№ | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
1 | Организационный момент (1 мин) |
| Настроить учащихся на работу. | Включение учеников в деятельность. - Здравствуйте. Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Записывают дату урока. Оставляют строку для темы урока, которая не называется, учащиеся сформулируют ее самостоятельно в процессе наблюдения над языковым материалом | Готовность к работе |
2 | Языковая разминка (4 мин) |
2.1. | Актуализация знаний учащихся по орфографии и лексике, подготовка к ГИА | Предлагает выполнить тест на карточках по типу заданий ГИА. Остановка внимания на 3 задании теста. | Выполняют тест. | Взаимопроверка. Актуализация знаний и фиксация затруднений. |
| - Меня интересует 3 задание. Все ли справились? Какие синонимы подобрали? Выход на работу со словарными словами урока: - Это словарные слова. Запишите их в тетрадь, подчеркните орфограммы. Объясните значение этих слов. - Эти слова по отношению друг к другу чем являются? | Предполагаемые ответы обучающихся: Профессия, специальность. Записывают словарные слова в тетрадь, подчёркивают орфограммы. Дают толкование слов. Сверяют со словарем. - Синонимы. |
2.2 | Актуализация знаний учащихся о постановке знаков препинания в предложении с обобщающим словом, стоящим перед рядом однородных членов предложения. | Организует работу с примером предложения, приведенного к толкованию слова: Агротехнический техникум предлагает большой выбор профессий механик техник водитель зоотехник бухгалтер. (Знаки препинания не расставлены). | Учащиеся видят отсутствие знаков, расставляют их, объясняют постановку. | Повторение условий постановки знаков препинания в предложении с обобщающим словом, стоящим перед рядом однородных членов. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. |
| - Обратите внимание на пример, проанализируйте его. - Сформулируйте тему урока. | Предполагаемые ответы обучающихся: - После обобщающего слова ставится двоеточие, так как оно находится перед однородными членами предложения. - Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
3. | Этап мотивации к обучению и целеполагание (5 мин) |
3.1. | Стадия вызова: приём «ЗХУ» (Знаю, хочу узнать, узнал) | Запишите в «бортовых журналах», что вы знаете по этой теме. | Заполняют таблицу (графа «Знаю»). | Актуализация знаний по теме урока, целеполагание. |
| - Что вы знаете об обобщающих словах при однородных членах предложения? - Эту тему вы уже изучали в 5 классе, зачем мы будем изучать ее сейчас? | Предполагаемые ответы обучающихся: - Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то ставится двоеточие. - Чтобы узнать новые правила о постановке знаков препинания при обобщающем слове. |
3.2. | Проблемное задание. Фиксация затруднений в деятельности | Предлагает предложения для анализа. После выполненной работы обращает внимание на 4 и 5 пример. | Ищут и выписывают предложения с обобщающими словами в тетрадь. В остальных предложениях расставляют комментируют знаки препинания на интерактивной доске, используя карандаш. | Повторение изученных правил о постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Затруднение при расстановке знаков препинания в 4 и 5 предложениях. |
| - Какое предложение вы выписали? - Назовите обобщающее слово. Каким членом предложения оно является. - Все согласны с постановкой знаков препинания в 4 и 5 примерах? | Предполагаемые ответы обучающихся: - Второе. - Слово «всё». Тем же, что и однородные члены предложения. |
4 | Стадия осмысления (9 мин). |
4.1 | Работа с теоретическим материалом учебника. Прием «Инсерт» | Организует работу с теоретическим материалом для проверки постановки знаков препинания в 4 и 5 примерах. | Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях мере осмысления новой информации. Заполняют 2 графу таблицы «Хочу знать» |
Мотивация и конкретизация цели урока. Анализ постановки знаков препинания в 4 и 5 предложениях с использованием новых знаний. |
| - Какие вопросы у вас возникли? Что вы хотите узнать? | Предполагаемые ответы обучающихся: - Когда в предложениях с обобщающими словами ставится тире; двоеточие и тире. - Цель: научиться определять местоположение обобщающего слова в предложении и правильно расставлять знаки препинания: тире, двоеточие и тире. |
4.2. | Проверка и коррекция постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом, находящимся после ряда однородных членов, и обещающим словом, находящимся перед однородными членами предложения, но с продолжением предложения после них. | Предлагает проверить постановку знаков препинания. | Проверяют, исправляют ошибки, комментируют, применяя новые правила. | Запоминание условий постановки знаков препинания (тире, двоеточия, двоеточия и тире) в зависимости от местоположения обобщающего слова. |
| - Кто может исправить ошибки? Объясните, почему ставятся другие знаки препинания в этих примерах? | Предполагаемые ответы обучающихся: - В 4 предложении после однородных членов предложения ставится тире, так как обобщающее слово ничто стоит после однородных членов предложения. - В 5 предложении перед однородными членами ставится двоеточие, а после них тире, так как предложение продолжается. |
4.2 | Построить метапредметные связи для понимания чем может быть выражено обобщающее слово, какое понятие оно обозначает | Строит логическую связь с предметом биология по осмысления понятия «род» и «вид». | Находят ответ на вопрос учителя, опираясь на свои знания в биологии | Находят логическую метапредметную связь при ответе на вопрос |
| - Чем выражены обобщающие слова? - Вспомните понятие «род» и «вид». Какое понятие шире «род» или «вид»? -Какое понятие будет обозначать обобщающее слово, а какое однородные члены предложения? Объясните на примере 5 предложения. | - Обобщающие слова выражены местоимениями (значение всеобщности) - Другими частями речи, а также словосочетаниями и фразеологизмами. - Понятие «род» шире, родове понятие обозначает обощающее слово, а видовое однородные члены предложения. - В 5 предложении обобщающее слово «деревья» обозначает «род» предмета, а однородные члены предложения «сосна, береза и т.д.» обозначают вид. |
4.3 | Организовать работу в парах | Предлагает выполнить задание упр. № 274. Проверка с помощью доски. | Выполняют задание. Задание выполняется одним учащимся за компьютером. | Проверка выполненных заданий с помощью экрана и устного опроса. |
| - Составьте предложения, соответствующие схемам. | Предполагаемые ответы обучающихся: |
4.4 | Проведение физ/паузы | | | Смена деятельности |
5 | Этап практического применения знаний (21 мин) |
5.1. | Организовать индивидуальную работу и работу в группах | Формирует творческие группы, один учащийся выполняет индивидуальное задание за компьютером. | Выбирают спикера, тьютора. Учащийся работает индивидуально за компьютером. | Работа в группах, индивидуальная работа |
5.2. | Работа с текстом | Предлагает прочитать текст, выполнить задания. Второе задание (расставить знаки препинания) общее у всех. | Выполняют задания. | Проверка второго задания с помощью экрана. Ученик, работающий индивидуально представляет свою работу по второму заданию. Группы проверяют. Самооценка. |
5.3. | Обсуждение результата работы групп | Учитель выводит предложения на доску. | Спикер каждой группы представляет свою работу. Называют номера выбранных предложений, расставляют знаки препинания на интерактивной доске с помощью карандаша, называют условия постановки знаков препинания при обобщающих словах. Спикер 4 группы чертит схемы ко всем предложениям с обобщающими словами. |
Коррекция результатов по заданиям, результаты первого задания каждой группы проверяет ученик, у которого было индивидуальное задание.
Работу четвертой группы проверяют все группы, так как у каждой группы было задание составить схемы к предложениям, которые они выбрали в зависимости от местонахождения обобщающего слова. Презентация ответов групп. |
| | Ведут диалог по ходу презентации результатов работы в группах обучающихся. |
6. | Подведение итогов урока. Рефлексия (4 мин) |
| Понятие значимости урока | Предлагает ответить на вопросы, поставленные в ходе урока (хочу знать). | Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. | Заполняют третью графу таблицы «Узнал». |
| Подготовка к следующему уроку. Рефлексия | Предлагает заполнить карточку итогов деятельности. Предлагает выполнение домашнего задания. Выставляет оценки за урок. | Заполняют карточку итогов деятельности (расставляют плюсы и минусы), в зависимости от результата заполнения получают домашнее задание. | Домашнее задание |
| | Карточка итогов деятельности № 1 | Карточка - упражнения № 2 | 1. Знаю, чем выражаются обобщающие слова и определяю, когда ставится двоеточие при обобщающем слове | 1. Упр. № 275, § 188 | 2. Знаю, чем выражаются обобщающие слова и определяю, когда ставится тире при обобщающем слове | 2. упр.278, § 188 | 3. Знаю, чем выражаются обобщающие слова и определяю, когда ставится тире и двоеточие при обобщающем слове | 3. Упр. № 283, § 188 | Если все плюсы: | § 188, составьте текст, используя обобщающие слова при однородных членах предложения. По выбору: А) в публицистическом стиле Б) в научно-популярном В) в художественном стиле. | |