СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планы сочинений-рассуждений по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит два развёрнутых плана сочинений-рассуждений по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Просмотр содержимого документа
«Планы сочинений-рассуждений по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"»

Тема 1.

Согласны ли вы с мнением критика Д.И. Писарева: «Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг»? (Анализ эпизода из 27 главы романа Тургенева «Отцы и дети»)


I. Вступление. Что такое смерть? Какой она бывает? Может ли человек лгать перед смертью? Смерть Базарова – важный момент в понимании сущности героя.

II. Основная часть.

1. Умирающий Базаров – человек, переживший глубокий духовный и мировоззренческий кризис.

1.Взгляды и убеждения Базарова в начале романа.

2.Испытание любовью как начало духовного и мировоззренческого кризиса героя.

3.Второй круг духовных странствий Базарова – это путь к его трагическому одиночеству.

4.Второй приезд к родителям. Изменения, произошедшие с Евгением.

5.Было ли случайным заражение Базарова? Каковы причины этой досадной оплошности?

6.Как ведёт себя Евгений перед смертью? (изменилось ли его отношение к родителям? кого он хочет видеть и почему?)

2. Сцена смерти Базарова – одно из самых сильных и трогательных мест романа.

1.Приезд Одинцовой.

2.Разговор Анны Сергеевны и умирающего Базарова:

а) признание Базарова в любви к Одинцовой;

б) желание «умереть прилично»;

в) проникнутые любовью слова о родителях;

г) размышления о своей нужности России («Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?);

д) поэтичное прощание с любимой женщиной («…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»).

3. Почему автор решил, что главный герой его романа – Базаров – должен умереть? («Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает» Д.И. Писарев)

III. Заключение.

«Новый» Базаров, которого мы увидели в сцене смерти, - это человек, достойный любви и глубокого уважения. (- что нового мы увидели в Базарове? - почему он достоин уважения?)

Возвращаясь к высказыванию Д.И. Писарева…



Тема 2.

Что временное, а что вечное в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?


I. Вступление.

Идет уже второе столетие чтения романа Тургенева «Отцы и дети». В чем причина этой популярности? В вечных проблемах, которые волнуют не одно поколение. Актуальные вопросы: дружба, любовь, человеческие взаимоотношения, смысл жизни.

II. Основная часть.

1) Какие вечные темы раскрываются в романе?

1. Дружба (Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров) - Что привлекало Аркадия в Базарове?- Как относится к дружбе Базаров?

2. Отцы и дети ( Аркадий и Николай Петрович, Евгений Базаров и Василий Иванович Базаров)

- Как Николай Петрович пытается понять сына?- Как относятся родители Базарова к сыну?- Как относится Базаров к родителям?

3. Сложность человеческих взаимоотношений. ( Базаров и Павел Петрович Кирсанов)

- Что является предметом спора Павла Петровича и Базарова? а) аристократизм; б) искусство; в) наука; г) общественный строй; д) русский народ; е) пути переустройства мира; ж) природа.

4. Любовь. На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви:

1) Любовь братьев Кирсановых к Фенечке

2) Любовная история Павла Петровича к княгине Р.

3) Отношения Аркадия и Кати.

4) Наиболее яркая история любви случится в романе у Евгения Базарова.

5. Смысл жизни (Ради чего человек должен жить?)

2) Что оказывается временным?

1) Нигилизм как противоречащее самой жизни, природе учение;

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

2) ненужные идейные споры;

3) Почему роман не заканчивается смертью Базарова? В чём смысл эпилога?

III. Заключение.

Возвращение к тезисам вступления и ответить на вопрос, поставленный в теме сочинения.

Таким образом, можно сделать вывод:






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!