Этапы урока | Содержание учебного материала Деятельность учителя | Деятельность учащихся Формы организации учебной деятельности | Формируемые УУД |
Организационный момент Определение потребностей и мотивов | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять - И внимательно считать. | Включаются в деловой ритм урока Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.(Ф) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. Волевая саморегуляция. |
Актуализация опорных знаний | Слайд 2 Устно Вычислите: 42:6 =7 720:90 =8 43:6 =7 ост 1 1:2 возникает проблема КАК разделить 3:4 можно ли меньшее число разделить на большее? Такая проблема возникла и у жителей сказочного леса Слайд 3 Просмотр фрагмента м/ф «Мы делили апельсин» Как вы думаете, каким образом надо разделить один апельсин так, чтобы всем зверюшкам досталось поровну? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: Слайд 4 Назовите слово, которое используется в математике: Она бывает барабанная или пальцами. А еще она бывает охотничья. Что это? | Устно выполняют предложенные задания(Ф) При выполнении задания у учащихся возникает вопрос: можно ли меньшее число разделить на большее? (Ф) Учащиеся вступают в диалог по обсуждению возникшей ситуации (Ф) Смотрят и Слушают
Высказывают свои ответы (Ф) Ответ Дробь | Познавательные: Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: Развитие навыка сотрудничества с учителем и со сверстниками. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это …. Запись темы урока на доске «Обыкновенные дроби» Цели: Сегодня мы познакомимся с понятием обыкновенной дроби. Как записываются и читаются обыкновенные дроби, что такое числитель и знаменатель, как найти половину, треть, четверть. Постановка проблемной ситуации Итак, Можно ли меньшее число разделить на большее? Как это записать? | Дроби (Ф) Записывают тему урока. Дети высказывают свои мнения(Ф) | Регулятивные: Целеполагание, прогнозирование, осознание целесообразности теоретических знаний через их применение в решении практических задач. Познавательные: Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности. 9 | Частное от деления одного натурального числа на другое можно записать в виде дроби, где делимое становится числителем, делитель – знаменателем, а знак деления – дробной чертой Учитель вводит понятие обыкновенной дроби: и делает записи на доске 2:5 = ; 3:7 =; 21:30 = Слайд 5 Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. Назовите числитель и знаменатель указанных на доске дробей. Слайд 6 В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - ломаные числа Слайд 7.-8 Чтобы правильно прочитать дробь, надо ответить на два вопроса: – На сколько частей разделили? это будет знаменатель – Сколько частей взяли? Это будет числитель Слайд 9 , Слайд 10 Предлагается задача про мышей. Теперь мы сможем ответить на вопрос, каким образом надо разделить один апельсин так, чтобы всем зверюшкам досталось поровну? Досматривают мультфильм Какую же часть апельсина получит каждый из героев нашего м/фильма? | Делают записи в тетрадях 2:5 = ; 3:7 =; 21:30 = Называют Слушают Зрительное восприятие, записывают в тетрадях слайд 8 Обсуждение ответов в парах(П) Записывают: 1: 6 = Записывают: 1: 5 = , читают дробь | Познавательные формирование интереса к данной теме Личностные: формирование готовности к самообразованию Коммуникативные: уметь оформлять Свои мысли в устной форме и понимать речь других Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Коммуникативные: уметь оформлять Свои мысли в устной форме и понимать речь других Предметные: уметь записывать и читать обыкновенные дроби |
Этап закрепления нового материала Знакомство с понятиями половина, треть, четверть | Слайд 11 Отгадайте загадки: Сидит в корзине девочка, У мишки за спиной, Он, сам того не ведая, Несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь Название этой сказки … А дорога – нелегка, А корзина – тяжела. Сяду на пенек, Съем я пирожок. Ответьте на вопрос: Как пирожок разделить поровну между Машей и медведем? Какую часть получит каждый? Как записать полученное число? Запишите, как получилась эта дробь Как в жизни называется эта дробь? Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день.. Назовите несколько слов с этой приставкой. Слайд 12 Загадка2 Возле леса на опушке, Трое их живет в избушке, Там три стула, три подушки, Три кровати и три кружки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Но Маша пришла к медведям в гости и подарила им бочонок меда. Ответьте на вопрос: Какую часть получит каждый7 Как записать полученное число? Запишите, как получилась эта дробь А как в жизни называется эта дробь? Слайд 13 3агадка 3. Рано утром Мальвина, Пьерро, Буратино и Артемон завтракали. На столе стоял кувшин с какао. Мальвина разлила каждому равное количество напитка в чашку. Какую долю от всего какао получил каждый? | Маша и медведь (Ф) 1:2= (И) Половина- записывают полчаса, полкилограмма, полбулки Отвечают: Три медведя Третью (Ф) 1:3= Треть (И) -записывают Треть(Ф) 1:4= Четверть(Ф) записывают | Коммуникативные: уметь оформлять Свои мысли в устной форме и понимать речь других Познавательные Личностные Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Познавательные Коммуникативные |
Физкультминутка | Слайд 14 Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Смена вида деятельности (Ф) | Личностные: укрепление здоровья |
| II. Слайд 15 Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель, делимое и делитель III. Работа с учебником: № 915 абв Слайд 16 № 895 (записать частное в виде дроби, назвать числитель и знаменатель | Отвечают, называют Решают: 60: 3*1=20мин 60:4*1=15 мин 60:2*1=30мин Работают у доски на откидных досках, потом проверяют и исправляют Остальные уч-ся Работают самостоятельно с последующей проверкой (И, Ф) (И), с последующей проверкой (Ф) | Регулятивные контроля (самоконтроля), Коммуникативные: уметь оформлять Свои мысли в устной форме и понимать речь других |
Рефлексия | Слайд 17 Ребята, а теперь определите своё настроение в конце урока. Поделись своими впечатлениями Заключение: Дроби и действия с ними не всем легко даются. Со времен Средних веков в немецком языке сохранилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в сложную ситуацию. Я надеюсь, что мы подружимся с обыкновенными дробями,и у нас всё будет получаться! Слайд 18 | Дети оценивают свое настроение (И) | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
Информация о домашнем задании | Дается комментарий к домашнему заданию Изучить материал п.23 (стр.138-139); Матем. словарь Выполнить № 925 № 926 № 705-задача на составление уравнения | Записывают задание в дневниках | |