ТЕМА: СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.
Фильтрующий противогаз, его назначение, устройство и правила пользования им.
Цель.
Научить учащихся правильно подбирать противогаз, подготавливать к надеванию, пользоваться им и убедить их в эффективности его защиты от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств.
Учебные вопросы.
1. Назначение и устройство общевойскового противогаза и особенности устройства, гражданских противогазов.
2. Подбор и подгонка шлема-маски, маски.
3. Проверка исправности, сборка, укладка и правила ношения противогаза. 4 Правила пользования исправным и неисправным противогазами.
Время. 45 мин.
Место. Кабинет ОБЖ. Метод.
Рассказ с показом приемов пользования противогазом и отработка с учащимися этих приемов.
Материальное обеспечение.
Общевойсковой противогаз —1— 2 шт., гражданские противогазы ГП-5, ГП-4У или ПДФ-Ш — по числу учащихся, макет противогаза в разрезе, учебный кинофильм «Индивидуальные средства защиты и правила пользования ими», таблица для определения ростов шлема-маски, маски противогаза.
Порядок проведения занятия и методические советы.
Во внеурочное время руководитель занятия подготавливает несколько помощников из числа учащихся — отрабатывает с ними приемы пользования средствам и индивидуальной защиты.
Вводная часть — 2 мин. Руководитель занятия в порядке повторения пройденного материала кратко напоминает учащимся о воздействии на организм человека радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств и подчеркивает, что основным средством индивидуальной защиты от них являются противогазы, респираторы, противопыльная тканевая маска, ватно-марлевая повязка и средства защиты кожи (защитная одежда, подручные средства защиты кожи). Фильтрующие противогазы
являются основным средством защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
1-й учебный вопрос - 7 мин. Отработка этого учебного вопроса начинается с беседы, в ходе которой руководитель занятия подчеркивает важность изучения нового учебного материала, перечисляет средства индивидуальной защиты.
В ходе беседы перед учащимися могут быть поставлены вопросы для повторения материала, изученного ранее: для чего служат и как устроены противогазы ГП-4У и ГП-5? Как подбирается рост шлема-маски, маски противогаза? Каковы правила пользования противогазом? И т. д.
После этого руководитель занятия излагает устройство обще войскового противогаза и особенности устройства гражданских противогазов (ГП-4У, ГП-5, ПДФ-Ш).
Внутреннее устройство фильтрующе-поглощающей коробки надо показывать на макете противогаза в разрезе. Следует подчеркнуть учащимся, что создателем фильтрующего противогаза был русский ученый, профессор Зелинский Н. Д., и кратко остановиться на истории изобретения и развития этого средства защиты.
2-й учебный вопрос — 8 мин. Этот учебный вопрос отрабатывается с использованием таблиц по гражданской обороне. На этих таблицах показан порядок определения размеров головы и лица для подбора нужного роста шлема-маски, маски противогаза. Учащиеся должны уметь самостоятельно определять нужный им рост шлема-маски (отработка норматива «Определение роста шлема-маски и подготовка противогаза к работе») для общевойскового противогаза, ГП-5, маски для ГП-4У. Помощники руководителя занятий контролируют работу учащихся и оказывают им необходимую помощь в отработке указанного норматива.
3-й учебный вопрос — 10 мин. Этот вопрос отрабатывается практически: руководитель занятия показывает порядок подготовки противогаза к применению, а учащиеся, пользуясь своими противогазами, протирают шлем-маску (маску) чистой влажной тряпкой или дезинфицируют, проверяют исправность, герметичность противогаза, производят сборку и укладку его. Помощники руководителя занятий проверяют работу учащихся, оказывают им практическую помощь.
4-й учебный вопрос — 13 мин. Учебный материал этого вопроса целесообразно отработать методом рассказа и показа. Вначале необходимо разъяснить учащимся порядок надевания и снятия противогаза и одновременно в замедленном темпе показывать эти действия на одном из учащихся. После этого надо показать порядок надевания и снятия противогаза в быстром темпе. Учащиеся одновременно с преподавателем надевают свои противогазы. Затем по команде руководителя занятий учащиеся несколько раз надевают и снимают противогазы, сначала в медленном темпе, потом быстрее, добиваясь отработки норматива «Надевание фильтрующего противогаза».
После отработки этого норматива необходимо рассказать и показать учащимся, как пользоваться противогазом при неисправности соединительной трубки, фильтрующе-поглощающей коробки, шлема-маски (маски), и на одном из учащихся показать выполнение норматива «Надевание противогаза на пораженно го». Учащиеся под руководством преподавателя и его помощника отрабатывают этот норматив согласно требованиям Программы всеобщего обязательного минимума знаний населения по защите от оружия массового поражения.
В заключение занятия показывается учащимся части фрагмент учебного кинофильма «Индивидуальные средства защиты и правила пользований ими».
Заключительная часть —5 мин. С учащимися разобрать следующие вопросы: 1. для чего предназначены средства индивидуальной защиты? 2. Перечислите средства защиты органов дыхания и кожи.
3. Как подобрать нужный рост маски (шлема-маски) противогаза?
Как правильно надеть противогаз?