СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект внеклассного занятия. «Киберугрозы: основные методы защиты» ( курсы ЦОС, Иннополис, сфера 6.1)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час безопасность в Интернете.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеклассного занятия. «Киберугрозы: основные методы защиты» ( курсы ЦОС, Иннополис, сфера 6.1)»

План-конспект внеклассного занятия.

«Киберугрозы: основные методы защиты»

Учитель: Коновалова Ирина Борисовна, учитель математики и информатики,

МБОУ «Колыванская СОШ № 1»

Класс: 8, общеобразовательной школы.

Форма проведения: Комбинированное занятие; беседа с использованием презентации и видеофильмов, ученикам предварительно дано задание рассказать о вирусах, спам, фишинг Как можно защитить свой компьютер от угроз.


Цель: формирование представления об информационной безопасности и привитие навыков ответственного и безопасного поведения обучающихся путем привития им навыков ответственного поведения в среде Интернета.

Задачи:

Обучающие: познакомить с понятием информационной безопасности;

рассмотреть различные угрозы информационной безопасности.

Развивающие задачи: совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог;

определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности.

Воспитательные задачи: воспитывать ответственность за свои действия и информационную культуру личности.

Планируемые результаты: Предметные - сформировать представление о киберугрозах, развивать умение предотвратить их, формировать навык защиты от киберугроз.

Личностные - понимать социальную, общекультурную роль в жизни современного человека навыков ответственного и безопасного поведения в среде Интернет.

Метапредметные - формировать умения и навыки безопасного использования средств информационных и коммуникационных технологий, развитие и обеспечение информационной грамотности.

Необходимое оборудование и программное обеспечение: Экран, мультимедийный проектор, компьютер с возможностью выхода в интернет. 

Ход занятия с кратким описанием этапов и деятельности учащихся и учителя на каждом из них.

п/п

Длительность

Этап выполнения задания, разработки 

Деятельность учителя

Цифровые ресурсы

Деятельность учащихся

1

1-2 мин

Организационный этап


Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.


Ребята настраиваются на занятие.

2

5-7 мин

Мотивационный этап (определение темы и цели занятия)

Перед тем как нам двигаться дальше предлагаю послушать, подумать и дать правильный ответ.

Он знает всё и даже больше,
И к нам на помощь поспешит.
Любой вопрос, пусть очень сложный,
Мгновенно с лёгкостью решит.
Плетёт свою он паутину,
Хотя, по сути, не паук.
Он видит всё. Вы догадались?
А, ну-ка, что это за друг? (
Интернет)

Занятие начинается показом социального видеоролика «Безопасный интернет - детям!».


Тема:

Цель: - познакомиться







- научиться





















https://www.youtube.com/watch?v=TSQN-dMehFA
















Обучающиеся разгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя и определяют тему занятия и цель занятия.



- «Безопасность в Интернете» или «Угрозы в интернете, защита от угроз»

С безопасным поведением в Интернете.


Научиться правилам безопасного поведения и общения в интернете.

3

20-23 мин

Деятельностный этап

Мы живем в век информационных технологий, достаточно много времени проводим в сети в поисках информации, готовясь к занятиям, или просто отдыхая. Мы общаемся с друзьями, участвуем в дискуссиях, обсуждаем новости, оставляем комментарии, выкладываем фотографии. Очень важно научиться правильно вести себя в сети Интернет, знать правила безопасности и этичного поведения. Сегодня мы с вами об этом и поговорим.

Жизненно важной для общества становится

проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.

Информационная безопасность – совокупность мер по защите информационной среды общества и человека.

Какие воздействия могут нанести ущерб информации или владельцу, то есть что

представляет угрозу информационной безопасности?

Информационная безопасность - это защищенность информации от любых

случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации или ее владельцам

Посмотрим, как рассказывают сотрудники лаборатории Касперский

А сейчас посмотрим, что пишут о киберугрозах на Образовариуме (образовательный сетевой ресурс).

Компьютерный вирус - это небольшая программа способная к саморазмножению и выполнению разных деструктивных действий. Вирусы действуют только программным путем. Они, как правило, присоединяются к файлу или проникают в тело файла. В этом случае говорят, что файл заражен вирусом. Вирус попадает в компьютер только вместе с зараженным файлом. Для активизации вируса нужно загрузить зараженный файл, и только после этого, вирус начинает действовать самостоятельно. Некоторые вирусы во время запуска зараженного файла становятся резидентными (постоянно находятся в оперативной памяти компьютера) и могут заражать другие загружаемые файлы и программы. Другая разновидность вирусов сразу после активизации может быть причиной серьезных повреждений, например, форматировать жесткий диск. Действие вирусов может проявляться по разному: от разных визуальных эффектов, мешающих работать, до полной потери информации. Спам – это массовая рассылка на большое число адресов, содержащие рекламу или коммерческое предложение.

Фишинг - это обман пользователя с целью получения его личных данных, таких как логин, пароль, номер телефона или банковской карты. 

Уязвимость программного обеспечения - это код, который выполняет правильные действия с точки зрения требуемого функционала, но его исполнение имеет побочный эффект, о наличии которого программист зачастую может не знать.

Кто расскажет, как защитить себя от спама и фишинга?

Советы от команды экспертов «Лаборатории Касперского»Заведите себе несколько адресов электронной почты .

Лучше всего иметь по крайней мере два адреса электронной почты.

Личный адрес электронной почты.

Этот адрес должен использоваться только для личной корреспонденции.


- А Как не испортить себе настроение при общении в сети?

- А как защитить себя о грубости в интернете?

- Если вы замечаете, что вам грубят, провоцируют на ссору или намеренно злят, самым верным решением будет немедленно закончить разговор или игнорировать сообщения данного пользователя на форуме/сайте. Не доставить грубияну удовольствия видеть ваш гнев или обиду будет лучшим наказанием для него, ибо его цель не достигнута.

- Ребята представьте ситуацию. Вы в сети, на форуме обсуждаете определенную интересующую вас тему, вдруг на ваши добропорядочные комментарии обрушивается с грубостью оппонент. Ваши действия?.















- Несколько советов, для преодоления этой проблемы:

1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство.

2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности.

3. Храни подтверждения фактов нападений.

4. Игнорируй единичный негатив

5. Блокируй агрессоров.

6. Не стоит реагировать на агрессивные сообщения



А сейчас я вам напомню пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете (от Центра безопасности компании Microsoft)

1.Защитите свой компьютер

2. Постоянно обновляйте все программное обеспечение (включая веб-браузер)

3. Установите законное антивирусное программное обеспечение

4. Брандмауэр должен быть всегда включен.

5. Установите на беспроводном маршрутизаторе защиту с помощью пароля.


-И не забывайте. Всегда проверяйте флеш-накопители (или USB-накопители)

-Не переходите по ссылкам и не нажимайте кнопки во всплывающих сообщениях, которые кажутся подозрительными.

-Обеспечьте защиту секретной личной информации

-Никогда не отвечайте на просьбы прислать деньги от «членов семьи», на сообщения о розыгрышах лотереи, в которых вы не участвовали, или другие мошеннические сообщения.

-Используйте надежные пароли и храните их в секрете. Придумайте пароли, представляющие собой длинные фразы или предложения и содержащие сочетание строчных, прописных букв, цифр и символов. -

-Используйте на разных сайтах разные пароли.

-Позаботьтесь о своей безопасности и репутации в Интернете

- Более безопасное использование социальных сетей

Никогда не публикуйте информацию, которую вы не хотели бы видеть на доске объявлений.

- Периодически анализируйте, кто имеет доступ к вашим страницам, а также просматривайте информацию, которую эти пользователи публикуют о вас. Настройте список пользователей, которые могут просматривать ваш профиль или фотографии. Подходите избирательно к предложениям дружбы




























































https://youtu.be/Ik3KAwULJ8o






https://marketplace.obr.nd.ru/lesson/0c506179-695f-bc36-ceb3-8d72e41581a2/module/2/page/1


Активное слушание учениками класса.



























Учащиеся делают свои предположения и определяются 5 направлений:

  1. Вирусы;

  2. Трояны;

  3. Фишинг;

  4. Спам;

  5. Хакерство

Ребята активно слушают, добавляют информацию по данным вопросам, приготовленную дома.





Вирусы скрытно проникают в компьютерные системы, и без эффективной защиты бороться с ними невозможно. Чтобы вирусы проникли в компьютер, достаточно всего лишь открыть вложение в электронном письме (при этом совершенно не обязательно, чтобы письмо было отправлено неизвестным адресатом, хорошо известный компаньон также может прислать вирус, если

ранее его компьютер был заражен). Некоторым вирусам достаточно уже того, что компьютер просто подключен к локальной сети, к которой подключен и зараженный компьютер. Для распространения значительного числа вирусов используют съемные накопители информации (флешки, мобильные жесткие диски и оптические носители). Вирусы могут нарушить работоспособность компьютеров и программ, уничтожить файлы.

Спам — это электронный эквивалент бумажной рекламы, которую бросают в ваш почтовый ящик. Однако спам не просто надоедает и раздражает. Он опасен, особенно если является частью фишинга. Во время чтения электронной почты или просмотра страниц в Интернете следует помнить про мошенников, которые стремятся похитить ваши личные данные или деньги, а, как правило, и то, и другое. Такие мошеннические действия или схемы называются «фишингом» (от английского слова «fish», что означает «рыба» или «рыбачить»), так как их цель – «выудить» у вас ваши персональные данные.

Спам в огромных количествах рассылается по электронной почте спамерами и киберпреступниками












Существует в Интернете особая категория пользователей, с которой лучше никогда не встречаться. Это так называемые сетевые хамы и форумные тролли, развлекающиеся провокациями своих собеседников в Интернете. Зачем они это делают? Чтобы получить удовольствие от негативной реакции других людей. Такие пользователи преднамеренно идут на конфликт и доводят собеседника до нервного срыва, который может выплеснуться в онлайн. Чаще всего этим занимаются люди с комплексами неполноценности, которых обижают в реальной жизни – и потому они пытаются отыграться в Интернете. Анонимность в Сети позволяет им представлять себя совершенно другими и – главное – быть уверенными в своей безнаказанности, поэтому они пишут и делают такие вещи, которые в реальной жизни никогда бы не рискнули сотворить в присутствии оппонента. По причине как неизвестности, так и недосягаемости, «травить», оскорблять и провоцировать людей, кажется им забавным занятием. Встретить сетевых хамов можно в любом уголке Интернета: в чатах, в аське, в социальных сетях, на сайтах знакомств, на форумах и по электронной почте. Необходимо уметь отличать их от нормальных собеседников, дабы не тратить время и нервы впустую. (ответы учащихся)











Ребята делают памятки, записи советов.

4

Итогово-рефлексивный этап.

8-10 мин

Синквейн.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Ребята, большое спасибо вам за интересную и важную информацию. Я уверена, что вы стали более грамотными в вопросах безопасности, и ваше путешествие по сети будет приносить вам пользу и радость познания в процессе обучения и вашем дальнейшем интеллектуальном развитии. Удачи Вам!


Ребята делятся на группы, составляют свой синквейн по примерам на слайде. Зачитывают свои синквейн – сочинения.

Используемые материалы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=TSQN-dMehFA

  2. https://youtu.be/Ik3KAwULJ8o

  3. https://marketplace.obr.nd.ru/lesson/0c506179-695f-bc36-ceb3-8d72e41581a2/module/2/page/1

Комментарий преподавателя: Присланная работа отвечает основным требованиям к конспекту: прописаны цели и  задачи обучения,  имеется описание хода урока, подобрана презентация.

К недостаткам работы можно отнести высокий уровень цитирования открытых источников в сети Интернет и малое количество активизирующих заданий для обучающихся на занятии: для закрепления полученных знаний стоит уделить дополнительное внимание практическим заданиям.

В целом работа демонстрирует хороший уровень освоения материала курса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!