СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Наклонения глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе на тему "Наклонения глагола".

УМК по русскому языку под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютерная презентация, карточки с текстом стихотворения «Лентяйка» В. Звягиной

Время реализации занятия: 1 (один) урок

Задачи занятия:

образовательные:  формирование представления о наклонениях глагола, умения их различать и употреблять в речи;

развивающие:  развитие образного и логического мышления и речи; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, обобщения;

воспитательные: воспитание внимательного отношения к слову и его употреблению; развитие интереса к русскому языку.

 

Просмотр содержимого документа
«Наклонения глагола»

Автор: Танктырова Е.Н.

Образовательное учреждение: МБОУ «БЦСОШ №2 имени М.В.Хонинова»

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема: Наклонения глагола

Учебно-методическое обеспечение: УМК по русскому языку под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютерная презентация, карточки с текстом стихотворения «Лентяйка» В. Звягиной

Время реализации занятия: 1 (один) урок

Задачи занятия:

образовательные: формирование представления о наклонениях глагола, умения их различать и употреблять в речи;

развивающие: развитие образного и логического мышления и речи; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, обобщения;

воспитательные: воспитание внимательного отношения к слову и его употреблению; развитие интереса к русскому языку.

План занятия:

1. Оргмомент. Мобилизация внимания учащихся, создание мотивации к действиям на уроке.

2. Подготовка к изучению новой темы. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала.

3. Объяснение нового материала на материале лингвистической сказки.

4. Первичное закрепление знаний. Ответы на вопросы, комментированное письмо.

5. Наблюдение над языковым материалом на материале сказки.

6. Дальнейшая работа по закреплению.

7. Применение новых знаний. Конструирование предложений, работа в парах.

8. Наблюдение над языковым материалом на материале сказки.

9. Закрепление нового материала. Распределительное письмо. Повторение орфографии.

10. Обобщение приобретённых знаний. Самостоятельная работа.

11. Подведение итогов урока. Устное повторение правила.

12. Задание на дом.














Сказка о наклонениях глагола


В некотором царстве, а точнее – в Глагольном государстве жил-был царь. Жил царь Глагол в вечных заботах и хлопотах, ни минуты не проводил впустую. Устал царь-батюшка от тяжёлых правительственных дел и решил отдохнуть, пойти в отпуск да отправиться в путешествие по необъятному Русскоязычному государству. Однако кого же вместо себя во главе царства оставить?

Было у царя Глагола три дочери, три Наклонения: Условное, Повелительное и Изъявительное. Все три – красавицы, умницы. Долго думал царь-отец и решил дать каждой из них по одному дню на правление Глагольным царством и посмотреть, которая из них с делами лучше справится.

В первый день на царском престоле оказалась старшая дочь, Условное Наклонение. Всем хороша царская дочь: и лицом бела, и поступь у неё легка, но излишне девушка робка и нерешительна. Всегда рядом с ней верная нянюшка, частица БЫ, без которой царевна шагу ступить не может. Поэтому иногда называют Условное Наклонение Сослагательным (т.к. сослагается или сочетается глагольная форма с частицей «бы»). Но царевна держит нянюшку на расстоянии, близко к себе не подпускает: то вперёд себя отправит, то за собой следом идти накажет. Условное Наклонение – царевна мечтательная, а фантазии её далеки от действительности и со временем не связаны. Говорит она о действиях желаемых или возможных при определённых условиях. Сидит Условное Наклонение и молвит задумчиво: «Вот чудно было бы, если бы вокруг расцвели сады райские, в которых росли бы яблочки молодильные да пели бы птицы дивные». Так мечтала царская дочь целый день, а дела-то от этого не делались.

На другой день царством правила вторая царевна, Повелительное Наклонение. У неё походка чинная, осанка важная, да вот беда – заносчива оказалась царевна и своенравна. Сама трудиться не любила, а потому других заставляла: «Сделай то, выполни это. Здесь амбар постройте, а там окна помойте». С реальностью царевна не дружила, на время внимания не обращала, а потому побуждала к тем действиям, которые кто-то когда-нибудь должен выполнить. Была она горда и требовательна, хитра и изобретательна. Умела царевна Наклонение Повелительное не только приказывать, но и призывать, а иногда и просить, лишь бы ей повиновались да волю её исполняли. Так целый день распоряжалась царская дочь, а жители Глагольного царства-государства, приказы её исполняя, из стороны в сторону метались. Да только работы от этого меньше не становилось.

На третий день пришла очередь младшей дочери. Наклонение Изъявительное реально существует в каждом из глагольных времён: и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем. Эта царевна слов на ветер не бросает, о несбыточном не мечтает, впустую приказы не раздаёт, своей работой другим пример подаёт. Встала царская дочь чуть свет, коровушек подоила, курочек покормила, грядки прополола, воды наносила. Глядя на работящую царевну, народ трудится, сено косит, пшеницу жнёт, не скучает и не куксится. До вечера ещё далеко, Наклонение Изъявительное пирогов напечёт, холстов наткёт, грибов-ягод соберёт да их царю-батюшке к столу принесёт. Так младшая царевна весь день в работе провела.

Собрал царь Глагол дочерей и говорит: «Каждая из вас по-своему хороша. Вот моё решение: пусть одна из вас мечты светлые высказывает, другая – народ к работе призывает, а третья – задуманное осуществляет, сказку в жизнь воплощает».

С тех пор наклонения глагола живут дружно. Условное наклонение обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Повелительное наклонение выражает волю говорящего – просьбу, приказание, побуждение к действию. Глаголы в форме условного или повелительного наклонения не изменяются по временам. Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Майкова Дарья

Корнеева Анастасия

Корожакова Мария

6 класс (2007год)






Ход занятия:

  1. Оргмомент.


Мы продолжаем путешествие по Глагольному царству. Вспомните, какие морфологические признаки характерны только для глагола. (Вид, переходность, залог, спряжение.)

(Запись даты и темы урока)


  1. Подготовка к изучению новой темы.


Выпишите глаголы из отрывка стихотворения А. Яшина «После дождя». Укажите их морфологические признаки: вид, переходность, время. У глаголов в формах настоящего и будущего времени определите спряжение. Назовите возвратные глаголы.

Дождик прошёл по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку — она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся.


  1. Объяснение нового материала.


Сегодня на уроке вы узнаете о новой глагольной категории – о наклонении.

Наклонение глагола выражает отношение действия к реальности. Но об этом нам поведает сказка. Внимательно прослушайте сказку и ответьте на вопросы.

В некотором царстве, а точнее – в Глагольном государстве жил-был царь. Жил царь Глагол в вечных заботах и хлопотах, ни минуты не проводил впустую. Устал царь-батюшка от тяжёлых правительственных дел и решил отдохнуть, пойти в отпуск да отправиться в путешествие по необъятному Русскоязычному государству. Однако кого же вместо себя во главе царства оставить?

Было у царя Глагола три дочери, три Наклонения: Условное, Повелительное и Изъявительное. Все три – красавицы, умницы. Долго думал царь-отец и решил дать каждой из них по одному дню на правление Глагольным царством и посмотреть, которая из них с делами лучше справится.


Сколько наклонений у глагола? Назовите их.


В первый день на царском престоле оказалась старшая дочь, Условное Наклонение. Всем хороша царская дочь: и лицом бела, и поступь у неё легка, но излишне девушка робка и нерешительна. Всегда рядом с ней верная нянюшка, частица БЫ, без которой царевна шагу ступить не может. Поэтому иногда называют Условное Наклонение Сослагательным (т.к. сослагается или сочетается глагольная форма с частицей «бы»). Но царевна держит нянюшку на расстоянии, близко к себе не подпускает: то вперёд себя отправит, то за собой следом идти накажет. Условное Наклонение – царевна мечтательная, а фантазии её далеки от действительности и со временем не связаны. Говорит она о действиях желаемых или возможных при определённых условиях. Сидит Условное Наклонение и молвит задумчиво: «Вот чудно было бы, если бы вокруг расцвели сады райские, в которых росли бы яблочки молодильные да пели бы птицы дивные». Так мечтала царская дочь целый день, а дела-то от этого не делались.


  1. Первичное закрепление знаний.


Какие действия обозначают глаголы в форме условного наклонения? Изменяются ли эти глаголы по временам? Почему?

Запишите предложение, объясните орфограммы. Подчеркните глаголы как члены предложения.

Ра..цв..ли (бы) (во)круг сады райские, в которых р..сли (бы) яблоч(?)ки м..л..дильные да пели (бы) птиц.. дивные

Назовите глаголы в форме условного наклонения. Почему условное наклонение имеет второе название – сослагательное наклонение?


5. Наблюдение над языковым материалом.


А наша сказка продолжается.

На другой день Глагольным царством правила вторая царевна, Повелительное Наклонение. У неё походка чинная, осанка важная, да вот беда – заносчива оказалась царевна и своенравна. Сама трудиться не любила, а потому других заставляла: «Сделай то, выполни это. Здесь амбар постройте, а там окна помойте». С реальностью царевна не дружила, на время внимания не обращала, а потому побуждала к тем действиям, которые кто-то когда-нибудь должен выполнить. Была она горда и требовательна, хитра и изобретательна. Умела царевна Наклонение Повелительное не только приказывать, но и призывать, а иногда и просить, лишь бы ей повиновались да волю её исполняли. Так целый день распоряжалась царская дочь, а жители Глагольного царства-государства, приказы её исполняя, из стороны в сторону метались. Да только работы от этого меньше не становилось.


6. Дальнейшая работа по закреплению.


С какой целью употребляются глаголы повелительного наклонения? Можно ли определить время глагола в форме повелительного наклонения? Почему?

Физминутка:

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.


Глаголы какого наклонения вы сейчас услышали? Аргументируйте своё мнение.


7. Применение новых знаний. Конструирование предложений.


Девочки – Рецепт «Мое любимое блюдо» (с применением глаголов в повелительном наклонении). (например, Шарлотка с яблоками, Салат из фруктов)

Мальчики - Проложить маршрут со школьного двора до кабинета информатики (с применением глаголов в повелительном наклонении).


8. Наблюдение над языковым материалом.


А мы возвращаемся в сказку.

На третий день пришла очередь младшей дочери. Наклонение Изъявительное реально существует в каждом из глагольных времён: и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем. Эта царевна слов на ветер не бросает, о несбыточном не мечтает, впустую приказы не раздаёт, своей работой другим пример подаёт. Встала царская дочь чуть свет, коровушек подоила, курочек покормила, грядки прополола, воды наносила. Глядя на работящую царевну, народ трудится, сено косит, пшеницу жнёт, не скучает и не куксится. До вечера ещё далеко, Наклонение Изъявительное пирогов напечёт, холстов наткёт, грибов-ягод соберёт да их царю-батюшке к столу принесёт. Так младшая царевна весь день в работе провела.


9. Закрепление нового материала.


Какие действия обозначают глаголы в изъявительном наклонении? Выпишите из предложений глаголы в три столбика:

Выполнение упр. 540 на стр. 115.


10. Обобщение приобретённых знаний. Самостоятельная работа.


Перед вами карточки со стихотворением В. Звягиной. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, обозначая место орфограмм в слове. Глаголы в изъявительном наклонении обозначьте буквой И, глаголы в условном наклонении — буквой У.

ЛЕНТЯЙКА

Пров..дила (бы) братишку

Я сегодня в де..кий са..,

Да (не) стоит: он под вечер

Все равно пр..дёт наза.. .

Я сх..дила (бы) за хлебом,

Чтоб (не) жаловался де..,

Да, по-моему, без хлеба

В десять раз вкус..ней обед.

Я могла бы вымыть ложк..

И тарелки в шкаф убрать,

Но тогда ведь нашей кошк..

Будет (не) чего л..зать.

Я учит..ся не на тройки,

На пятёрки бы могла.

Но нельзя — м..шают очень

Мне домашние дела.

11. Подведение итогов урока.

Как, по вашему мнению, заканчивается сказка о царе Глаголе и его дочерях? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

А наша сказка заканчивается так:

Собрал царь Глагол дочерей и говорит: «Каждая из вас по-своему хороша. Вот моё решение: пусть одна из вас мечты светлые высказывает, другая – народ к работе призывает, а третья – задуманное осуществляет, сказку в жизнь воплощает».

Устное повторение правила.

Условное наклонение обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Повелительное наклонение выражает волю говорящего – просьбу, приказание, побуждение к действию. Глаголы в форме условного или повелительного наклонения не изменяются по временам. Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

12. Рефлексия.

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я смог(ла)…

Меня удивило…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

13. Задание на дом.


§91, стр. 114 (правило), упр. 541, готовиться к изложению.


Просмотр содержимого презентации
«Наклонения глаголов»

Выпишите глаголы, укажите их вид, переходность, время . У глаголов в формах настоящего и будущего времени определите спряжение. Назовите возвратные глаголы. Дождик прошёл по садовой дорожке, Капли на ветках висят, как серёжки. Тронешь берёзку — она встрепенётся И засмеётся. До слёз засмеётся.

Выпишите глаголы, укажите их вид, переходность, время . У глаголов в формах настоящего и будущего времени определите спряжение. Назовите возвратные глаголы.

Дождик прошёл по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку — она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся.

Прошёл  – сов. вид, перех., прош. вр. Висят – несов. вид, неперех., наст. вр., 2 спр. Тронешь - сов. вид, перех., буд. вр., 1 спр. Встрепенётся  - сов. вид, неперех., буд. вр., 1 спр., возвратн. Засмеётся - сов. вид, неперех., буд. вр., 1 спр., возвратн.

Прошёл – сов. вид, перех., прош. вр.

Висят – несов. вид, неперех., наст. вр., 2 спр.

Тронешь - сов. вид, перех., буд. вр., 1 спр.

Встрепенётся - сов. вид, неперех., буд. вр., 1 спр., возвратн.

Засмеётся - сов. вид, неперех., буд. вр., 1 спр., возвратн.

Наклонения глаголов

Наклонения глаголов

Наклонения глаголов Условное Повелительное Изъявительное

Наклонения глаголов

Условное

Повелительное

Изъявительное

Царевна  Условное наклонение  с нянюшкой Частицей БЫ

Царевна Условное наклонение с нянюшкой Частицей БЫ

Ра..цв..ли (бы) (во)круг сады райские,  в которых р..сли (бы) яблоч(?)ки м..л..дильные да пели (бы) птиц.. дивные.

Ра..цв..ли (бы) (во)круг сады райские, в которых р..сли (бы) яблоч(?)ки м..л..дильные да пели (бы) птиц.. дивные.

Ра с цв е л и б ы в ок руг сады райские, в которых р о сл и б ы яблочки м о л о дильные да пел и б ы птиц ы дивные.

Ра с цв е л и б ы в ок руг сады райские, в которых р о сл и б ы яблочки м о л о дильные да пел и б ы птиц ы дивные.

Царевна Повелительное наклонение: «Сделай то, выполни это. Здесь амбар постройте, а там окна помойте»

Царевна Повелительное наклонение:

«Сделай то, выполни это. Здесь амбар постройте, а там окна помойте»

Покачайтесь, покружитесь,  Потянитесь, распрямитесь,  Приседайте, приседайте,  Пошагайте, пошагайте.  Встаньте на носок, на пятку,  Поскачите-ка вприсядку,  Глубоко теперь вздохните,  Сядьте тихо, отдохните.  Всё в порядок приведите  И писать, друзья, начните.

Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И писать, друзья, начните.

Царевна  Изъявительное наклонение  слов на ветер не бросает, о несбыточном не мечтает, впустую приказы не раздаёт, своей работой другим пример подаёт.

Царевна Изъявительное наклонение слов на ветер не бросает, о несбыточном не мечтает, впустую приказы не раздаёт, своей работой другим пример подаёт.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Каждая из вас по-своему хороша. Вот моё решение: пусть одна из вас мечты светлые высказывает, другая – народ к работе призывает, а третья – задуманное осуществляет, сказку в жизнь воплощает.

Каждая из вас по-своему хороша. Вот моё решение: пусть одна из вас мечты светлые высказывает, другая – народ к работе призывает, а третья – задуманное осуществляет, сказку в жизнь воплощает.

Наклонения глаголов Повелительное Условное Изъявительное Действия желаемые или возможные. Глаголы не изменяются по временам Просьба, приказ, побуждение к действию. Глаголы не изменяются по временам Реальные действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле

Наклонения глаголов

Повелительное

Условное

Изъявительное

Действия

желаемые или

возможные.

Глаголы не

изменяются

по временам

Просьба, приказ,

побуждение к

действию.

Глаголы не

изменяются

по временам

Реальные действия,

которые происходили,

происходят или

будут происходить

на самом деле

Рефлексия Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Было трудно… Я смог(ла)… Меня удивило… Мне захотелось… У меня получилось… Я понял(а), что… Теперь я могу…

Рефлексия

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я смог(ла)…

Меня удивило…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Домашнее задание:  §91, стр. 114 (правило), упр. 541, готовиться к изложению.

Домашнее задание: §91, стр. 114 (правило), упр. 541, готовиться к изложению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!