План открытого урока по русскому языку в 5 классе
Тема: «Имя существительное»
Тип урока: комбинированный.
Форма: систематизирование и закрепление темы «Имя существительное».
ТСО и оборудование: учебник, интерактивная доска, компьютер, электронный диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 года», рабочая тетрадь, раздаточный материал – карточки с текстом.
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное как часть речи».
Задачи: - развитие навыков нахождения имени существительного в тексте, умения работать с текстом;
совершенствование навыков склонения по падежам;
обобщить знания по категориям имени существительного;
воспитать уважение и любовь к чтению;
развитие устной связной речи.
Ход урока:
Организационный момент: приветствие, объявление темы, цели и задач урока.
фронтальный опрос.
работа с текстом, грамматические задания (работа на интерактивной доске, с раздаточным материалом)
задания из рабочей тетради.
творческие работы (выступления Димы У., Туяры Т.)
«Медиа» прогулка в тайгу.
«Угадай пословицу» - игра (резервное задание)
Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.
Ход урока:
Орг. момент:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я попрошу вас, как воспитанных и вежливых учеников, поприветствовать их. Садитесь.
Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания по теме «Имя существительное как часть речи», поработаем над склонением по падежам, будем учиться дальше находить существительные в тексте и сделать морфологический разбор существительных.
Фронтальный опрос:
Начнем мы урок с повторения:
что такое имя существительное? (Лариса)
какие существительные мы называем одушевленными и неодушевленными? (Женя).
А какие существительные называются собственными и нарицательными? (Валя)
Кто нам расскажет про склонения имен существительных? (Дьулустан)
Молодцы, вы знаете материал очень хорошо, значит, вы большие умницы и умники!
Слово учителя: Ребята, а как вы думаете, какого человека можно назвать самым умным? А откуда он берет знания? Верно, правильно. Давайте прочитаем текст, и определим основную мысль текста.
Текст:
Человек, любящий и умеющий читать – счастливый ……………. Он окружен множеством умных, добрых друзей. …………… эти – книги. …………. встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается нам в комнату со …………….. любимых книг.
Слово учителя: Так какова основная мысль текста? Только из книг мы черпаем знания, которые нас делают умными, мудрыми и добрыми!
Задания к тексту:
вставьте пропущенные имена существительные.
найдите имена существительные женского, среднего и мужского рода.
определите склонения этих существительных.
просклоняйте слова книга и жизнь по падежам.
подчеркните существительные во множественном числе.
Ответы:
человек, друзья, книги, страниц.
книга, жизнь, комната, страница - ж.р. Человек, мир, - м.р. Детство, ср.р.
книга, комната, страница- 1 скл., человек, мир, детство, - 2 скл., жизнь, - 3 скл.
И.п. - книга, жизнь
Р.п. – книги, жизни
Д.т. – книге, жизни
В.п. – книгу, жизнь
Т.п. – книгой, жизнью
П.п. – о книге, о жизни.
друзья, книги, страниц (р.п. мн. числа)
4. Выполнение заданий из рабочей тетради.
Стр. 12, упр. 6 письменно, (по 1 примеру), упр. 7 устно.
5. А теперь, как творческие люди, давайте с вами прочитаем наши сочинения, которые мы написали об имени существительном. (2-3 сочинения выразительно). Молодцы! Все очень хорошо оформили свои творческие работы и отлично справились с заданием!
6. Оказывается, как видно из сочинения Туяры, имя существительное очень любит природу! А вы любите природу? Давайте мы с вами отправимся на прогулку в нашу северную тайгу. Но! Будьте очень внимательны: в конце прогулки я вам дам интересное задание.
(- Просмотр кадра «Тайга»).10-15 секунд.
Итак, внимание! Кто больше напишет в своей тетради существительные, которые он заметил во время прогулки. Даю вам ровно 20 секунд – кто больше напишет слов!
7. И в конце, давайте поиграем вместе в нашу игру: «Угадай пословицу»!
Правильно, молодцы!
8. Давайте подведем итоги нашего урока: что мы сегодня повторили?
Сегодня очень активно и плодотворно работали на уроке: ………. Они вполне заслужили оценку 5, хорошо работали: ……………….. . За творческие работы я поставила ……….
Домашнее задание: стр. 13, упр. 8.
На этом наш урок закончен, спасибо за внимание и активное участие! До встречи.
3