ПОДГОТОВКА К ЕГЭ: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ – это не только повторение теоретического материала, но и систематическая работа практической направленности. Работа с текстами различных стилей, их лингвистический и литературоведческий анализ часто вызывает у обучающихся определённые трудности.
Материал для подготовки
(1)Я закинул руки за голову. (2)Высоко-высоко, в сереньком, чуть размытом над далёким Енисеем небе различил две мерцающие звёздочки, величиной с семечко таёжного цветка майника. (3)Звёзды всегда вызывают во мне чувство сосущего, тоскливого успокоения своим лампадным светом, неотгаданностью, недоступностью. (4) Если мне говорят: «тот свет», - я не загробье, не темноту воображаю, а вот эти мелконькие, удалённо помаргивающие звёздочки. (5)Странно всё-таки, почему именно свет слабых, удалённых звезд наполняет меня печальным успокоением? (6)А что тут, собственно, странного? (7)С возрастом я узнал: радость кратка, преходяща, часто обманчива, печаль вечна, благотворна, неизменна. (8)Радость сверкнёт зарницей, нет, молнией скорее и укатится перекатным громыханьем. (9)Печаль светит тихо, как неугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни ночью, ни днём, рождает думы о ближних, тоску по любви, мечты о чём-то неведомом, то ли о прошлом, всегда томительно сладком, то ли о заманчивом и от неясности пугающе-притягательном будущем. (10)Мудра, взросла печаль – ей миллионы лет, радость же всегда в детском возрасте, в детском обличье, ибо всяким сердцем она рождается заново, и чем дальше в жизнь, тем меньше её, ну вот как цветов – чем гуще тайга, тем они реже.
(11)Но при чём тут небо, звёзды, ночь, таёжная тьма?
(12)Это она, моя душа, наполнила всё вокруг беспокойством, недоверием, ожиданием беды. (13)Тайга на земле и звёзды на небе были тысячи лет до нас. (14)Звёзды потухали или разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. (15)И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, по ветру, птица отрывала шишку от кедра, клевала орехи и сорила ими в мох. (16)Нам только кажется, что мы преобразовали всё, и тайгу тоже. (17)Нет, мы лишь ранили её, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнём. (18)Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались. (19)Тайга всё так же величественна, торжественна, невозмутима. (20)Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. (21)Но обман этот удаётся до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только воньмёшь её могуществу, почувствуешь её космическую пространственность и величие.
( По В.Астафьеву)
Выделите присутствующие в тексте темы и микротемы:
а ) величие природы;
б) человек и его деятельность;
в) радость и печаль от общения с тайгой;
г) таинственность звёзд;
д) человек – покоритель природы;
2. Определите стиль текста: а) научный;
б) публицистический;
в) художественный;
3.В каком предложении отражается авторская позиция?
3) 9) 13) 21)
4. Определите тип речи в предложениях 16 – 18 :
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение;
г) описание и рассуждение.
В каком предложении присутствует вводное слово?
2) 6) 7) 12)
6. Выпишите из предложений 15-17 все частицы
7. Выпишите из предложения 4 слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
Среди предложений 15-20 укажите сложноподчинённые с придаточными изъяснительными.
9. Определите количество грамматических основ в предложении 7.
10. Из предложений 9-12 выделите то, которое присоединяется к предыдущему с помощью лексического повтора.
11. Среди предложений 5-9укажите бессоюзное сложное.
12. Из предложения 7 выпишите словосочетания со связью примыкание.
Определите средства художественной изобразительности:
А что тут, собственно, странного? –
Мелконькие звёздочки –
Сверкнёт зарницей –
Деревья умирали и рождались –
Радость кратка, преходяща, часто обманчива, печаль вечна, благотворна, неизменна -
14. Из предложений 4-7 выпишите имя прилагательное, выступающее в роли существительного.
В последнем абзаце укажите предложение с однородными членами, выраженными краткими прилагательными.
Ответы к заданиям:
1 | а) б) в) г) |
2 | б) |
3 | 21 |
4 | В) |
5 | 6 |
6 | Только, лишь |
7 | загробье |
8 | 16, 20 |
9 | 3 |
10 | 10 |
11 | 7 |
12 | с возрастом узнал, часто обманчива |
13 | риторический вопрос, эпитет, метафора, олицетворение, антитеза |
14 | странного |
15 | 19 |