрос). 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая роль.)

Что мы знаем о наречии?

  1. Обозначает признак действия (вопрос задается от глагола), признак признака (от прилагательного, причастия, наречия), признак предмета (от существительного).

  2. Главный морфологический признак наречия – неизменяемость, т.е. наречие НЕ склоняется, НЕ спрягается и НЕ изменяется по родам. Может иметь степень сравнения.

  3. В предложении является обстоятельством, реже – определением.

Запишем предложение, выполним разборы.

Стражники грозно стерегут ворота замка, охраняя тайны, скрытые внутри4 (повеств., невоскл., простое, двусост., полное, распр., осложнено обособленным обстоят. и опред.).

Не забудем надписать части речи и составить схему.

Наречия разберем.

грозно3 – наречие

  1. Стерегут (как?) грозно – признак действия.

  2. Неизмен., образа действия

  3. Стерегут (как?) грозно

внутри3 – наречие

  1. Скрытые (где?) внутри – признак признака.

  2. Неизмен., места.

  3. Стерегут (где?) внутри


Составьте предложения с наречиями, выполните их морфологический разбор (двое работают у доски)

1 вариант: медленно, завтра

2 вариант: быстро, направо.

Выбираем этап.

  1. «Словарь»

Мы уже не раз говорили о том, что наречие – удивительная часть речи. Огромное количество этих слов обязано своим происхождением (этимологией) именам существительным, давно исчезнувшим из языка или же сохранившимся в диалектах.

Сведения из истории происхождения таких наречий всегда полезны, потому что помогают не только лучше понять значение этих слов, но и быстро запомнить написание, а иначе, как мы попадем в замок?

У Насти (индивидуальное задание дается накануне урока) было задание поработать с этимологическим словарем. Послушаем, что она нашла.

Слова записываем в словарь.

Навзрыд – иск. От взрыд (ср. взрыдать, зарыдать)

Вдогонку – от догонка – «окончание гонки, погони»

Навзничь и ничком - произошли от одного слова - "ничь" или "никъ" (ником - лицом вниз). У них одинаковый корень - НИЧЬ-. Но вот значение абсолютно противоположное.

Навзничь означает, что человек упал на спину лицом вверх.

Ничком - наоборот, лёг или упал лицом вниз.

Взаперти – от заперть (ср. запереть)

Вопреки - от прек – «препятствие, запрет»

Дотла – иск. До- + тьло – «почва, пол, основание»

Набекрень – иск. На + бекрень – «бок»

Исподтишка – искон. Из-под тишка, от тишок – «тишина, спокойствие»; первоначально «тихонько», после «скрытно».

Наверняка – от верняка (верный, вера, верить)

Воочию – искон. «в глазах» от очи.



Наречия Л.Успенский (известный лингвист) назвал «живые ископаемые», он писал:

«Список русских наречий полон обломков далёкого прошлого. Он напоминает, пожалуй, те каменные породы, в которых то целиком, то в виде кусков хранились от давних эпох окаменелые останки древних животных и растений».

А еще мне очень нравится выражение о наречиях «осколки бывших слов»…


  1. «Поиграем»

Мы часто на уроках говорим о правильности речи. Ребята подготовили нам инсценировку стихотворения Юрия Благова. Послушаем и сделаем выводы.

Тонкость выражений
Я в автобусе стоял, вдруг на повороте 
Кто-то сзади мне сказал: 
- Вы сейчас встаёте?.. 
Нам к ответу бы призвать этого героя:
«Объясни, как может «встать» тот, кто едет стоя?»
Но автобус не привык видеть суть ошибок,
Да к тому же наш язык беспредельно гибок,
И стараются в пути дяди или тёти
Всех стоящих впереди спрашивать:

— « Встаёте?..»

Двух гражданок городских слушал я при встрече.
Заурядные у них обороты речи, 
Никаких таких примет, только многократно 
Там, где надо, там, где нет, слышится «обратно»:
- Главк, обратно, ордер дал нашему соседу.
- А у нас большой скандал был, обратно, в среду…

Я, бодрясь по мере сил, у врача в передней 
Ожидающих спросил:
- Кто из вас последний? 
И сейчас же был ответ выдан громогласно:
- В наши дни последних нет. 
Я здесь - крайний... Ясно? – 
Так сострил какой-то бас, и не без успеха. 
Ожидающие враз взвизгнули от смеха. 
Но сказал я в свой черёд со злорадством тайным:
- Хорошо смеётся тот, кто смеётся... крайним!

Запомните!

  1. Из автобуса, трамвая, вагона - выходят.

  2. У нас есть наречия опять, снова, в этом значении слово «обратно» не употребляется.

  3. В очереди бывает последний, а не крайний, т.к. у очереди есть начало и конец.

А теперь, пользуясь этими сведениями, найдите речевую ошибку и запишите в тетради исправленный вариант.

Таня, ты обратно меня не слушаешь?

Я думаю, стражники учтут наши знания и пропустят нас дальше.

Как вам кажется, кто лучше всех читал стихотворение? (след. этап)

  1. «Это интересно»

Ученые отмечают, что наречий образа действия и меры и степени примерно 6 тысяч, число их активно пополняется, а остальные смысловые группы наречий включают немногим более 260 слов, и число их почти не растет.

Меньше всего наречий причины и цели (до 10 слов).

Мы с вами знаем 6 смысловых групп наречий, а для того, чтобы путь к замку стал чуть-чуть короче, продемонстрируем умение различать их стражникам.

6 вариантов – 6 смысловых групп.

Я читаю группу слов два раза, выбираете свое слово, записываете в тетрадь.

Завтра, сгоряча, очень, напоказ, вдалеке, хорошо,

поневоле, немного, дружески, рано, назло, вблизи,

сдуру, вдоволь, нарочно, неряшливо, всегда, здесь,

вдвое, быстро, далеко, тотчас, сослепу, умышленно,

долго, потому, слегка, специально, легко, рядом.

Проверяем, и в следующий этап – замок уже близко.

Образа и способа действия

1

Времени

2

Места

3

Причины

4

Меры и степени

5

Цели

6

хорошо

дружески

неряшливо

быстро

легко

завтра

рано

всегда

тотчас

долго

вдалеке

вблизи

здесь

далеко

рядом

сгоряча

поневоле

сдуру

сослепу

потому

очень немного

вдоволь

вдвое

слегка

напоказ

назло

нарочно

умышленно

специально


  1. «Соревнование»

  1. «Кто больше?»

Составить синонимический ряд к слову.

1ряд. Тщетно - напрасно, бесполезно, бесплодно, безуспешно, безрезультатно, впустую, зря, попусту, понапрасну…

2 ряд. Величественно – торжественно, пышно, красиво, величаво, царственно, грандиозно, монументально, великолепно, роскошно, изумительно…

3ряд. Немедленно – незамедлительно, мгновенно, тотчас, тут же, сразу, сейчас, срочно, сиюминутно, немедля, спешно, безотлагательно, экстренно…

  1. На пути к замку встречаются и трудности. Запишите предложения:

Небо сегодня ясно.

В бинокль я ясно вижу маленькую яхту.

Зимой в лесу все неподвижно.

Неподвижно стоят кругом тёмные деревья.

Кто первый объяснит, чем различаются одинаковые слова в этих предложениях? (разные части речи)

Кто первый назовет правильное количество наречий? (пять)

  1. «Найди лишнее»(может быть несколько вариантов ответов)

  1. Издалека, далеко, удалиться, вдалеке.

  2. Обкручивать, обкатывать, общаться, объяснить.

  3. Находиться справа. Дом справа. Виднеется справа.

Молодцы! А теперь – следующий этап.


  1. «Сложное»

Нелегок путь к замку. На пути у нас наречия, которые необходимо разобрать по составу. За работу! (2 у доски, по 3 слова)

шир-ок-о жг-уч-е

в- разн-о-бой в-про-голодь

на-от-машь из-дал-ек-а

Не забываем: окончания нет и не может быть, как и у деепричастия.


Составить предложения с данными сопоставляемыми словами.

На зло – назло

На бок – набок

К верху – кверху

На встречу – навстречу

В тайне –втайне

В пустую – впустую

Во время – вовремя.


  1. Подводим итоги. Вот мы и добрались до ворот замка. Привидения уже не кружат вокруг. Стражники охраняют вход, но нас готовы пропустить за ворота. Впереди - множество открытий, нам предстоит трудная работа – научиться писать наречия правильно. А сегодняшний урок подошел к концу.

  2. Оценки. Д/з.


Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ «Нахабинская гимназия №4» Аксёновой Е.Ю.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!