СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ очень ответственный момент. Необходимо постоянно отрабатывать навыки работы с заданиями

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»



КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

(1)…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

(2) Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.

(3) Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху примешивается проклятая розовая струя. (4) От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором когорта  Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствующему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всё тот же розовый дух…

1. Определите стиль текста и тип речи.

2. Выпишите номера предложений с обособленными определениями.

3. Выпишите грамматические основы предложений №2 и  №4.

4. В выделенных словах обозначьте морфемы.

5. Из первого предложения выпишите все предлоги.

6. Укажите способ образования слова сверкающей

7. Укажите №  предложения(ий) с сочинительной и подчинительной связью простых предложений в составе сложного.

8. Постройте линейную схему предложения  №3. Укажите вид подчинительной связи.

9Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте.

1) Синекдоха

2) Умолчание

3) Эпитет

4) Сравнительная синтаксическая конструк­ция

5) Гипербола

6) Метафора

7) Олицетворение8) Ряды однородных членов


























КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

(1)…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

(2) Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.

(3) Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху примешивается проклятая розовая струя. (4) От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором когорта  Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствующему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всё тот же розовый дух…

1. Определите стиль текста и тип речи.

Художественный стиль, повествование с элементами описания

2. Выпишите номера предложений с обособленными определениями (1, 4)

3. Выпишите грамматические основы предложений №2 и  №4. (прокуратор ненавидел, всё предвещало, запах начал преследовать; расположилась когорта, заносило, кашевары начали готовить, примешивался дух)

4. В выделенных словах обозначьте морфемы.

5. Из первого предложения выпишите все предлоги(в, с, между)

6. Укажите способ образования слова сверкающей (суффиксальный)

7. Укажите №  предложения(ий) с сочинительной и подчинительной связью простых предложений в составе сложного. (2,4)

8. Постройте линейную схему предложения  №3. Укажите вид подчинительной связи.

№ 3 [ ], ( что… ), ( что…. ). (однородное)

9Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте.

1) Синекдоха

2) Умолчание

3) Эпитет

4) Сравнительная синтаксическая конструк­ция

5) Гипербола

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Ряды однородных членов
















Промежуточный контроль по русскому языку в 10 классе

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Наконец он нашел себе занятие. 2. Однаж­ды в его присутствии Василий Иванович перевя­зывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже утешали его. 5. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслажде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение не­скольких дней.

7. Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в восторг, наполняла гордостью, 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, - ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Им­ператор французов Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».

(По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Выполните задания к тексту.



1. Определите стиль текста и тип речи.

2. Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

3. Выпишите грамматические основы предложений № 2, 4, 7



4. В выделенных словах обозначьте морфемы.



5. Из предложений 5-6 выпишите производный предлог.

6. Из предложений 3-5 выпишите существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом.



7. Во 2-м абзаце найдите сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Запишите номер предложения. Определите вид придаточного.



8. Постройте схему 3 предложения. Укажите вид подчинительной связи

9Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте.

1) Синекдоха

2) Умолчание

3) Эпитеты

4) Гипербола

5) Сравнительная синтаксическая конструкция

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Гипербола

9) Ряды однородных членов





Промежуточный контроль по русскому языку в 10 классе (ключ)



КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА



1. Наконец он нашел себе занятие. 2. Однаж­ды в его присутствии Василий Иванович перевя­зывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже утешали его. 5. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслажде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение не­скольких дней.

7. Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в восторг, наполняла гордостью, 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, - ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Им­ператор французов Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».

(По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Выполните задания к тексту.



1. Определите стиль текста и тип речиХудожественный стиль, повествование

2. Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами (№ 3,5)

3. Выпишите грамматические основы предложений № 2, 4, 7



4. В выделенных словах обозначьте морфемы.

(перевя­зывал, засаленный, наслажде­нием, бессмысленные, какой-нибудь)



5. Из предложений 5-6 выпишите производный предлог. (В течение)

6. Из предложений 3-5 выпишите существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом. (Насмешки.)



7. Во 2-м абзаце найдите сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Определите его вид. Запишите номер предложения. (№ 7, придаточное определительное.)



8. Постройте схему 3 предложения. Укажите вид подчинительной связи

[ ,( которые… ), и ], ( который… ). (Параллельное)



9Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте. (№ 3, 5,9)

1) Синекдоха

2) Умолчание

3) Эпитеты

4) Гипербола

5) Сравнительная синтаксическая конструкция

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Гипербола

9) Ряды однородных членов









Промежуточный контроль по русскому языку в 10 классе

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1) …Иван стал обдумывать положение. (2)Перед ним было три пути. (3)Чрезвычайно соблазнял первый: кинуться на эти лампы и замысловатые вещицы и всех их к чёртовой бабушке перебить и таким образом выразить свой протест за то, что он задержан зря. (4)Но сегодняшний Иван значительно уже отличался от Ивана вчерашнего, и первый путь показался ему сомнительным: чего доброго, они укоренятся в мысли, что он буйный сумасшедший. (5)Был второй: немедленно начать повествование о консультанте и Понтии Пилате. (6)Однако вчерашний опыт показывал, что этому рассказу не верят или понимают его как-то извращённо. (7)Поэтому Иван и от этого пути отказался, решив избрать третий: замкнуться в гордом молчании.

(8)Полностью этого осуществить ему не удалось и, волей-неволей, пришлось отвечать, хоть и скупо и хмуро, на целый ряд вопросов…

Из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.



1. Определите стиль текста и тип речи.

2. Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами.



3. Выпишите грамматические основы предложений № 5 ,6



4. В выделенных словах графически обозначьте морфемы.



5. Из предложения 3 выпишите все местоимения.

6. Из предложений 6-7 выпишите частицы.



7. Определите вид придаточного в предложении № 6.



8. Постройте схему 6 предложения.

9Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте.

1) Метонимия

2) Умолчание

3) Эпитеты

4) Гипербола

5) Фразеологизм

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Литота

9) Ряды однородных членов



.

 










Промежуточный контроль по русскому языку в 10 классе (ключ)

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1) …Иван стал обдумывать положение. (2)Перед ним было три пути. (3)Чрезвычайно соблазнял первый: кинуться на эти лампы и замысловатые вещицы и всех их к чёртовой бабушке перебить и таким образом выразить свой протест за то, что он задержан зря. (4)Но сегодняшний Иван значительно уже отличался от Ивана вчерашнего, и первый путь показался ему сомнительным: чего доброго, они укоренятся в мысли, что он буйный сумасшедший. (5)Был второй: немедленно начать повествование о консультанте и Понтии Пилате. (6)Однако вчерашний опыт показывал, что этому рассказу не верят или понимают его как-то извращённо. (7)Поэтому Иван и от этого пути отказался, решив избрать третий: замкнуться в гордом молчании.

(8)Полностью этого осуществить ему не удалось и, волей-неволей, пришлось отвечать, хоть и скупо и хмуро, на целый ряд вопросов…

Из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.



1. Определите стиль текста и тип речи( Художественный, рассуждение)

2. Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами. (7,8)

3. Выпишите грамматические основы предложений № 5 ,6

(Был второй: начать повествование, опыт показывал, не верят, понимают)



4. В выделенных словах графически обозначьте морфемы.



5. Из предложения 3 выпишите все местоимения. (эти, всех, их, таким, свой, то, что, он)

6. Из предложений 6-7 выпишите частицы. (не, и)



7. Определите вид придаточного в предложении № 6 (придаточное изъяснительное)



8. Постройте схему 6 предложения. [ ], (что… ).

9Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте. (5,6, 9)



1) Метонимия

2) Умолчание

3) Эпитеты

4) Гипербола

5) Фразеологизм (к чёртовой бабушке)

6) Метафора (укоренятся в мысли, замкнуться в гордом молчании)

7) Олицетворение

8) Гипербола

9) Ряды однородных членов (кинуться и перебить и выразить протест, не верят или понимают, скупо и хмуро)



















Контрольная работа № 1 по русскому языку в 10 классе




КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА




1. Наконец он наш..л себе занятие. 2. Однаж­ды в его пр..сутствии Василий Иванович перевя­зывал мужику ран…ую ногу, но руки тр..слись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова н..сколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже ут..шали его. 5. Пр…дер­живая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с насл..жде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливл…ый отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бе..смысленные выходки в течение не­скольких дней.

7. Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в в..сторг, наполняла гордостью, 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, - ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Им­ператор французов Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».

(По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)


































КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

СПРОСИ У СОВЕСТИ СВОЕЙ

Споко..н и счас..лив тот кто живет в ладу со своей совестью. (Не) завидна участь того кто разм..нулся с ней поступился с совестью ради (сию)минутной выгоды или хуже того отрекся от нее из личного эг..изма.

Совес..ливый человек ( не) обман..т (не) украдет (не) пр..даст на производств.. (не) схалтурит. В час..ной жизн.. (не) оставит без помощ.. и внимания старых родителей или собствен..ого ребенка (не) обид..т слабого и (не) униз..т себя лиц..мерием и лестью. Совес..ливый значит порядочный чес..ный человек наделен..ый чувством достоинства справ..дливостью добротой. О совес..ливом человеке можно сказать словами Н.А. Добролюбова Пусть его жизнь (не) оз..рилась блеском какого (либо) деяния на пользу общества все (таки) его нравствен..ое значение (не) потерян..о.

Добавим что нравствен..ое значение каждой личности живущ..й по (не) писан..ым законам совести (не) оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.

К. Ткаченко

1. Назовите тему текста.

2. Определите микротемы (составьте план).

3. Назовите основную мысль текста.

4. Определите стиль текста (докажите свое мнение).

5. Определите тип текста (докажите свое мнение).

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1-2 и 2-3

8. Напишите не менее трёх средств выразительности, которые используются в тексте.

9. Определите лексическое значение слов: совесть, л..цемерие, лесть

10. Объясните, как вы понимаете фразеологический оборот поступился с совестью.

11. Назовите слова и выражения, относящиеся к высокому стилю. Для чего автор использует их в своей статье? Подберите к этим словам нейтральные синонимы.

12. Найдите в тексте слова, образованные способом сложения. Произведите их морфемный разбор.

13. Произведите морфологический разбор одного краткого прилагательного.

14. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

15. Творческая работа. Напишите, какое отношение имеют размышления о совести, высказанные в этой статье, к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».





1.      Тема: Почему быть совестливым человеком – хорошо? 
2.      Микротемы (план): 
1.      Введение (сравнение полярных вещей: жить в ладу с совестью и поступиться ею) 
2.      Характеристика совестливого человека на работе, в частной жизни.
3.      Н.А. Добролюбов о совестливом человеке и обществе. 
4.      Заключение: что это значит – жить по законам совести? 
3.      Основная мысль: необходимо жить по неписаным законам совести. 
4.      Публицистический стиль:  высокая лексика  (деяние, участь, отрекся); фразеологизмы (в ладу с совестью, поступиться совестью);  короткие предложения, безглагольные фразы; использование тематической (категория нравственность) лексики (порядочный, честный, справедливость, доброта и т.д.), подчиненность общественно-значимой теме (нравственная категория совести). 

5.      Текст-рассуждение (тезис – первые два предложения; доказательства тезиса о том, что совестливому человеку живется спокойнее и счастливее – взяты модели поведения такого человека на работе, в  частной жизни, мнение «эксперта» - Добролюбова, есть заключение).
6.      Спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней, поступился с совестью ради  сиюминутной выгоды, или, хуже того, отрекся от нее из личного эгоизма. Совестливый человек не обманет, не украдет, не предаст, на производстве не схалтурит. В частной жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребенка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью. Совестливый – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливостью, добротой. О совестливом человеке можно сказать словами Н.А. Добролюбова: «Пусть его жизнь не озарилась блеском какого-либо деяния на пользу общества, все-таки его нравственное значение не потеряно». Добавим, что нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным законам совести, неоценимо, ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.   

7.1-2: повтор (тот, того; совестью). 2-3 лексический повтор (совесть, совестливый    

9. Совесть -  внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. 

Лицемерие –несоответствие слов, поступков человека истинным чувствам, убеждениям, намерениям.  Лесть – угодливое,  неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться его благосклонности. 
10. Поступился совестью – полностью осознавая безнравственность своего поступка (поведения, слов), тем не менее, человек идет на нарушение нравственных норм, совершает поступок (ведет себя так), противный совести. Как правило, человек это делает либо из-за слабости, либо идя за большинством, либо из-за какой-то моральной или материальной выгоды. 
11. Деяние (дело, действие); участь (жизнь, судьба); отрекся (отказался); личность (человек); ибо (потому что). Автор использует «высокую» лексику, чтобы воздействовать на чувства читателя и показать важность рассматриваемой темы. 
12. Сиюминутной: корни сию, минут; суффикс н; окончание ой; основа сиюминутн       Лицемерием: корни лиц, мер (е – соединительная буква); ием – окончание; основа лицемер. 
13. Спокоен – каков? – прилагательное (Н.ф. спокоен). Пост. признаки: качественное, краткое. Непост. призн.: положительная ст. сравн., ед.ч., муж.род. Синтаксическая роль: сказуемое (однородное). 
15. Совестью поступился Родион Раскольников, пойдя на кровавый эксперимент по проверке своей неверной теории, и именно совесть не дала ему спокойно жить дальше, терзала и мучила его и заставила сознаться не только в убийстве, но и признать крах теории о «наполеонах» и «тварях дрожащих».  Тема совести проходит через роман красной нитью: она превращает в человека главного героя и дает ему шанс на дальнейшую спокойную жизнь (см. в статье: только человек, живущий в ладах с совестью, может рассчитывать на спокойную судьбу) и любовь; она же мучает и толкает на самоубийство Свидригайлова. На совесть преступника надеется Порфирий Иванович, расследуя  убийство. Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Он убил себя, потому что пошел против своей совести, но именно через страшные муки совести он приходит к духовному возрождению.




















































ТЕКСТ 3

(1)Щемит сердце, хоть кричи... (2)Сева - наш сын, единстве…ый сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию которую сделал когда(то) на нашей даче там ему двенадцать у него светлые волосы аккуратная ч…лка открытый ясный взгляд. (4)Милый ласковый домашний мальчик послушный почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казат…ся ему (не)благополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становит…ся тесно внешний мир манит к себе опека матери и отца угн…тает хочет…ся свободы и самостоятельности. (9)Ст…новление человека неизбежно создаёт этот (не)исключительный кризис, у одних он проходит (не)заметно, у других перер…стает в трагедию. (10)Сева стал проп…дать из дома... (11)Он отпустил волосы наотрез отказался стрич…ся сразу утратил ухоже…ый домашний вид. (12)В какой(то) женской кофте с бубенчиками в потёртых с б…хромой внизу джинсах с (не)опрятными жиденькими косицами, падающ…ми на плечи, - странная однако забота о собственной внешности: стараться не нравит…ся другим, походить на ог…родное пугало. (13)Наш сын... (14)Вряд ли он ждал что мы станем умилят…ся, но наши (не)доумение досаду презрительность воспринимал болезне…о, стал повыше…о раздр…жительным. (15)Теперь любая мелоч… выводила его из себя неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро всё воспр…н…малось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него выр…стали в мучит…льнейшие проблемы праздновать или (не)праздновать дома день рождения, ехать(ли) вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить (ли) у матери денег на покупку новой пластинки? (17)Сакраментальный к…нфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды отн…сительно будущ…го нашей страны если сегодняшняя молодеж… завтра возьмёт в свои руки бразды правления ибо эта молодёж… (не) выносима, (не)выдержа…а, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последу…щих пок..лений от столь древнего пр…знания легче (не) становилось.

(По В. Тендрякову)

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

  3. Разделите текст на абзацы.

  4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

  5. Определите тип текста. Докажите свое мнение.

  6. Разберите по составу слова УГНЕТАЕТ и ПЕРЕРАСТАЕТ.

  7. Произведите синтаксический разбор предложения №3.

  8. Укажите способ образования слова КАКОЙ-ТО.

  9. Определите значение слова САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ (предложение №17).

  10. Напишите сочинение по этому тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, сформулируйте позицию автора. Выразите свою точку зрения на поставленный вопрос.
















КЛЮЧ

ТЕКСТ 3

(1)Щемит сердце, хоть кричи... (2)Сева - наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал когда-то на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето!

(6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10)Сева стал пропадать из дома...

(11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, - странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын...

(14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наши недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро - всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы — праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

(17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

(По В. Тендрякову)

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

  3. Разделите текст на абзацы.

  4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

  5. Определите тип текста. Докажите свое мнение.

  6. Разберите по составу слова УГНЕТАЕТ и ПЕРЕРАСТАЕТ.

  7. Произведите синтаксический разбор предложения №3.

  8. Укажите способ образования слова КАКОЙ-ТО.

  9. Определите значение слова САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ (предложение №17).

  10. Напишите сочинение по этому тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, сформулируйте позицию автора. Выразите свою точку зрения на поставленный вопрос.



*САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ - закрепившийся в традиции, ставший обычным.




Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста 7 класс Прометеев огонь, Отцы и дети»

Комплексный анализ текста «Прометеев огонь»

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)Что знач..т выражение «Прометеев огонь»?

(2)Прометей – титан, могучий герой древн..греческих мифов. (3)Охвач..(н/нн)ый жалостью к людям, Прометей выкрал божестве(н/нн)ое пламя, г..рящ..е в чертогах богов на Олимпе, и передал его людям. (4)За это Зевс осудил его на страшн..ю казнь: титан был пр..кован к скалам, и каждый день гигантский орёл терзал и кл..вал его печень. (5)Каждую ноч(?) она снова з..живала для новых мук. (6)Впоследствии другой благ..родный герой, могучий Геракл, ..своб..дил страдальца…

(7)… Мы г..ворим «муки Прометея», желая оп..сать бе..конечные страдания. (8)Говорим о прометеев..м огне, когда х..тим охар..ктеризовать дух благ..родства, мужества, таланта.

2. Определите тему / проблему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип и стиль речи.

5. Определите количество грамматических основ в предложении 4.

6. Укажите номер предложения, в котором есть два причастных оборота.

7. Выделите в этом предложении причастные обороты графически, отметьте определяемые ими слова крестиком.

8. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение и укажите его номер. Составьте его схему.

9. Выполните морфологический разбор причастий из этого текста.

10. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму.

11. Выпишите из текста слово с проверяемой гласной в корне. Выделите орфограмму.

12. Выпишите из текста собственные имена существительные.

13*. Напишите свой текст (4-5 предложений), объясняющий выражение «Сизифов труд».

Комплексный анализ текста «Прометеев огонь»

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)Что знач..т выражение «Прометеев огонь»?

(2)Прометей – титан, могучий герой древн..греческих мифов. (3)Охвач..(н/нн)ый жалостью к людям, Прометей выкрал божестве(н/нн)ое пламя, г..рящ..е в чертогах богов на Олимпе, и передал его людям. (4)За это Зевс осудил его на страшн..ю казнь: титан был пр..кован к скалам, и каждый день гигантский орёл терзал и кл..вал его печень. (5)Каждую ноч(?) она снова з..живала для новых мук. (6)Впоследствии другой благ..родный герой, могучий Геракл, ..своб..дил страдальца…

(7)… Мы г..ворим «муки Прометея», желая оп..сать бе..конечные страдания. (8)Говорим о прометеев..м огне, когда х..тим охар..ктеризовать дух благ..родства, мужества, таланта.

2. Определите тему / проблему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип и стиль речи.

5. Определите количество грамматических основ в предложении 4.

6. Укажите номер предложения, в котором есть два причастных оборота.

7. Выделите в этом предложении причастные обороты графически, отметьте определяемые ими слова крестиком.

8. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение и укажите его номер. Составьте его схему.

9. Выполните морфологический разбор причастий из этого текста.

10. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму.

11. Выпишите из текста слово с проверяемой гласной в корне. Выделите орфограмму.

12. Выпишите из текста собственные имена существительные.

13*. Напишите свой текст (4-5 предложений), объясняющий выражение «Сизифов труд».

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Наконец он нашел себе занятие. 2. Однаж­ды в его присутствии Василий Иванович перевя­зывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже утешали его. 5. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслажде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение не­скольких дней.

7. Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в восторг, наполняла гордостью, 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, - ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Им­ператор французов Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».

(По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

1. Определите тему и основную мысль отрывка, стиль текста и тип речи.

2. Выпишите номера предложений с деепричастным оборотом.

3. Выпишите грамматические основы предложений № 2, 4, 7

4. В выделенных словах обозначьте морфемы.

5. Из предложений 5-6 выпишите производный предлог.

6. Из предложений 3-4 выпишите частицы.

7Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте.

1) Метонимия 5) Сравнение

2) Литота 6) Метафора

3) Эпитеты 7) Олицетворение

4) Гипербола 8) Ряды однородных членов



КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Наконец он нашел себе занятие. 2. Однаж­ды в его присутствии Василий Иванович перевя­зывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже утешали его. 5. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслажде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение не­скольких дней.

7. Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в восторг, наполняла гордостью, 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, - ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Им­ператор французов Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».

(По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

1. Определите тему и основную мысль отрывка, стиль текста и тип речи.

2. Выпишите номера предложений с деепричастным оборотом.

3. Выпишите грамматические основы предложений № 2, 4, 7

4. В выделенных словах обозначьте морфемы.

5. Из предложений 5-6 выпишите производный предлог.

6. Из предложений 3-4 выпишите частицы.

7Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте.

1) Метонимия 5) Сравнение

2) Литота 6) Метафора

3) Эпитеты 7) Олицетворение

4) Гипербола 8) Ряды однородных членов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!