СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы в 7 классе. Тема: «Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное начало в повести» (С использованием диска CD «Уроки литературы в 7-8 классах»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учеников с особенностью литературного и сказочного начал в «Повести о Петре и Февронии Муромских»; выяснить, в чём своеобразие повести; совершенствовать навыки анализа текста

Оборудование: иллюстративный материал к повести; репродукция иконы «Святые Пётр и Феврония»; фотографии и репродукции фрагментов древних книг,  CD-диск  «Уроки литературы в 7-8 классах).

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 7 классе. Тема: «Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное начало в повести» (С использованием диска CD «Уроки литературы в 7-8 классах»)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Звёздочнинская средняя общеобразовательноая школа»

Усть-Майский улус (район)















План-конспект урока литературы в 7 классе.

Тема: «Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное начало в повести»

(С использованием диска CD «Уроки литературы в 7-8 классах»)













Учитель:

Левковская Н. Н.

2014г.



Цель урока: познакомить учеников с особенностью литературного и сказочного начал в «Повести о Петре и Февронии Муромских»; выяснить, в чём своеобразие повести; совершенствовать навыки анализа текста

Оборудование: иллюстративный материал к повести; репродукция иконы «Святые Пётр и Феврония»; фотографии и репродукции фрагментов древних книг, CD-диск «Уроки литературы в 7-8 классах).

Ход урока



  1. Проверка домашнего задания

  • Что такое агиографическая литература. ( Агиография – рассказ о жизни, подвигах, страданиях людей, канонизированных церковью; отличается от биографии религиозной целью прославления героя).

  • В 5 классе мы изучали «Житие Бориса и Глеба». О чём идёт речь в этом произведении? (В произведении рассказывается о мученической смерти братьев – это торжество христианского смирения над дьявольской гордыней, которая ведёт к междоусобной борьбе.)

  • Какова главная мысль этого произведения? ( Осуждение братоубийственных распрей и необходимость подчинения младших князей старшим в роде).

  • Какая основная мысль «Жития Сергия Радонежского»? ( Сергий сумел увлечь современников идеей единения во имя спасения веры в борьбе против татарского гнёта).

  • В каком веке написана «Повесть о Петре и Февронии»?

  • Каковы особенности жанра этого произведения?

  • Индивидуальные сообщения учеников.

  • Об истории повести

Повесть возникла в 15 веке на основе устной легенды, сложившейся не позднее середины 15 века и отразившей народные поэтические мотивы борьбы со змеем и отгадывания загадок вещей девой. Окончательная литературная обработка повести, характеризующаяся народной направленностью, относится примерно к середине 16 века, вероятнее всего, ко времени канонизации Петра и Февронии ( на церковном соборе 1547 года). В отличие от большинства агиографических произведений, написанных украшенным, риторическим стилем, повесть о Петре и Февронии обнаруживает тяготение к безыскусной форме изложения, которая подсказана самим характером устной легенды. Повесть пользовалась популярностью, о чём свидетельствует количество ( до 150 ) списков, распадающихся на 4 редакции. Старейшая из них без предисловия и похвалы, дописанных позднее, находится в списке 16 века.

  • Об истории создания повести и её прототипах

Считается, что повесть написана в 16 веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом (настоятелем) дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, а потом монахом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии» была особенно популярна у русских читателей того времени. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

До сих пор точно неизвестно, кого можно назвать прототипами князя Петра и благочестивой княгини Февронии. Есть предположение, что прототипы – Пётр и Феврония – исторические лица, княжившие в Муроме в начале 13 века и умершие в 1228 году.

В то же время, в повести использована местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни. Оно находится неподалёку от села Солотча, откуда родом была Феврония.



  1. Беседа по содержанию:

  • Кто является главными героями повести? (Святые Пётр и Феврония).

  • При каких обстоятельствах они знакомятся?(Пётр помог избавить от злого змея жену брата. Убив змея, он был испачкан его кровью и тяжело заболел. Никто не мог помочь князю. Прослышал Пётр, что в Рязанской земле много врачей и отправился туда. Именно Феврония вылечила его.)

  • Какие два сказочных мотива положены в основу повести? (Мотив о герое, победителе змея, и о мудрой деве).

  • Какие чудеса происходят в повести?(Исцеление князя, перемещение тел в один гроб и т.д.)

  • С устно-поэтической традицией связан и образ Февронии. Кто она по происхождению?(Она дочь крестьянина-древолаза.)

  • Именно Феврония обнаруживает умственное и нравственное превосходство над князем. Это является отличительной чертой произведения, т.к. на первый план выдвигается образ простого человека. В чём проявляется мудрость Февронии?(В необычных её ответах слуге князя. Зачитаем их).

  • Феврония одерживает победу над князем, решившим проверить её. Найдём эпизод с пучком льна и прочитаем его.

  • Пётр вынужден признать правоту Февронии. При каком условии Феврония соглашается вылечить князя?(Если Пётр возьмёт её в жёны).

  • Понимает ли Феврония, что не так-то просто стать женою князя? Что она предпринимает?(Феврония даёт князю лекарство и велит помазать все струпья, кроме одного. Когда князь исцелился, он забыл о своём обещании. «…Не захотел он взять её в жёны из-за происхождения её, а послал ей дары. Она же не приняла». Через некоторое время князь снова покрылся струпьями и возвратился к Февронии. Она поставила ему то же условие, которое Петру пришлось принять). Только с помощью своей мудрости Феврония заставляет князя сдержать слово. В этом обнаруживается сходство с героинями русских народных сказок, которым тоже приходится бороться за свою любовь, за своё счастье.

  • Все ли одобряют поступок князя, взявшего себе в жёны простолюдинку?(Нет. Жёны муромских бояр не хотят ей повиноваться. Они уговаривают своих мужей выгнать Февронию.)

  • Что берёт с собой Феврония, покидая город?(Феврония берёт самое дорогое – своего супруга. Он для неё дороже власти, денег).

  • Соглашается ли Пётр ехать с Февронией?(Да. Он живёт по церковным заповедям, не нарушает их ни в чём. В Библии сказано, что брак священен. Поэтому Пётр оставляет княжение и делит судьбу жены.)

  • В этом проявляется житийное начало. Герои свято чтят Священное Писание. Феврония остаётся верна своему мужу, когда её пытается соблазнить другой женатый мужчина. Вспомните, как она выходит из этой ситуации. (Феврония заставляет его попробовать воду с двух сторон корабля. Вода оказывается одинаковой, как и «естество женское».)

  • Как Феврония поддерживает своего мужа? (Пётр боится остаться бедным, на что Феврония ему говорит: «Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!» Так и произошло. Наутро пришли вельможи и попросили князя вернуться.)

  • Когда наступает старость, супруги просят Бога, чтобы он позволил им умереть вместе. Пётр первым чувствует приближение смерти, посылает за Февронией. Символично, что она в это время занята вышиванием «воздуха» с ликами святых.

  • Что отвечает Феврония?(Она просит Петра подождать её, но Пётр снова отправляет за ней.)

  • Что тогда делает Феврония?(Она оставила свою работу, не дошив мантию одному святому, воткнула иглу и обмотала нитку вокруг неё. Интересная деталь, необычная для древней литературы.)

  • Собдюдают ли люди наказ Петра и Февронии похоронить их в одном гробу?(Нет. Но наутро тела умерших чудесным образом оказываются рядом. Даже после смерти любящие друг друга святые не захотели разлучаться.)

  • Охарактеризуйте Февронию. Какими качествами она обладает?(Феврония исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайного ума и воли. Она обладает нежным, чутким сердцем, способна горячо любить и бороться за свою любовь. Она активна на протяжении всей повести, тогда как Пётр активен лишь в первой главе. С помощью Агрикова меча он одерживает победу над змеем, освобождает жену своего брата. На этом его активная роль заканчивается.

Посмотрим, в чём проявляются черты разных жанров, что делает повесть такой уникальной.

  1. Жанровые признаки «Повести…»

Совместная работа учителя и учеников; комментарии учителя; работа в тетрадях

  • Черты житийного жанра:

  • Пётр и Феврония именуются «благоверными», «блаженными».

  • Именно в церкви Пётр узнаёт о существовании Агрикова меча.

  • Собранные Февронией крошки превращаются в ладан и фимиам.

  • Почитание героями Библии.

  • Постоянное обращение героев к Богу.

Но, в отличие от канонов жития, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (герой рождается в благоверной среде, с детства проявляет интерес к церкви, рано понимает своё призвание и отходит от земных дел, до самой смерти является религиозным подвижником).

  • Черты фольклорных жанров:

  • Мотивы древних легенд, былин о герое-змееборце.

  • Мудрые речи Февронии, присущие бытовым сказкам(о мудрой деве), жанр загадок.

  • Чудеса, характерные для волшебных сказок.

  • Черты бытовых повестей:

  • Детали (Феврония собирает со стола крошки, обматывает нитку вокруг иглы).

  • На первый план выдвигается личность крестьянки.

  • Тема социального неравенства.

  1. Вывод

На основании исследований можно сделать вывод, что в повести есть приметы разных жанров. Все они служат для создания ярких характеров героев. В этом заключается жанровая особенность повести.

  1. Домашнее задание

  • Прочитать материалы учебника на страницах 183-184 и ответить на вопросы.

  • Выполнить задание творческого практикума.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!