МБОУ «Терновская ООШ»
Учитель: Чащин Роман Викторович
Предмет: информатика
Класс: 5
Тема урока: Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет
Цель урока: научиться находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу, развивать критическое мышление; формировать умение работать в группе.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: реализации полного цикла проектной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее использования.
Метапредметные:
- регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; иметь навыки самоконтроля;
- коммуникативные: инициативное учебное сотрудничество, постановка вопросов, разрешение конфликтных ситуаций;
- познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, одновременный анализ разнородных информационных объектов, работать с текстом, находить в тексте нужную информацию и делать выводы, поиск в сети Интернет и организация сохранения найденной информации.
Предметные: формирование представления о поиске информации как информационной задаче; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепление представлений учащихся об обработке информации, не изменяющей ее содержания;
2) сформировать представления учащихся о круге задач, связанных с поиском информации;
3) сформировать у учащихся практические навыки поиска информации в сети Интернет и сохранения найденной информации.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Предметное содержание урока
Урок «Поиск информации» - четвертый в большой теме «Обработка информации». Ученики знают, что обработка информации – это решение информационной задачи, которое может осуществляться с изменением формы представления информации (кодирование, систематизация, структурирование) или приводит к получению новой информации (преобразование по правилам, путем рассуждений, разработка плана действий).
Урок направлен на систематизацию и закрепление знаний о способах обработки информации, на формирование представлений о методах поиска информации; на формирование практических навыков поиска информации в сети Интернет. Активный метод обучения в форме компьютерного проекта придает уроку деятельностный характер, постановка проблемы помогает организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Цель урока – доказать, что поиск информации можно осуществлять разными методами, выбор которых определяется целью и возможностями.
Для определения темы урока учащимся предлагается задание на декодирование сообщения (обработка информации с изменением формы представления) (Приложение 1). После чего определяются цели урока: научиться искать информацию разными способами, эффективно. На этапе актуализации знаний учащиеся определяют, к какому виду действий над информацией можно отнести поиск и анализируют интерактивную схему, которую составляли на предыдущих уроках (Приложение 2). После фронтальной беседы ребята формулируют гипотезу о том, что поиск информации лучше всего осуществлять в Интернете. Эту гипотезу ребята предлагают доказать практическим способом: искать одинаковую информацию разными способами, то есть ставят задачи урока.
Итогом проектировочного этапа является план поиска информации, который и будет продуктом урока. А на этапе реализации ребята осуществляют поиск информации разными способами, опираясь на план, фиксируют результаты и делают выводы.
Деятельностное содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика по достижению метапредметной цели | Приёмы | Средства | Организационная форма | Результат этапа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подготовительный этап | - Что вы видите на экране? | - кодировочная таблица; - закодировано слово; -подсказка в расшифровке; - это слово ПОИСК. | На подготовительном этапе происходит актуализация знаний учащихся, определяется тема урока и цель Выстраивается проблемная беседа, ставится проблемный вопрос | Презентация
Интерактивная схема | Фронтальная работа | Постановка проблемы. Сформулированные цель занятия, гипотеза и задачи |
- Слово ПОИСК часто появляется в нашей жизни. Я, например, часто ищу ключи и телефон. А что еще можно искать? | - ключи - работу - друзей - жильё - дорогу - информацию … |
- Сформулируйте тему урока: | - Поиск информации |
- Какие цели нашего урока? | - научиться искать информацию - разными способами - эффективно |
- К какому виду действий над информацией можно отнести ПОИСК? | - мы решаем информационную задачу, значит это обработка - при этом не происходит изменения формы представления информации, а получается новая информация |
Проектировочный этап | - Где вы будете искать информацию: о написании слова; перевод с английского; книгу для внеклассного чтения; непросмотренный фильм; телефон кинотеатра или поликлиники. - Где же вы чаще всего осуществляете поиск информации? - Какая рождается гипотеза? - Эту гипотезу нужно доказать или опровергнуть. Как это сделать? - То есть доказывать гипотезу мы будем опытным путем с помощью проекта «Поиск информации» - Какова цель проекта? - Сформулируйте задачи нашего проекта: | - в словаре, спрошу у учителя, в Интернете - в библиотеке, on-line; - библиотека - нет, лучше в Интернете; - в Интернете; - в Интернете - библиотека - нет, лучше в Интернете; - Искать информацию лучше в Интернете (или в библиотеке). - Можно искать одинаковую информацию разными способами и сравнить - Научиться искать информацию, используя разные источники - Мы возьмем объект и будем искать информацию о нем разными способами | На проектировочном этапе в процессе обсуждения выстраивается гипотеза и формулируются тема, цели и задачи проекта, определяется продукт.
Элемент оценочно-рефлексивного этапа: выработка критериев оценки работы над проектом | Презентация | | Интеллектуальный результат этапа (уровень мотивации, разработанный план действий) |
- Прежде, начать доказывать гипотезу, нам понадобиться очень важная вещь (фрагмент мультфильма) - Интерактивное задание: расставь действия по порядку и получи План поиска информации - Этот План поиска информации будет продуктом нашего урока. | - Нам нужен план поиска информации. - План поиска: 1. Определить объект поиска 2. Выбрать метод поиска 3. Осуществить поиск информации 4. Зафиксировать результат | Интерактивное задание | | Интеллектуальный результат этапа (уровень мотивации, разработанный план действий) Продукт проекта |
- Итак, для доказательства гипотезы мы будем искать информацию разными способами, а потом их сравним. - По каким признакам мы будем сравнивать способы поиска? | - достоверность - полнота - скорость поиска - удобство - безопасность | | Фронтальная работа |
Этап реализации | – Переходим к практической части урока. Каковы сейчас будут ваши действия? | - Получим поисковые задания и определим объект поиска - Разделимся в группе по способам поиска информации - Приступим к поиску информации - Результаты зафиксируем в поисковом листе Ученики, поделенные на группы (по рядам – 3 группы) получают поисковые задания В группе выбирают: интернет-поисковиков, поисковиков в энциклопедии и в бумажном хранилище изображений | Самостоятельная частично-групповая поисковая деятельность | Поисковые листы Сравнительные таблицы | Групповая работа | Продукт проекта Результаты поиска в поисковых листах |
Оценочно-рефлексивный этап | Учителем проверяются результаты практической работы учащихся; организуется обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы; формируется адекватная самооценка учащихся. | Учащиеся представляют результаты самостоятельной работы; обсуждают эти результаты; в соответствии с критериями оценивания учащиеся приобретают опыт самоконтроля и самооценки. | Собеседование, обсуждение, взаимооценка и самооценка Выводы проекта
Выбор домашнего задания
Рефлексия | Презентация | Групповая работа во время отчета | Оценка результатов своей деятельности и других учащихся, выявление недочетов |
- Какую гипотезу мы проверяли в проекте? - Подтвердилась ли эта гипотеза? | повторить гипотезу - Искать информацию лучше в Интернете, но при этом необходимо придерживаться правил безопасного Интернета, тогда информация будет полной, красочной и актуальной. - Не всегда информацию можно найти в сети, тогда помогут бумажные хранилища информации. | | Фронтальная работа | Оценка результатов своей деятельности и других учащихся, выявление недочетов |
- Каков продукт нашего проекта? (Приложение 3) Чем вы будете пользоваться в жизни? | - План поиска информации |
Какое домашнее задание вы бы хотели получить? (Выдается домашнее задание по желанию) - Так как мы занимаемся информатикой, то искать мы будем информацию о Простых компьютерных вещах | - Найти какую-нибудь интересную информацию | Листы с домашним заданием |
- Напишите синквейн «Я на сегодняшнем уроке» | Ученики пишут синквейн-рефлексию и по желанию зачитывают | Листы с синквейном | Индивидуальная работа | Рефлексия |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5