СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Крестовые походы в теме  "Западная Европа в 11-15 веках: от расцвета к упадку средневековья".  ФГОС.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока № 19 в теме 5. Западная Европа в 11-15 веках: от расцвета к упадку средневековья.  Урок 1 "Крестовые походы".

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Крестовые походы в теме  "Западная Европа в 11-15 веках: от расцвета к упадку средневековья".  ФГОС.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Крестовые походы

  1. Гоманюк Татьяна Дмитриевна

  2. ГБОУ СОШ №902 «Диалог» г. Москва

  3. Учитель истории и обществознания

  4. Предмет история

  5. 6 класс

  6. Урок № 19. Тема 5. Западная Европа в 11-15 веках: от расцвета к упадку средневековья. Урок в теме № 1. Крестовые походы.

7. Базовый учебник: История Средних веков. Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Учебник для 6 кл.образоват.учеб.заведений. –М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002.

8. Цель урока: формирование представления о Крестовых походах как о столкновении Западноевропейской, Восточно-христианской и Исламской цивилизаций.

Планируемые образовательные результаты и задачи:

Предметные: выявляют причины и сущность движения крестоносцев, характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, цели и итоги крестовых походов, определяют и объясняют свое отношение к Урбану 2, Ричарду 1 Львиное Сердце, Фридриху I Барбаросса, Филиппу II Августу, читают историческую карту с опорой на легенду, рассказывают о духовно-рыцарских орденах тамплиеров, тевтонцев, госпитальеров, указывают хронологические рамки крестовых походов, систематизируют исторический материал, подводят итог и определяют какое значение имели крестовые походы для стран Запада и Востока.

  Личностные: - учащиеся научатся формировать уважительное и доброжелательное отношение к культуре, религии и образу жизни других народов мира и навыкам коммуникативной компетентности, самообразования и саморазвития.

Метапредметные:

Познавательные: учащиеся представят информацию в табличной форме, проанализируют и обобщат факты, выделят необходимую информацию из иллюстративного материала, установят причинно-следственные связи, сделают выводы.

Регулятивные: учащиеся  проявят познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, используя ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, осуществляя пошаговый контроль своих действий по результату.

Коммуникативные: учащиеся закрепят навыки речевого общения, умение договариваться и приходить к общему решению в результате совместной деятельности.



9. Тип урока: комбинированный урок.

10. Формы работы учащихся: индивидуально-групповая (ответы на вопросы работа с историческими источниками, картами, историческими понятиями; участие в ролевой игре по теме урока; заполнение таблиц).

11. Необходимое техническое оборудование: ПК с сетевым подключением к головному компьютеру доступ в Интернет интерактивная доска (экран).

12. Структура и ход урока

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент


Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

1 м

2

Актуализация и мотивация учебной деятельности (введение в тему урока).



Презентация



Слайд 1


Какие события и процессы, относятся ко второму периоду средневековья - зрелому средневековью. Ваши предложения.

Но эти процессы характеризуют не только 2 период. Часть из них можно отнести и к первому периоду и к третьему.



Ответы детей.

Феодальное общество

Феодальная раздробленность

Сословия

Вассальная пирамида

Рыцарство

Крестьяне

Рост городов

Могущество католической церкви.

Еретики

2 м




Презентация

Слайд 2.


Работа с синквейном.

Сегодня мы познакомимся еще с одним процессом, без которого расцвет средневековья трудно представить. А что это за процесс мы узнаем определив первое слово в синквейне.


Первая строка синквейна не видна 

1.………

2.Самонадеянные, бесстрашные

3.Подготовились, совершили, захватили

4.На одежде нашивали кресты

5.Рыцари.

Учащиеся угадывают слово «крестоносцы»



Слайд 3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79f7ab8b-0a01-01b2-0063-f6eaa8426b84/%5BIS6SV_5-1%5D_%5BPD_02%5D.html (#16)

После того, как учащиеся угадывают слово «крестоносцы» на экране появляются иллюстрации к теме «Крестовые походы» и тема урока записывается в тетрадь.

Учащиеся записывают тему «Крестовые походы» в тетрадь.

1 м



Слайд 4


Вопрос: В конце 11 века Византия запросила помощи у запада. В связи с какими событиями это произошло? 

Вспомните: кто такие мусульмане.


Ответ: Вторгшиеся с Востока племена турок-сельджуков к концу ХI в. захватили почти всю Малую Азию и создавали угрозу для христианских паломников. Турки-сельджуки были мусульманами и не пропускали паломников к святым местам в Иерусалиме.

2 м




Вопрос: почему для христиан Иерусалим был святым городом?

Ответ учащегося в виде мини-презентации.(Домашняя заготовка).

2 м



Слайд 5 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79f7ab7c-0a01-01b2-0121-f956d3384575/%5BIS6SV_5-1%5D_%5BPD_01%5D.html

(#13)

В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим.

Демонстрация текста.









Ученик (облаченный в рясу папы) зачитывает текст:

«Иерусалим есть пуп (центр) Земли! Реки там текут молоком и медом, это край плодороднейший - второй рай. Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе, спасите братьев, проживающих на востоке! Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат! Тому, кто положит жизнь в битве, будут отпущены все грехи!»

2 м



Слайд 6

Задание по тексту речи Папы РимскогоУрбана 2

1.Есть ли фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев?

2.О захватнических?

3.Есть ли противоречие?

Учащиеся выделяют противоречие:

в своей речи Папа Римский Урбан 2 одновременно призывает к освобождению Иерусалима и захвату богатств народов, живущих там.




3

Изучение нового материала


Формирование проблемы.

Какую проблему предстоит решить на уроке?

Учащиеся формируют проблему урока: «Крестовые походы - это освобождение или завоевание?»

1 м






Слайд 8




Начало исследования

разбирать надо по плану. Используя ваш жизненный опыт, предложите план нашего исследования.


Учащиеся предлагают свои варианты плана.

Участники

Причины.

Повод.

Ход.

Итоги.

Последствия.

1 м



Презентация

Слайд 9

Слайд 10


Посмотрите слайды и определите участников походов. Запишите участников походов в соответствие с предложенной схемой.

Учащиеся заполняют схему.

2 м




Раздача текстов. Заполните таблицу и ответьте на вопрос:

Что послужило поводом начала

крестовых походов?




Учащиеся делятся на 6 групп по 4 человека.  Получают текст. Записывают в таблицу участников движения крестоносцев и их цели. Затем поверяют по слайду «Проверь себя»

Участники походов

и их цели

1.Церковь

Установление порядка в

Европе;

Расширение влияния

римского папы на Восток;

Освобождение Гроба

Господня от неверных;

увеличение доходов

церкви.

2.Феодалы

Захват новых владений и

подданных;

Увеличение богатств;

Получение прощения всех

грехов.

3.Крестьяне

Избавление от тяжелых условий

жизни;

Получение земель на Востоке;

Получение благословения и

прощения грехов.

4.Горожане

Налаживание выгодных

торговых связей с Востоком



5 м



Слайд 12 Слайд 14

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79f7ab70-0a01-01b2-01a4-0cfc0ef8e8b2/%5BIS6SV_5-1%5D_%5BMA_01%5D.swf

(#1)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79f7ad73-0a01-01b2-00ee-5d130c97231a/%5BIS6SV_5-1%5D_%5BTD_19%5D.html

(#15)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79f7adae-0a01-01b2-01b4-268b056dd381/%5BIS6SV_5-1%5D_%5BTD_23%5D.html (#14)

Демонстрация интерактивной карты на основе, которой учащиеся строят свои ответы, занося их в таблицу.


Всего было предпринято 8 крупных крестовых походов. Наиболее  известными стали  Первый, Третий и Четвертый походы. Их вы и должны описать.








Учащиеся просматривают интерактивные карты и заполняют таблицу.

Год крестового похода: Первый:1096-1099

Участники: Беднота, рыцари

Итоги: Завоевания Иерусалима и создание новых королевств

Третий: 1189-1192

Участники: Войска королей Ричарда I Львинное Сердце и Филиппа II Августа

Итоги: Попытка вернуть Иерусалим – неудача, захват Акры и возвращение

Четвертый: 1202-1204

Участники: Рыцари Франции, Италии и др.

Итоги: Разгром Константинополя.


Учащиеся отвечают на вопросы:

Чем четвертый крестовый поход отличался от других?

Почему крестоносцы изменили свой маршрут?


4. Первичное закрепление знаний.


На основе просмотра интерактивной карты учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся работают с картой и заполняют контурные карты,отвечая на вопросы:

-Назовите города и страны, в которых начинались крестовые походы.

-Через какие страны проходил путь крестоносцев во время первого, второго и третьего крестовых походов?

4 м




Раздача текста, написанного очевидцем событий - Никитой Хониатом.


Учащиеся отвечают на вопросы:

Чем четвертый крестовый поход отличался от других?

Почему крестоносцы изменили свой маршрут?

Учащиеся изучают текст, написанный очевидцем событий - Никитой Хониатом и определяют сущность и характер Четвертого крестового похода, анализируя события, поведение латинян в Константинополе, описанные автором, указывают что возмутило его больше всего?

4 м


6. Закрепление матер. и мониторинг полученных знаний.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80e888df-865f-4eaf-a894-cbfdd27cbaa2/index_listing.html

(#21)

Демонстрирует интерактивные задания

Какой ответ на проблему урока можно дать. «Крестовые походы- это освобождение или завоевание?».

Учащиеся отвечают на интерактивные задания

Учащиеся дают свое решение проблемы, приводят аргументы:

Я считаю ……                      Потому что……

4 м



Презентация

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17


К чему привели крестовые походы?

Отметьте положительные и

отрицательные последствия.


Учащиеся, анализируя полученные знания, просмотрев презентацию, отвечают на вопрос: К чему привели крестовые походы и отмечают положительные и отрицательные последствия.

3 м




Презентация Слайд 13

Слайд 16

Слайд 17

Демонстрирует ответы в разделе «Проверь себя!».

На протяжении всего урока учащиеся оценивают себя, проверяя на соответствие правильность заполнения таблиц, схем и т.п. Если справились на 5, то ставят на полях +, если допустили ошибки v.


4

Домашнее задание

Презентация Слайд 14

Параграф 19. Вопросы 1-5.

Контурные карты. Стр.4 зад.1-5

Подготовить мини-презентации (по желанию): Детские походы. Духовно-рыцарские ордена: тамплиеры, госпитальеры,

тевтонский орден.


2 м




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!